Дневник первого автопробега «Золотое кольцо АР»: хроника событий и впечатления участников

Фото: Дмитрий Питерский

 День 1. Нижегородское кольцо

— Привод?

— Или сцепление.

Мы с Сорокиным тревожно переглянулись. Отличное начало пробега. Утром на машине участников открутилось колесо. А теперь перестала ехать «заряженная» Лада-2108, которая должна катать нас по Нижегородскому кольцу в режиме ринг-такси. Злое «зубило» продержалось всего пару сессий. Но, видимо, шарм отечественного автоспорта в том, что сломаться может все и прямо сразу, однако и починить можно тоже все — и сразу. В нашем случае рванула граната привода, но через десять минут «восьмерка» снова была в строю и валила как ни в чем не бывало.

Вообще-то, мы так и планировали. Собрать всех участников каравана на Н-ринге, чтобы с ходу проверить огнем и выхлопными трубами. А раз уж наш автопробег связан с российским автопромом, то и кататься по трассе нужно на отечественных автомобилях. Кольцевая «восьмерка» — это рев, жара, запах бензина и теснота. Скажем прямо, не все участники решились даже сесть в нее. А серийная Веста Спорт — с противоположного полюса. За рулем Весты был действующий пилот команды «Лада Спорт» Владимир Шешенин, а на «зубиле» нас катал гонщик и инструктор Алексей Силкин. Нетрудно догадаться, что из режима ринг-такси обе Лады быстро перешли в режим ­дуэль-такси — и не щадили пассажиров.

Но можно было прохватить по треку и на своем автомобиле. Правда, цели у всех были разные: если Polo GT изначально рвался на трассу, чтобы потягаться с Вестой, то Multivan оказался на трассе исключительно ради фотографий — и достиг желаемого.

У меня давно была мечта — попасть на конвейер автозавода, посмотреть, как происходит чудо, как из отдельных деталей рождается автомобиль. А еще я очень люблю автопутешествия. И хотел проехать на своем Мультивэне по гоночной трассе. Да и в Жигулевские горы все некогда было заехать во время моих неоднократных приездов в Самарскую область. Поэтому, когда Авторевю объявило призыв в поездку по «Золотому кольцу автопрома России», как понимаете, у меня не было вариантов не поехать. Этот пробег стал одним из самых ярких путешествий в моей жизни за последние лет десять. Такие фантастические эмоции не купишь ни за какие деньги. Жду и готовлюсь к следующей экспедиции АР!

День 2. Нижний Новгород

«Основан в 1932 году», — написано на центральной проходной автозавода. То есть совсем скоро ГАЗу — 90! И оригинальные «фордовские» корпуса все еще стоят, а финальная сборка до сих пор идет в том самом помещении, где в 1932 году были выпущены первые автомобили ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Но сейчас здесь, конечно, делают немного другие машины.

Размер завода? Здесь говорят так: три станции метро. Нижегородская подземка действительно протянулась вдоль корпусов на два перегона и три платформы. Но у нас для экскурсии был другой транспорт. Маршрутка! Представители ГАЗа прислали за нашей группой микроавтобус Газель City и устроили тур по главным объектам производства. Тоже своего рода ­ринг-такси. Остановки — цех сварки и главный конвейер, где нас сопровождал не кто-нибудь, а сам исполнительный директор ГАЗа Андрей Софонов. И, судя по тем вопросам, которые он получил, многие участники нашего пробега могли бы легко освоить ремесло автожурналистов. К чести газовского директора, он не уклонялся даже от самых ­неудобных тем. Например, почему в гамме нет фургона Газель NN с низкой крышей (спойлер: будет)? И когда появится новый Соболь (спойлер: скоро)? И почему ГАЗ не планирует возвращение в легковой сегмент? Впрочем, легковое производство на ГАЗе все же есть: совсем недавно там запустили новый кроссовер Volkswagen Taos. Правда, в тот цех мы не попали. «В другой раз», — ответили фольксвагеновцы на наш запрос. А еще не удалось взглянуть на заводской музей ГАЗа, который сейчас проходит масштабную реконструкцию.

Такой формат встреч, я уверен, ждали очень многие читатели. Даже сама по себе дорога и выбранный маршрут доставляют большое удовольствие, а вместе с историческими справками и комментариями от Сорокина это вообще не путь, а экскурсия. Среди заводов наиболее интересным пунктом программы для меня был ГАЗ. Понравилось, что нам показали новинки и поделились планами развития. Я предполагал увидеть угрюмые лица, а увидел людей, с удовольствием выполняющих свою работу. А еще я очень жду открытия музея ­ГАЗа, ради которого с радостью вернусь в Нижний. На УАЗе настроение было более минорным. Из некогда огромного по площади и масштабам производства сейчас осталось всего две линии сборки: одна под Патриоты, а другая под «старый грузовой ряд», состоящий из разновидностей «буханки». Но есть яркое пятно — музей завода. Уазовцы, вам надо развивать его, открывать общий доступ и расширять коллекцию! А вот АВТОВАЗ показался мне полностью импортным предприятием. Все чисто, четко, современно, но скучновато. Завод сфокусирован на плане производства, организации труда и безопасности. Самое запоминающееся — столовая в «Изоленте», где вкусно кормят и есть возможность оценить масштаб ВАЗа со смотровой площадки.

День 3. Ульяновск

Накануне вечером мы проехали почти 500 км из Нижнего Новгорода в Ульяновск. И знаете, что было самым сложным? Успеть к ужину. Кухня в нашем отеле — до 11 вечера, и, пока мы двигались по Нижегородской области и Чувашии, нам казалось, что все у нас рассчитано идеально. А потом пересекли границу Ульяновской — и... Дело в том, что наша Веста SW Cross в комплектации EnjoY Pro была оборудована новейшей мультимедийкой со встроенным навигатором Яндекс. То что нужно для головной машины пробега в незнакомых городах. Но почему, скажите пожалуйста, этот Яндекс показывает время прибытия по часам не того места, куда ты едешь, а того, откуда ты выехал, а? Всю дорогу мы думали, что комфортно приезжаем в десять вечера, а потом — чик! — и на въезде в регион 73 получите еще час сверху! Ведь ульяновское время ровно на час больше московского и нижегородского. Удобно, не то слово. Однако мы успели с горем пополам на ужин и даже сделали в пути фотосессию всей нашей колонны.

Удивительно, что и после такого путешествия у некоторых участников все равно сохранились силы и желание продолжить пробег — но теперь уже в лобби-баре отеля. Археологи утверждают, что самые поздние свидетельства о присутствии разумных людей в этом месте относятся к четырем часам утра.

Но еще удивительнее, что в 9:30 все были снова бодры и готовы стартовать на УАЗ. А там нас ждало знакомство с Патриотом в версии Охотник, экскурсия по сборочной линии, обед в заводской столовке и даже небольшой ­тест-драйв. Мы теперь отлично знаем все подробности производственного процесса, включая «женитьбу» кузова и шасси «буханок», своими глазами видели переворот рамы Патриота. А кульминацией стал визит в заводской музей, после экскурсии по которому невольно задумываешься: а что было бы, если бы все эти экспериментальные УАЗы стали серийными?

Я тот человек, который запрыгнул в последний вагон и забронировал последнее свободное место в путешествии. Жена даже согласилась провести отпуск отдельно, чтобы я смог присоединиться к пробегу, но, как выяснилось позже, мне повезло дважды: Сергей Знаемский сообщил, что сумел реорганизовать размещение в отелях, — и в итоге мы с женой поехали вдвоем. Наши приключения начались сразу же после старта из дома, когда на Тигуане открутились все пять болтов одного колеса. Мы сообщили организатором эту новость, и первое, что услышали, было: «Где вы? Мы сейчас приедем и посмотрим, что можно сделать». Возникло ощущение, что нас не бросят. К счастью, мы обошлись своими силами, но пришлось поменять автомобиль (резьба оказалась сорвана). А дальше неприятностей уже не было.

Команда подобралась отличная. Для меня знаковыми стали две ситуации. На одном из перегонов Сорокин прокричал в рацию: «Осторожно, на дороге еж!» — и мы всей колонной не просто объехали этого несчастного ежа, а остановились, чтобы один из участников отнес колючего странника обратно в лес. А другой пример — диалог по рации в пробке на участке с ремонтом дороги.

— Смотрите, местные объезжают по грунтовке в придорожной канаве.

— Если это не противоречит твоим принципам, то можешь свернуть и тоже объехать.

— Противоречит, еду за вами.

— Значит, наш человек.

И как же было приятно в этот момент понять, что ты действительно находишься в окружении «своих» людей.

Программа была интересна и познавательна, хотя я совершенно не фанат российского автопрома. Но побывал на заводах, увидел изменения, которые там происходят, и даже некий патриотизм проснулся.

А еще если раньше я читал статьи Знаемского и Сорокина или разглядывал фотографии Питерского, то теперь я читаю и смотрю Сережу, Костю и Диму. Очень круто, когда в сознании читателя автор приобретает знакомое, дружеское лицо.

Мне очень не хватало такой перезагрузки. И я безумно счастлива, что попала на «А поехали!». Понравилось все. Начиная с того, что подтверждал участие лично Сергей Знаемский, — это очень приятно. И что постоянно был контакт с каждой машиной в пути. Понравились выбранные гостиницы и то, как нас встретили на заводах. Понравилось, что в программе были горы! И очень-очень понравилось, что с нами при этом был Дима Питерский. Возвращаться из такого путешествия нужно только с его крутыми фотками. На маршруте мы увидели очень многое, но, с другой стороны, не хватило времени чуть больше узнать города, в которых побывали. И хотя эта поездка про другое, думаю, что короткие обзорные экскурсии не помешали бы остальной программе. Ну а больше всего понравилась атмосфера добра и дружбы, особенно на том прощальном ужине в беседке, который оказался лучше, чем в любом ресторане.

Хочу сказать вам, ребята, искренне: спасибо, вы крутые! И знаете, что... А поехали еще?

День 4. Горы

На нашем «Золотом кольце» даже природа все время напоминает об автомобилях — Волга, Жигули, чайки... Вы же знали, что волжская чайка — это не только символ флагманского ГАЗа, но и элемент эмблемы УАЗа? На пути из Ульяновска в Тольятти мы сначала заехали в парк «Сенгилеевские горы», что всего лишь в часе езды от УАЗа. Правда, заехали не все. Это было единственное место нашего маршрута, где закончился асфальт. Десять километров щебенки и грунтовки — такое по зубам любому автомобилю в нашей колонне. Любому, кроме Mini. Его излюбленные горные серпантины все-таки должны выглядеть немного иначе. Поэтому Cooper S остался на обочине в селе Шиловка и, забегая вперед, сильно сэкономил на мойке.

Интрига заключалась еще и в том, что мы с Сорокиным не ездили здесь во время разведки: тогда с дорог еще не сошел снег. Но мы рассудили, что, раз в колонне есть полноприводный Соболь, даже Polo GT по среднеарифметическому расчету — кроссовер.

Главная гора Сенгилеевского парка — Арбугинская. Ее высота — 177 м, достаточно высоко для роскошного вида на Волгу и достаточно низко, чтобы можно было спуститься к воде. Но впереди нас ждала еще более мощная вершина: через 250 км у нас на маршруте — Жигули и гора Стрельная в парке «Самарская Лука». А это уже 375 метров! Но туда еще нужно успеть засветло: вход работает только до семи вечера. А наш любимый ­Яндекс.­Навигатор показывает: время прибытия — 18:59. К счастью, друзья Авторевю есть даже в Департаменте туризма Самарской области, поэтому парк не только дождался нашего приезда, но и разрешил провести на вершине столько времени, сколько захотим. Успели даже ежа спасти.

Наша «штабная» Веста SW Cross словно создана для таких пробегов. Сорокин не даст соврать: он рулил почти бессменно и, кажется, делал это с удовольствием. Аппетит Лады с французским мотором 1.6 и вариатором составил 7,1 л на 100 км

Я начал читать Авторевю подростком в конце 90-х, как только у меня стали появляться собственные карманные деньги. В журнале всегда было много интересного, но особое значение для меня имели экспедиции. Сначала это была просто идея — вот бы самому отправиться в такое путешествие! Потом идея стала желанием, которое вскоре переросло в страсть и воплотилось в самостоятельные путешествия по Центральной России и на юг к морю. Но мечта все еще оставалась мечтой — вот бы попасть в экспедицию Авторевю!

И тут гром среди ясного неба: «А поехали?»

Решение об участии я принял мгновенно, затем была невыносимо долгая неделя перед стартом и пулей пролетевшие шесть дней экспедиции. Сегодня, перефразируя известный рекламный слоган, с уверенностью могу сказать: «Авторевю, мечты сбываются». Огромное спасибо вам за то непередаваемое ощущение, когда читаешь журнал, а в голове звучат голоса Знаемского, Сорокина, Питерского, будто они читают тебе статью вслух, с присущими им интонациями, тембром, мимикой и жестами.

День 5. Тольятти

АВТОВАЗ — это не завод, а просто Диснейленд для больших детей с бензином в крови. Серьезно, где еще вы в одном месте найдете море (пусть и Жигулевское), горы, технические музеи и возможность увидеть, как бок о бок делают автомобили сразу нескольких эпох. Курорт для петролхедов! Если, конечно, вам не нужно к восьми утра на конвейер. Нам,  кстати, нужно. Правда, к 9:20 и на экскурсию, а не на работу. Но, с другой стороны, и не до трех часов дня, а до самого вечера. Последний день пробега самый насыщенный. Сначала — производство и променад вдоль главного конвейера.

Затем — обновленный заводской музей с выходом через сувенирную лавку. Кстати, это отличает АВТОВАЗ от других заводов: ­ГАЗу и ­УАЗу сильно не хватает ностальгического мерча. После музея — обед в высотной штаб-квартире с видом на завод.

Из ресторана — сразу на «Ладу Спорт», в то самое место, где делают катавшую нас по Н-рингу «заряженную» Весту (хотя обычные Весты собирают в Ижевске). А потом перемещаемся в технический парк под открытым небом. Вот вы уже устали даже от перечисления, верно? А наши участники осилили все это на 30-градусной жаре. Но в какой-то момент силы все же начали покидать команду. И тогда вдруг прозвучало почти наше, авторевюшное: «А пошли на подводную лодку!» И все — даже девушки! — вскочили, чтобы зашагать на очередную экскурсию. Наши люди.

Ну а финалом была встреча с клубом Lada History, активисты которого не только показали свои раритеты, но и позволили погонять по картодрому на аутентичной «шестерке», на «девятке» с коротким крылом и на «восьмерке» с открытым верхом.

Дис-ней-ленд!

А закончилось все прощальным ужином в беседке с сорокинскими шашлыками и... Впрочем, к черту подробности. Поехали с нами в новые пробеги — и все узнаете сами.  

Весь день и всю ночь, за исключением двух часов сна, мы с супругой вели нашу Крету от Тольятти до Тагила. Дома были в семь утра. Все, вот теперь финиш. Пока сидел и отмокал в ванне, мой вестибулярный аппарат однозначно говорил, что ванна покачивается, попадая в выбоины то правыми, то левыми колесами. Но, выспавшись, я понимаю, что счастлив. Да, я потратил за неделю 150 тысяч рублей за две путевки и еще 30 тысяч сверху, не ­выехав при этом даже за пределы России. Получил скол на лобовом стекле. И все равно счастлив!

Дорого? Эта мысль свербела в голове по ходу сборов. А я еще и начитался на сайте комментариев от знатоков отдыха в Турции. Но мечта лично пообщаться с журналистами Авторевю живет во мне давно. К тому же я никогда не был на автомобильном заводе. Только на танковом. А тут везут сразу на три! И, что еще важнее, супруга Лена была согласна ехать со мной уже минут через пять после того, как я изложил свой план. И вот экспедиция позади — и я не жалею ни об одном потраченном рубле!

Я вспоминаю дорогу, наваристую уху, скольжение Весты Спорт на вираже, завораживающие движения роботов-сварщиков на Горьковском автозаводе. Константина Сорокина, ведущего нас в пещеру. Тонкий руль и иезуитский педальный узел аутентичного ВАЗ-2101. ­Тесные каюты и спертый воздух музейной ­подводной лодки. Спасенного ежа. Разговоры за автомобили, а иногда и просто за жизнь с Сергеем Знаемским. Огромные сопла Ту-144. Новорожденного «рененка» на линии В0. Стрекот камеры ­Дмитрия Питерского. Долгий пеший спуск к Волге и подъем по серпантину на Жигулевские горы. И конечно, замечательных людей из разных городов. Разного склада и разных взглядов, но при этом у меня с ними много общего. Мы любим автомобили, любим Авторевю, и мы решились на эту поездку!

Дорого?

Бесценно.

Рекомендованные статьи