Федор Лапшин испытал вакуумный погрузчик Вихрь на шасси КАМАЗа: что умеет такая машина?

Фото: Федор Лапшин

В переводе с татарского «туган ягым» — «родная земля»: ее-то, а точнее щебенку и песок, я засасывал в Набережных Челнах в недра здоровенного вакуумного погрузчика Вихрь на шасси КАМАЗа, созданного местной компанией РИАТ. Что умеет такая машина — и как ведет себя на дороге?

Бородатый анекдот. Объявление на заборе: «Осторожно, злая собака». Ниже чья-то приписка: «Беззубая». Еще ниже рукой хозяина дома: «Засасывает насмерть».

Вот и вакуумный погрузчик Вихрь «засасывает насмерть», поскольку это нечто вроде гигантского пылесоса. Только он убирает не листья с газонов или пыль с дорог, а промышленный мусор: песок, землю, щебень, небольшие камни, цемент и тому подобное.

На этом снимке, сделанном в США, рабочие высасывают щебенку между шпалами при помощи вакуумного погрузчика Guzzler на шасси International: он может двигаться и по асфальту, и по рельсам. Кстати, компания Guzzler принадлежит знаменитому производителю спецсигналов Federal Signal

А ведь похожая машина, только для высасывания мусора из урн, была моей дипломной работой! Но она так и осталась на бумаге, зато собратья Вихря работают по всему миру: по-английски они называются «vaсuum loaders» — «вакуумные погрузчики». Судя по всему, изначально такие агрегаты по­явились на железной дороге: чтобы, например, аккуратно собирать щебенку между шпал при ремонте путей. Да и словацкая компания Compel, чей «пылесос» стоит на камазовском шасси, производит в основном железнодорожную технику.

За створками машинного отделения — двигатель Cummins ISLe для привода вакуумного насоса

Модель, о которой пойдет речь, в каталоге компании Compel относится к «малой механизации», причем Вихрь давно уже не новинка: его фирма ­РИАТ создала совместно со словаками еще в 2002 году. Однако с того времени был продан лишь десяток экземпляров: два из них купил Мосводосток, еще два — казанский Водоканал, по одному ушли в Калугу, Ульяновск и Ачинск.

Справа по борту Вихря — насос, аккумуляторы и Керхер

Наконец в прошлом году было решено оживить проект и обновить конструкцию. Базовое шасси и сам «пылесос» оснастили новыми моторами: если раньше под кабиной стоял ­КАМАЗ, а за ней, в машинном отделении, — Caterpillar, то теперь их заменили двигателями Cummins ISLe, которые устанавливает сам РИАТ. Надстройку шаг за шагом локализуют: если раньше все комплектующие закупались в Словакии, то в перспективе импортными должны остаться только вакуумный насос, защитные клапаны и т.д.

Основной пульт управления насосной установкой

Специально для наших испытаний подготовили строительный мусор двух сортов: немного щебня и впечатляющую гору песка — сейчас все это и будем убирать с небольшой площадки!

Оператор подключает пульт дистанционного управления к машине, разматывает оранжевый провод и при помощи пульта раскладывает стрелу с хоботом, на котором защелкивают здоровенную трубу-сопло. Все, пора начинать работу.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи