Тягач напрокат: при каких условиях выгодна аренда грузовиков?

Фото: Федор Лапшин

Европейские производители грузовиков развивают в России новое направление — сдают машины в аренду. Я побывал на семинаре компании Volvo Trucks, посвященном этой теме, и попробовал разобраться в ней.

Представители Volvo разложили перед участниками семинара ворох бумаг с цифрами и данными и сказали: «Вы владельцы автопарка. Вот исходные условия. Задача — получить операционную прибыль и увеличить капитал. Считайте». Затраты на топливо и оплату труда, транспортный налог, маржинальная прибыль, изучение предложений по лизингу и аренде... Я так не напрягал мозги с институтских времен!

Впервые об аренде грузовиков у «большой семерки» европейских производителей в нашей стране я узнал минувшим летом — тогда компания «Деловые линии» взяла напрокат партию тягачей Scania, включая газовые. Всего в сканиевском арендном парке около ста машин, в основном одной модели (с дизельным двигателем 440 л.с. и в очень хорошей комплектации). Тягачи можно взять на срок до 12 месяцев, ежемесячная плата при годовом пробеге до 140 тысяч километров — 176500 рублей в месяц. То есть если нужна машина и есть деньги — попользовался сезон и отдал обратно.

Минувшим летом «Деловые линии» взяли в аренду пять тягачей Scania, которые работают на сжатом метане

А вот у конкурентов из Volvo эта услуга только долгосрочная, на срок от двух до пяти лет, и арендного парка как такового нет: машины сдают в наем по индивидуальным проектам. Основных моделей уже пять — тягачи FH с двигателями мощностью до 500 л.с. и колесной формулой 4х2 либо 6х4.

Судя по коммерческому предложению, при аренде на три года за 460-сильный Volvo FH 4х2 (тоже в очень хорошей комплектации: «робот», два бака на 1240 л и т.д.) надо ежемесячно платить больше, нежели за схожую «краткосрочную» Сканию, — около 220 тысяч ­рублей. Но и разрешенный годовой пробег выше, до 180 тысяч километров.

Сам указанный тягач стоит 97 тысяч евро с НДС, или почти 7 млн рублей, — выходит, что арендатору за те же три года придется выплатить даже больше этой суммы.

С другой стороны, большинство расходов по содержанию техники несет сам арендодатель — компания Volvo Trucks: она регистрирует транспортные средства, держит их на балансе, платит налоги, оформляет страховки ОСАГО, Каско, позволяет пользоваться фирменной телематикой, проводит техобслуживание (каждые 60 тысяч километров) и ремонт. Даже бесплатно моет машины раз в месяц и меняет шины — один раз в течение упомянутых трех лет.

Но все остальное, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения и перегруз, — на арендаторе. Сами вольвовцы тоже могут наложить штрафы за перепробег (примерно 18 рублей за километр) и досрочное расторжение договора.

Пример так называемого графика безубыточности: там, где пересекаются красная и синяя линии, — «точка безубыточности», то есть в данном случае аренда выгодна только при ежегодном пробеге более 110 тысяч километров

А вывод таков: подобная аренда выгодна либо при большом ежегодном пробеге, либо при не очень большом пробеге, но достаточной маржинальной прибыли (это разница между выручкой от перевозок и переменными расходами, которые включают стоимость топлива, зарплату водителей и оплату дорог по системе Платон).

«Если ситуация в бизнесе неопределенная, то лучше купить грузовик», — комментируют специалисты. А еще существует психологический барьер: «Грузовик вроде бы есть, но он не будет моим». В общем, тем, кто решится на подобный шаг, надо хорошенько подумать, провести детальные расчеты, найти «точку безубыточности»...

По словам представителей Volvo Trucks, в США аренда уже составляет более 20% от всех грузовых сделок, в Евросоюзе — 15%. У нас пока — кошкины слезы: та же фирма Volvo Trucks, которая сейчас лидирует в России среди компаний «большой семерки», в 2017 году продала 6001 новый грузовик, а у арендаторов находятся 138 — чуть больше 2% от объема реализации. Впрочем, в 2016-м российский арендный парк Volvo насчитывал всего 25 машин — так что уже можно говорить о росте!

Рекомендованные статьи