Инкассаторы: сравниваем бронефургоны Ford Transit и Renault Master, предназначенные для перевозки денег

За время работы в Авторевю мне пришлось примерить на себя разные профессии — от мусоровозчика до пожарного. Ну а теперь нам с Петей Грибачевым выдали бронежилеты, сумки инкассаторов, предоставили новенькие фургоны (разумеется, бронированные) — и мы отправились на Дмитровский автополигон. Эх, еще бы оружие и, главное, деньги, деньги! Но, как всегда, придется рассчитывать только на гонорар.

«И что же в ней такого особенного, в этой бронемашине? — спросил Морган.

— В нее не влезть, Фрэнк! — Китсон старался говорить как можно убедительнее [...]. — Броня сделана из особого сплава, ее нельзя разрезать. Разве что она расплавится под воздействием очень высокой температуры. Но на это потребуются часы, а может быть, и дни. Самая мощная часть машины — это дверь грузового отсека. На ней замок с секретом. Его можно поставить на заданное время. [...] На приборном щитке есть кнопка, контролирующая замок. При малейшей опасности водитель может нажать кнопку, и заданное для замка время отменяется.

— И что же тогда происходит?

— После того как кнопка нажата, дверь открыть невозможно, пока замку не зададут новое время. А это может сделать только специалист. [...] И потом, вот еще: в машине есть коротковолновый передатчик, и с момента выезда из агентства водитель поддерживает постоянную связь с агентством. [...] Представь себе, что какой-нибудь чокнутый рискнет остановить броневик. [...] Водитель и охранник моментально примет все меры пред­осторожности. Водитель нажмет кнопку и снимет заданное время, а охранник переключит тумблер, опускающий стальные шторы, и машина превратится в стальную коробку, которую невозможно открыть. Потом охранник включит непрерывный радиосигнал. Любая полицейская машина может поймать этот сигнал и отыскать бронеавтомобиль, где бы он ни находился. Так что тем двоим в этом броневичке [...] остается только сидеть и ждать, пока не подоспеет помощь. [...] Так что повторяю: эту машину обчистить никому не удастся».

Первым инкассаторским «броневиком», который увидели наши сограждане, стала Нива, загримированная для фильма Мираж 1983 года

Когда в 1983 году на телеэкраны Советского Союза вышел фильм «Мираж», снятый Рижской киностудией по детективу Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане» (его мы и цитировали), сограждане даже не представляли, как могут выглядеть подобные броневики, — и поэтому киношники загримировали под американский «суперсейф фирмы Уэллинг» обычную Ниву. Впрочем, намного позже в Тольятти действительно выпускали бронированные Нивы — и их создатели признавались, что позаимствовали идею из фильма.

А первыми настоящими инкассаторскими бронефургонами в нашей стране стали РАФы с угловатым сварным кузовом французской фирмы Labbe: в конце восьмидесятых на улицы Москвы вышли сразу 62 таких автомобиля. Перед их покупкой был проведен конкурс среди иностранных поставщиков — но, как тогда уверяли специалисты, был выбран самый неудачный вариант.

1991 год, Зеленоград: один из немногих оставшихся к тому времени на ходу РАФов-Labbe. Хорошо видно, что задняя подвеска просела под тяжеленным «панцирем»

Хотя французы вживили в рафовское (а по сути, волговское) шасси переднюю ось и рулевое управление от фургонов Mercedes и Peugeot, ходовая часть не выдерживала тяжеленного «панциря». Подвеска проседала, тормоза отказывали: говорят, не один багажник легковушек, остановившихся перед светофорами, был расплющен тупым носом этих броневиков! Доходило до того, что «чужой» передний мост отваливался, выдирая с мясом крепления к лонжеронам.

Рассказывали, что однажды отказала электроблокировка дверей — и водитель оказался запертым внутри собственного броневика. Пока его удалось вскрыть, прошло немало времени — и бедолагу стали кормить сосисками и поить из трубочки через бойницу. Кстати, переднюю бойницу сконструировали так, что из нее можно было стрелять только по воробьям: ствол оружия при всем желании не удавалось направить горизонтально!

Об этом рассказывалось еще в АР №17—18, 1992: одна из моих первых статей в Авторевю была как раз о банковских бронеавтомобилях. А вот что я писал в АР №6, 1993: «Двенадцать полностью изношенных РАФов-Labbe доживают последние месяцы, а случись гололед, инкассаторы выходят и, вопреки правилам, толкают их...»

На снимке 1988 года перед Гохраном в Москве — КАМАЗ, подготовленный французской фирмой Labbe. У него был бронирован только отсек охраны в кузове

Но тогда же началось настоящее нашествие инкассаторских иномарок на Россию: из-за границы ехали и плыли Мерседесы, Фиаты и Форды (зачастую бэушные и кустарно забронированные). В свою очередь, отечественные (и не только) производители защищали от пуль КАМАЗы­ и уазики — поскольку Газелей тогда еще не было.

Большой популярностью пользовались уазовские «буханки», недорого защищенные фирмой Коналю («Конструкционный алюминий») по методу, который конкуренты ехидно называли «лоскуто блиндато», лоскутное бронирование, — со щелями между алюминиевыми пластинами...

А одним из серьезных зарубежных игроков на нашем рынке был Романо Фонтана, владелец фирмы Fontauto. Он наладил настоящий конвейер: из России в Италию десятками шли серийные УАЗы-«козлики» и КАМАЗы, а обратно отправлялись добротные, но дорогие броневики на их базе.

1991 год, Москва: выручку фирменного магазина джинсов Rifle на углу Кузнецкого моста и Неглинки забирает Mercedes 308D, бронированный компанией Fontauto

Сегодня подобные машины заграничного производства попросту не нужны в нашей стране: отечественные бронировщики давно научились делать их самостоятельно — очень аккуратные, на базе самых разных моделей. А московская фирма Техника, которая и предоставила нам оба автомобиля на испытания, — один из старейших производителей «инкассаторов» в России (с 1992 года) и, судя по всему, крупнейший на сегодняшний день.

«Мы выпускаем не меньше 500 инкассаторских машин в год», — комментируют представители Техники. И неудивительно, что именно этой компании досталась немалая часть «пирога» Сбербанка, который недавно решил основательно обновить свой автопарк.

Танки Сбербанка

«Сбербанк — крайне требовательный заказчик», — вздыхают и представители автомобильных компаний, и бронировщики. В автопарке Cбербанка — 4500 спецмашин, и требования к ним весьма специфические.

Скажем, дверь салона обязательно должна быть не сдвижной, а распашной. Снаружи по всему периметру фургона и внутри — восемь видеокамер, причем наружные и курсовая (та, что смотрит из-за лобового стекла на дорогу) — с инфракрасной подсветкой, а информация записывается на жесткий диск объемом один терабайт.

Большая черная сумка называется «баул инкассаторский»: в таких переносят, например, кассеты для банкоматов. Обратите внимание на вход в фургоны: по требованию Сбербанка сдвижные двери заменяют на распашные — разумеется, с бронезащитой
Над головой водителя две камеры: одна смотрит в салон, другая — на дорогу
Картинки со всех камер выводятся на монитор и записываются
0 / 0

В моторном отсеке — система автоматического пожаротушения, на крыше — маячок бело-лунного цвета (его разрешено включать только в случае нападения), а в придачу к нему устанавливаются сирена и «крякалка» (которыми в обычных ситуациях инкассаторам тоже запрещено пользоваться). И так далее — по всем пунктам.

Под капотом — генераторы системы пожаротушения
Кнопка включения огнетушителей в моторном отсеке защищена чекой
0 / 0

Так вот, в прошлом марте Сбербанк решил закупить для своих отделений по всей стране 438 новых броневиков, вплоть до фургонов, которые будут работать мобильными сберкассами в отдаленных пунктах. А чтобы организовать здоровую конкуренцию, заказчики выбирали между несколькими компаниями-бронировщиками и разными моделями автомобилей.

И знаете, какой пункт есть в протоколе конкурсной комиссии? «Признать не соответствующими требованиям банка Mercedes Sprinter Classiс и УАЗ Патриот Пикап». Не выдержали жесткого отбора!

В итоге было решено приобрести у нескольких бронировщиков, включая Технику, фургоны пяти моделей: с колесной формулой 4х2 — Fiat Ducato, Renault Master, Ford Transit и VW Crafter, с полным приводом — опять же Ford Transit и VW Transporter.

Нам как раз достались две машины в «сбербанковской» комплектации: переднеприводный Master (правда, еще дорес­тайлинговый, хотя более современная версия отличается внешне лишь увеличенной эмблемой) и полнопривод­ный Transit. Их кузова разные по размеру (у Рено — самый компактный в гамме, у Форда — средней длины и со средней крышей), но полная масса одинакова (3,5 т), и мощность двигателей тоже — 125 л.с. Так что это не просто одноклассники, но братья, сделанные одним ателье и с одинаковыми решениями в конструкции!
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи