Больше газу! Мы побывали на газовом форуме в Санкт-Петербурге

Фото: группа ГАЗ | Максим Чернявский | Федор Лапшин

В Санкт-Петербурге прошел десятый газовый форум: там были показаны новые грузовики, автобусы... И даже раритетный газогенераторный УралЗИС, который работал на дровах!

В прошлом выпуске рубрики мы рассказывали про рекордный пробег тягача IVECO Stralis на сжиженном метане (2000 км без дозаправки, но и без полуприцепа), а общий смысл происходящего в этой отрасли таков: метановые автомобили перестали быть чем-то экзотическим, превратившись в рядовую часть производственной программы. Правда, цена газа, несмотря на существенную разницу с бензином и дизтопливом, скачет, госсубсидии непостоянны, зависят от регионов и регулярно меняются. Но в целом на приобретение и переоборудование газомоторной техники до 2023—2024 годов государство выделило 12,7 млрд рублей, на строительство заправок — 13,2 млрд. Весомые деньги!

При этом четко определилось «разделение труда» по виду топлива: если легкие развозные машины работают, как правило, на сжиженном пропан-бутане, коммунальные машины, самосвалы и автобусы — на сжатом метане (CNG), то «дальнобойщики» — на сжиженном метане (LNG). Есть и промежуточные решения «газ + бензин» или «CNG + LNG». Первый вариант любят владельцы маленьких фургончиков и грузовичков, второй пока остается экзотикой. При этом пропановых заправок в стране около четырех тысяч, АГНКС со сжатым метаном — около пятисот, а ­LNG-криогенных по-прежнему кот наплакал, всего около дюжины.

И если среди минусов машин на сжатом метане — увеличенная собственная масса за счет тяжелых баллонов и относительно небольшой пробег (до 500 км), то главный недостаток транспорта на сжиженном газе — цена и самих машин (такие грузовики дороже дизельных на треть), и заправок. Потому пока покупателями машин на LNG выступают в основном крупные перевозчики, и то если их маршруты пролегают мимо криоАЗС. Кстати, крупнейший парк LNG-тягачей в стране у подразделений самого Газпрома: в этом году КАМАЗ передал туда несколько сотен таких машин поколения К4.

А сейчас у КАМАЗа появился и тягач LNG новейшей генерации К5, созданный при помощи американской компании Woodward. На его раме — два криобака китайской фирмы Shandong, каждый объемом по 530 литров: испытания показали, что пробег автопоезда на одной заправке типовой для подобной техники, 1600 км. Но камазовцы сетуют на ­подводные камни, связанные с этим видом топлива: так, сжиженный метан (как известно, изначально охлажденный до минус 162ºС) со временем нагревается, его давление падает, а вместе с тем уменьшается и запас хода. К тому же не все заправки способны поддерживать столь низкую температуру: на некоторых она равна «всего» минус 130°С. Как итог — газа в бак входит меньше, и запас хода опять же уменьшается. Кстати, газовый двигатель К5 переделан из камазовской рядной «шестерки», а собирать такие тягачи будут на общем конвейере, лишь потом дооснащая на отдельном участке.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи