Лимпопо... Испытываем пикап Volkswagen Amarok на дорогах ЮАР

Фото: Максим Чернявский | Петр Грибачев

«...И сел на орла Айболит и одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» Вот и мы с Петей Грибачевым полетели в ЮАР, к знакомой с детства реке Лимпопо: рядом с ней находится огромный национальный парк Крюгер, по которому нам предстояло ездить несколько дней на пикапе Volkswagen Amarok. Мы предвкушали внедорожные приключения среди слонов, львов и жирафов, а редактор Федор Лапшин напутствовал: «Фотографируйте как можно больше старых грузовиков, их же полно в Африке!» Но все оказалось несколько иначе.

Узнав, что я лечу в Йоханнесбург, знакомые ужасались: «Там же прес­тупность!» Им вторили интернет-­сайты, утверждающие, что по уровню криминала ЮАР уступает лишь Сомали, Афганистану и Колумбии. Да и первые впечатления оказались неласковыми: весь город — в высоких глухих заборах, поверх которых протянута проволока под напряжением. На обочинах трасс — знаки «Остановка запрещена. Вы останавливаетесь на свой риск».

Еще лет двадцать назад ЮАР была самой развитой страной в Африке: достаточно вспомнить, что там разработали собственное ядерное оружие, а потом добровольно от него отказались. Но с падением режима апартеида «белые угнетатели» стали покидать города, и на их место ринулась малограмотная беднота из глубинки. Уровень жизни начал стремительно падать, а основной головной болью стали незаконные иммигранты из соседних стран: Намибии, Зимбабве, Мозамбика. Они составляют чуть ли не четверть населения ЮАР — все поголовно безработные, живут в гетто, промышляют воровством и разбоем. И их боятся как белые, так и черные.

Автостоп по-африкански

Однако за неделю пребывания в ЮАР никаких криминальных поползновений мы не наблюдали: наоборот, встречные улыбались и здоровались — даже бездомные босяки на обочине. А коллеги из журнала «Вокруг света» полдня вдвоем бродили по трущобам Соуэто, где жил знаменитый Нельсон Мандела, — и их никто не тронул.

Итак, мы стартовали из Йоханнесбурга, где нас ждал один из четырех Амароков, участвующих в многомесячном турне по Африке. На их бортах — изображения животных: слон, жираф, лев и буйвол. Нам достался «буйвол».

Оригинальное место для портрета! Мсвати III — король Свазиленда, граничащего с ЮАР. У него 13 жен и 24 ребенка

До парка — полтысячи километров пути, в том числе по горам, а трассы в ЮАР просто превосходны: с идеальными покрытием и разметкой, возле больших городов — четырех-, а то и шестиполосные. Есть платные магистрали, но параллельно им обязательно проложены альтернативные бесплатные варианты. Жизнь «по обочинам» небогатая: деревни с обшарпанными домиками,­ стихийные овощные лавки... Однако с грязными и нищими африканскими странами — например, Сенегалом, где еще не так давно проводилось ралли Дакар, — ЮАР не сравнить.

Mercedes Actros в составе автопоезда B-Double — с двумя полуприцепами

А парк Крюгера приятно поразил. Представьте себе гигантскую огороженную территорию (почти 20 тысяч км2), на которой свободно проживает тьма разнообразных животных: от газелей до львов и крокодилов. И к удобству туристов, которые приезжают любоваться этими животными, — все услуги.

На территории парка — около тридцати кемпингов на разный вкус и кошелек. Дороги — в большинстве своем асфальтированные, даже грунтовки ровные и ухоженные (правда, мы были в сухой сезон).

Twin bin, «бункеры-близнецы» — распространенный тип самосвалов-рудовозов

Однако здесь есть свои строгие правила. Разгоняться быстрее 50 км/ч нельзя: можно столкнуться, например, со слоном. Из машины выходить где попало тоже нельзя: если на этом нарушении поймает егерский патруль, штраф зверский — несколько тысяч долларов. Если надо выйти (например, в туалет), можно остановиться в разрешенном месте, обозначенном табличкой «вы покидаете машину на свой страх и риск». Перемещаться по парку ночью запрещено: это время охоты. По той же причине огороженные кемпинги закрыты с шести вечера до шести утра.

В США бескапотные тягачи Freightliner Argosy не выпускают с 2006 года. А вот в «праворульных» Австралии и ЮАР производят, причем с рестайлингом

Поколесив по парку пару дней (ну да, со скоростью не выше 50 км/ч и практически не выходя из машины), мы составили «рейтинг равнодушия» окружающих зверей к людям. Возглавляют его жирафы, меланхолично взирающие на туристов с четырехметровой высоты. Примерно так же относятся к посетителям парка и слоны: чаще всего не замечают. А вот буйволы, наоборот, проявляют активный и недобрый интерес. Учитывая, что кафрский буйвол похож на небольшой бульдозер с рогами, а в стаде их пара сотен, желания познакомиться поближе не возникало. Прочие животные, например, зебры, при встрече резво убегали в кусты — так что чаще всего удавалось сделать снимки их филейной части. Со львами мы близко не встречались — наверное, и к лучшему.

Грузовички-старички — редкое явление в ЮАР. Слева направо: Mercedes «курцхаубер», Nissan Diesel и Mercedes NG
Этот знак означает: «Придорожная торговля запрещена!»
0 / 0

Уже после того как мы вернулись из ЮАР, информационные агентства опубликовали сообщение о том, что в одном из национальных парков (уж не в том ли, где мы были?) лев загрыз туристку прямо через открытое окно автомобиля, прыгнув на него. Так что Петя не зря кричал «бегом в машину!», когда я, «покинув машину на свой страх и риск», фотографировал красивые пейзажи, а вдали, показалось, шевельнулись кусты...

Никаких внедорожных приключений с нами не случилось, да и случиться не могло. Какой уж там «оффроуд», если навстречу бодро катили то Mercedes CLK с низким пластиковым обвесом, то крохотная Kia Picanto!

MAN выпускает в ЮАР городские автобусы на базе тяжелых грузовиков...
...и даже с «мордочкой» от модели F2000
0 / 0

Но главное — за 1200 километров, пройденных по ЮАР, нам удалось сфотографировать лишь несколько по-настоящему старых (и то не очень ржавых) грузовиков. В парке Крюгер их нет вовсе, а по трассам страны мчат в основном новые грузовики европейских марок, среди которых есть Volvo FH, Scania Streamline и Iveco Stralis последних моделей. Даже MAN предыдущей модели TGA здесь уже редкость, равно как и Mercedes Actros второго поколения. Правда, Актросов последнего поколения MP4 не встретилось: их здесь, как и в России, не продают. Разве что компания Shell недавно сообщила, что гоняет по местным дорогам несколько новых Актросов: испытывает свои масла.

Английский самосвал Leyland Clydesdale семидесятых годов

Еще здесь много «американцев» — опять же в основном новых и двух моделей: это бескапотные Freightliner Argosy и International 9800. Дело в том, что их собирают в ЮАР, оснащая, как и в Штатах, агрегатами по выбору покупателя (это, как правило, двигатели Cummins ISX и ручные несинхронизированные коробки передач Eaton Fuller). Цены традиционные: Argosy в переводе на привычную валюту стоит около 125 тысяч долларов США.

Деньги в ЮАР возят броневики на японском шасси UD (бывший Nissan Diesel)

Еще на дорогах часто встречаются «японцы» разных марок (в «дальнем бое» много машин UD Trucks — это бывший Nissan Diesel). Дорожный поток разбавлен китайскими самосвалами Beifang Benchi, корейскими грузовиками Daewoo, индийскими Tata, бразильскими грузовыми Фольксвагенами: в общем, сборная солянка со всего мира!

«Привет, брат! Ты нас фотографируешь, да?»

При этом все тягачи здесь трехосные, и много автопоездов типа B-Double, с двумя полуприцепами: массогабаритные параметры куда либеральнее, нежели в Западной Европе. Максимальная длина автопоезда — 22 м, полная масса — аж 56 т. Из-за этого регламентирована даже мощность дальнобойных тягачей, не меньше 314 л.с., чтобы не мешать потоку. Так что медленно плетущегося «арбузтранса» здесь нет и в помине.

Бегемоты отдыхают на «пляже». А птички — на бегемотах

Самые впечатляющие автопоезда — рудовозы с двумя кузовами, разгружающимися вбок, и прозвищем twin bin, «бункеры-близнецы». ЮАР славится своими приисками: здесь добывают золото, алмазы, платину и минералы.

На бескрайних просторах парка Крюгер пасутся 32 тысячи зебр

А еще поразили автобусы. То, что многие из них построены на «грузовых» шасси, неудивительно: в конце концов, наши пазики тоже базируются на шасси «газонов». Но одно дело — компактные автобусы, а другое — городская «гармошка» на шасси тяжелого грузовика MAN с колесной формулой 6х4! Оказалось, это официальная продукция концерна MAN под маркой Lion‘s Explorer: мановцы выпускают в ЮАР целую серию таких автобусов с двигателями Евро-3 — длиной около 12,5, 14 и 22 м. Несколько лет назад была построена даже опытная «супергармошка» — трехсекционная, длиной 27 м.

Это — обычный баобаб. А неподалеку, в провинции Лимпопо, растет самый большой баобаб в мире: 47 метров в обхвате! Внутри него даже устроили бар

Отдельно стоит упомянуть про маршрутки: их здесь пруд пруди, и большинство — японские Тойоты на низкопрофильной, но поголовно лысой резине. Водители этих автобусиков гоняют почем зря, при этом на машинах нет табличек с номером и указателем маршрута. Заметив на обочине потенциального пассажира, водитель громко гудит и показывает хитрую комбинацию из пальцев — она и означает, куда идет автобусик! А пешеход либо кивает, либо демонстративно отворачивается. Представляете, если бы нечто подобное было у нас?

Пикап в Африке — это еще и замена маршрутке

Улетая из Йоханнесбурга, я купил жевательную резинку с изображением экзотических фруктов на этикетке. Уже дома ее рассмотрел. Жвачка оказалась сделанной в Польше...

Петр ГРИБАЧЕВ

Обозреватель Авторевю

Так быстро задним ходом я еще не ездил! А все потому, что в нашу сторону радостно бежал слоненок-подросток, растопырив уши и задрав бивни. Эй, парень, ты принял нас за свою маму?

Если наш Amarok с комплектом тюнинга «придворной» фольксвагеновской фирмы Seikel и можно сравнить с жителем саванн, то с буйволом (благо он был нарисован на дверцах) — только однорогим. Роль «рога» исполнял шноркель на правой стойке лобового стекла. Он постоянно напоминал о своем присутствии шипением и чавканьем, подавая воздух в 180-сильный двухлит­ровый турбодизель, который оказался не очень прожорливым: в среднем 9,8 л/100 км. Из-за того же шноркеля резко ухудшился обзор вправо: это напрягало при перестроениях, поскольку движение в ЮАР правостороннее, а наши Амароки были леворульными. Иногда я даже просил Макса Чернявского, который сидел рядом, перестать высовываться в правое окно с фотоаппаратом. Огорчило и отсутствие широкоугольных секторов в зеркалах заднего вида: маневрирование задом превращается в то еще развлечение!

Роль мускулистых ног буйвола играла доработанная подвеска: передние пружины — удлиненные, под задними рессорами — проставки. Амортизаторы — со специальными настройками и увеличенным объемом масла (на сайте производителя весь этот «лифт-комплект» стоит чуть больше тысячи евро). Шины тоже нестандартные, зубастые BFGoodrich. Все это позволило увеличить и без того немаленький дорожный просвет еще на пару сантиметров. Вот только ради чего, если за все дни поездки нам не встретилось ни одного внедорожного участка?

Восьмиступенчатый «автомат» — расторопный и все время старается экономить топливо, включая высшие диапазоны. Турбодизель тянет уверенно, но мощности хотелось бы побольше. Даже на ровных участках Amarok разгонялся с ленцой, а на горных дорогах, особенно когда мы забирались повыше, из-за кислородного голодания машина и вовсе с трудом набирала скорость. Из прочих особенностей стоит отметить высокую посадку: наверх, ухватившись за руль, залезаешь так, будто действительно седлаешь буйвола. Вывод: на роль экспедиционного автомобиля такой Amarok вполне подходит, и даже его недостатки придают поездке «дух путешествия». Но по Москве на этой версии я бы ездить не стал.

Рекомендованные статьи