Mотор-спор: 50 лет моторов, спорта и парадоксов в подразделении BMW M

Фото: Денис Орлов | компания BMW | Сергей Знаемский

В мае 2022 года подразделению BMW M исполняется 50 лет. В год своего двадцатилетия они сделали М3 E36, наступление тридцатого дня рождения отпраздновали концепт-каром M3 CSL серии E46, сорок лет в 2012 году отметили запуском новых M5 и M6, а прошедшей зимой в преддверии 50-й годовщины М-подразделения концерн BMW объявил, что новым флагманом всех «эмок» будет гибридный кроссовер XM в компании электромобилей i4 M50 и iX M60.

Зачем они это сделали?

– На самом деле это вопрос, который преследует нас последние почти 40 лет, с тех пор как появилась первая М3, — говорит новый глава подразделения M GmbH Франк ван Мил. — Мы начали с того, что у нее был четырехцилиндровый мотор, а потом перешли на шестицилиндровый двигатель, и клиенты спрашивали нас: «Вы серьезно? Вы уверены в этом?» Но машина ехала лучше, чем прежде, и все ее полюбили. Затем появился мотор V8, и вопросы повторились. Потом то же самое было при переходе на турбонаддув.

Так что сегодня у нас за плечами уже четыре поколения совершенно разных силовых агрегатов для М3, но «эмка» все равно остается сама собой. И этот подход я бы хотел экстраполировать на будущее.

Символично, что в свои следующие 50 лет подразделение М GmbH входит с руководителем, который последние три года возглавлял работу над электрокроссовером iX и над новой седьмой серией, включая версию i7. Причем М-подразделением ван Мил руководит уже второй раз, а вообще его карьера чрезвычайно интересна, ведь он ветеран... Audi.

C 1996 года голландец ван Мил занимался в Ингольштадте разработкой подвесок, потом возглавлял опыты по электрификации R8 и, наконец, руководил подразделением quattro.

В BMW его пригласили в 2014 году сразу на место президента М GmbH и доверили внедрение полного привода на моделях M5, M3 и M4.

Затем, в 2018 году, он переключился на электромобили BMW i, но осенью прошлого года вернулся в М-подразделение — с новой мис-
сией.

М — значит...

Историю бренда BMW M можно разделить на четыре больших этапа. С начала 70-х и до середины 90-х это была гоночная команда, которая с переменным успехом пыталась выпускать дорожные автомобили. Потом BMW Motorsport отделилась от спорта и поменяла название на BMW M GmbH, став успешным мелкосерийным автопроизводителем. Затем, в конце 2000-х, после появления М-кроссоверов и расширения линейки в новые массовые сегменты, компания превратилась, по сути, в автоконцерн внутри автоконцерна, который способен продавать 160 тысяч автомобилей в год. А сегодня M GmbH пытается усидеть даже не на двух, а на трех стульях, совмещая возвращение в гонки, выпуск массовых люксовых моделей и электрификацию.

Говорят, что раньше буква M означала «Motorsport», а сегодня — «маркетинг». Но ведь само подразделение BMW Motorsport в 1972 году придумали маркетологи. Точнее, один маркетолог.

В августе 1966 года заводской гонщик Хуберт Хане на BMW 2000Ti проехал круг «Северной петли» (22,8 км) за 9 минут 58,5 секунды. Дело было во время короткой пятикруговой гонки с участием только немецких пилотов, но специалисты службы BMW Classic считают это первым в мире случаем, когда кузовной автомобиль покорил 10-минутную планку на Нюрбургринге. При этом есть как минимум одно свидетельство, что за месяц до этого во время квалификации к 12-часовой гонке итальянец Андреа ди Адамик на Alfa Romeo 1600 GTA проехал тот же самый круг за 9 минут 59,7 секунды. Хане в той гонке сошел. На фото — другой заводской BMW 2000 Ti из 12-часового марафона

Это был не кто иной, как Роберт Лутц, будущий топ-менеджер всех трех американских автогигантов и один из главных автомобильных визионеров двадцатого века. Но на тот момент сорокалетний Лутц только-только обустраивался на посту директора BMW по продажам и маркетингу. Он переехал в Мюнхен в конце 1971 года, а уже в январе 1972-го позвонил в стан главных конкурентов — в гоночную команду концерна Ford, которая только что победила в европейском кузовном чемпионате ETCC, — и пригласил ее директора Йохена Неерпаша ­перейти в BMW.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан
BMW

Рекомендованные статьи