на главную страницу Rambler's Top100
  ВАЗ-11113 ОКА

ИМЗ-НАМИ-450 Белка. 1956 год

Упрощенный вариант Белки. 1956 год

Опытный образец Москвича-444 на ВДНХ. 1958 год

Макет Москвича-444. 1957 год


Серийный автомобиль ЗАЗ-965А. 1962 год


Первый прототип ЗАЗ-966. 1961 год

Дмитрий Шевцов
Обозреватель Авторевю
Рост 185 см, водительский стаж — 9 лет, ездит на автомобиле Skoda Fabia 1.4

Все относительно. Бедняк жалуется мудрецу, что его семье очень тесно в хибарке. Мудрец советует поселить в доме еще и козу, а через месяц вновь зайти. Бедняк так и сделал. Через месяц мудрец сказал, что теперь козу можно выгнать. Бедняк выгнал и прослезился от счастья: как же просторно стало в доме!
Примерно четыре месяца назад я по воле нашего шефа пересел с седана Opel Astra на хэтчбек Skoda Fabia. Это была пытка: после Астры в Фабии меня раздражало буквально все. И шум от мотора, и «тупой» разгон на высоких скоростях, и жесткая подвеска, и это дурацкое крохотное зеркальце справа… Я уж не говорю о тесном салоне.
И вот — Ока. Двухцилиндровый двигатель стрекочет так, что уши впору затыкать. Вопросов о размерах правого зеркала вообще не возникает: его попросту нет. По этой же причине нет смысла говорить о комфорте — его тоже нет. Равно как и о багажнике — моя дорожная сумка побольше будет.
Но я доволен, что поездил на Оке. Не то чтобы я теперь полюбил Шкоду, но стал к ней терпимей. Кстати, за рулем таких же Шкод я часто вижу хорошеньких женщин. Думаю, что в подавляющем большинстве случаев машины подарены состоятельными мужьями или любовниками. И рано или поздно эти жены или любовницы начнут роптать, что, мол, неплохо бы справить машинку покруче. Так вот, хорошо бы найти какой-нибудь благовидный предлог, чтобы вынудить их пару дней поездить на Оке. И жизнь снова наладится.

Леонид Голованов
Обозреватель Авторевю
Рост 176 см, водительский стаж — 16 лет, ездит на автомобиле Peugeot 406 2.0

«Килька плавает в томате,
Ей в томате хорошо,
Только я, ядрена матерь,
Места в жизни не нашел»...
Внутри этой жестяной коробочки я чувствовал себя этой самой килькой. Что заставляет человека, царя природы, по собственной воле запирать себя в эту табакерку на колесах? Что заставляет выслушивать эти невероятные звуки — поросячий визг двухцилиндрового моторчика, загробное завывание жигулевского вентилятора отопителя, апокалиптический грохот ничем не закрепленной задней полки? Разве это не удел неудачника — сидеть за рулем по стойке смирно, упираясь левым локтем в голый металл дверной панели, и в бессильной тоске наблюдать, как тебя обгоняют все кому не лень?
Ха! Еще посмотрим, кто кого обгонит. Маленького обидеть затеяли?
Нет, за рулем Оки я чувствовал себя не отверженным. Скорее, персонажем грузинского тоста. «Один маленький, но гордый птичка...» Да, ты маленький. Но гордый!
Ты подъезжаешь к светофору и, просачиваясь между машинами, выдвигаешься на стартовую линию. Пусть они бросают на тебя небрежные взгляды сверху вниз. Пусть отворачиваются. Они пожалеют об этом, когда зажжется зеленый. Пока их мощные моторы будут реветь, а колеса яростно шлифовать лед, легонькая Ока двумя поршнями торк-торк-торк — и уверенно, почти без пробуксовки, уйдет в отрыв! Конечно, когда обессиленная стрелка спидометра подберется к цифре 110 км/ч, они начнут нагонять. Но впереди скользкий поворот — и все супер-пупер-мощные иномарки отстают. Боятся. А ты — рыцарь без страха и упрека, хотя и бедный. Ты пройдешь этот поворот не сбрасывая! Благо, маленькие всесезонные шины цепляются за лед, словно четыре стаи хищных пираний, а реакции в скольжении устойчивы и предсказуемы.
На следующем светофоре ты ловишь уже другие взгляды, полные недоумения и ярости. Каким образом их все время умудряется обгонять эта кофемолка?
Сказать, что я получил удовольствие от зимней городской езды на Оке, — не сказать ничего. Теперь я не удивляюсь рассказам гонщиков о том, как мальцы на кубковых Оках обгоняют на зимних трассах кроссовые «восьмерки». И, пересев обратно в буржуазный Peugeot, я теперь с особой симпатией смотрю вслед каждой проносящейся мимо Оке. Салют тебе, бесстрашный наездник «бешеной табуретки»!

Рустам Акиниязов
Шеф-редактор журнала Автоспорт
Рост 172 см, водительский стаж — 10 лет, ездит на автомобиле ВАЗ-2110

Когда-то я почти год проездил на Оке и сейчас, после «примерки», первым делом попытался вспомнить: что же меня тогда заставило? Банальная, в общем-то, ситуация: нужна была машина, денег не было, а покупать вазовскую «классику» не хотелось, ну хоть режьте...
Парадоксальное свойство человеческой натуры: охотнее помнить хорошее. Первым делом вспомнилось, как Ока позволяла мне передвигаться по Москве. Убежден, что ни на Mitsubishi Lancer Evo VI, ни на Porsche 911 я не успел бы летом за 18 минут в час пик доехать от Олимпийской деревни до посольства Испании возле улицы Герцена. Тогда у нас с женой чуть было не накрылся отпуск... А как-то зимой на картодроме в Зеленограде я в заездах на Оке выиграл дорогущий комплект спортивных амортизаторов Koni. А сколько владельцев «зубил» и иномарок было «порвано» в уличных гонках! Эх, молодость, молодость...
Забавно, что на моей Оке 1995 года выпуска точно так же, как и на этой, протекал уплотнитель лобового стекла. Зимой вода собиралась в нише слева от панели приборов и замерзала. По утрам я аккуратно выковыривал этот кирпичик льда и выбрасывал в окно.
Ломалась Ока постоянно. Причем я точно знаю, что это не было присуще одной моей машине, потому что целый год посещал специализированный сервис, куда со всей Москвы съезжались такие же «оководы», как я. Больше всего проблем, по моим наблюдениям, доставляли тормоза и сцепление, причем стоимость запчастей, как и работы, была всегда выше, чем для Жигулей. Еще один миф касается экономичности Оки. Никакими изменениями регулировок аппетит моей «ласточки» (кстати, 650-кубовой) не удавалось сделать ниже 8 л/100 км.
Честно говоря, сейчас мне трудно представить, кто может стать покупателем новой Оки. Ведь за 2300 долларов можно приобрести вполне пристойную подержанную «восьмерку» или почти новую «пятерку». Со всех точек зрения покупка Оки нецелесообразна. И все же, несмотря на все проблемы, я вспоминаю свою Оку с самыми теплыми чувствами. Парадокс!

Евгений Борычев
Эксперт Авторевю
Рост 170 см, водительский стаж — 35 лет, ездит поочередно на автомобилях Fiat Palio и Renault Clio

На Оке я немало поездил еще в 90-х годах. Изменилась ли малышка за это время? А мое отношение к ней?
Похоже, что кузов Оки остался в первозданном виде, и лишь в салоне появились тканевая обивка сидений и дверных панелей, маленькая полочка за задним сиденьем да новый руль. С точки зрения дизайна и качества эта баранка, мягко говоря, не шедевр. Впрочем, такое решение может быть оправдано тем, что СеАЗ разрабатывал форму руля с учетом возможности установки систем ручного управления на «инвалидные» версии.
Эта Ока, ВАЗ-11113 с двигателем объемом 0,75 л, стала на две с половиной «лошадки» мощнее. Но я этого не почувствовал: при разгоне мотор все равно приходится выкручивать почти до предела, иначе будешь выбиваться из общего ритма движения. Прежним остался и характер: по-детски резвый и отзывчивый. И вообще, Ока сродни ребенку — немудрено, что порой появляется желание вместе пошалить. Но теперь это вызывает не только умиление, но и досаду. Если в свое время дребезжащие детали и панели можно было считать детскими болезнями, то сейчас это уже не аргумент: ведь детство давным-давно прошло. Это просто стабильно плохое качество сборки. Даже если бы я был предельно стеснен в средствах, то вряд ли потратил бы свои сбережения на Оку. Ничего не имею против маленьких машин. Но то, что автомобиль маленький и доступный, не должно означать крайне низкое качество. Производители Оки, видимо, думают иначе.

ИЗ АРХИВА

Разработку легковых автомобилей особо малого класса, к которому относится Ока, в Советском Союзе начали в середине 50-х годов прошлого века. В 1956 году НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом разработали микролитражку ИМЗ-НАМИ-А50 Белка. Заднемоторный автомобиль длиной всего 3,3 метра отличался необычной для того времени «вагонной» компоновкой. Для доступа к месту водителя и переднего пассажира передняя часть кузова откидывалась вперед, а для посадки на заднее сиденье служила большая боковая дверь по правому борту. Среди других особенностей — независимая подвеска миниатюрных 10-дюймовых колес, гидравлические приводы тормозов и сцепления, двухцилиндровый мотоциклетный двигатель воздушного охлаждения ИМЗ-М-72. В производство Белка так и не пошла, а опытные образцы были уничтожены.
В том же 1956 году по решению Министерства автомобильной промышленности СССР завод МЗМА (ныне АО Москвич) начал разработку мини-автомобиля, прототипом которого стал Fiat 600. Первые опытные образцы были собраны уже в октябре 1957 года — им присвоили индекс Москвич-444. Первоначально планировалось оснащать машину 750-кубовым мотоциклетным двигателем МД-65 Ирбитского мотозавода, но остановились на разработанном в НАМИ V-образном четырехцилиндровом моторе воздушного охлаждения мощностью 23 л.с. По решению Совета Министров СССР производство микролитражки развернули на Запорожском комбайновом заводе Коммунар, куда и передали всю документацию. Серийный автомобиль ЗАЗ-965 получил имя собственное — Запорожец.
Недорогой Запорожец пришелся ко двору и вскоре стал дефицитным товаром. Появилась версия с ручным управлением для инвалидов. В 1962 году «горбатому» справили 27-сильный двигатель объемом 887 куб. см и присвоили новый индекс — ЗАЗ-965А. Начались первые поставки на экспорт — в страны соцлагеря и в Финляндию, где герой анекдотов продавался под торговой маркой Yalta (Ялта).
После того, как в Запорожье освоили сборку «ушастого» седана ЗАЗ-966, в классе микролитражек вновь образовался вакуум. Заполнить его смогли только в 1988 году — с появлением разработанного на АвтоВАЗе автомобиля ВАЗ-1111 Ока.
Учитывая удачную конструкцию и высокую унификацию с другими вазовскими моделями («половинка» двигателя от ВАЗ-2108, комбинация приборов, печка и подрулевые переключатели от «копейки»), маленькому автомобилю прочили большое будущее. Предполагалось даже развернуть массовое производство Оки на новом заводе в Елабуге. Но планы так и остались планами. Поскольку мелкосерийный выпуск Оки приносил АвтоВАЗу лишние хлопоты, ее производство сосредоточили в Набережных Челнах (на Заводе микролитражных автомобилей) и в подмосковном Серпухове.

ВАЗ-11113 Ока
(данные производителя)
Тип кузова трехдверный хэтчбек
Число мест 4
Двигатель бензиновый, карбюраторный, ВАЗ-11113
Расположение спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 2, в ряд
Рабочий объем, куб. см 750
Степень сжатия 9,9
Число клапанов 4
Максимальная мощность, л.с/кВт/об/мин 32,0/23,5/5000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 52,3/3000
Коробка передач механическая, 4-ступенчатая
Передаточные числа
I 3,70
II 2,06
III 1,27
IV 0,90
задний ход 3,67
главная передача 4,54
Привод передний
Передняя подвеска независимая, McPherson, с поперечными рычагами и
растяжками, со стабилизатором
Задняя подвеска полунезависимая, пружинная, со связанными рычагами
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные
Шины 135/80 R12
Объем багажника, л 210/650*
Снаряженная масса, кг 645
Полная масса, кг 985
Максимальная скорость, км/ч 130
Время разгона 0—100 км/ч, с 24,0
Расход топлива, л/100 км
при скорости 90 км/ч 4,5
при скорости 120 км/ч 7,1
городской цикл 5,8
Емкость топливного бака, л 30
Топливо бензин АИ-92
Габаритные размеры, мм
длина 3200
ширина 1420
высота 1400
колесная база 2470
колея спереди/сзади 1214/1204
дорожный просвет 150
* При сложенном заднем сиденье.

  1 2
Главная страница | Материалы | Подшивка | Фотоальбом | Видеоколлекция | Реклама | Автоспорт | Грузовики и автобусы | Полезные ссылки
наверх
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования