Судьбу титула в чемпионате Formula E решили очки за быстрейший круг на финальном этапе

Фото: FIA Formula E

Пока Британия в целом была занята делами политическими, жители района Лондона, где располагается парк Баттерси, проявили свою гражданскую позицию по другому вопросу — высказавшись против дальнейшего проведения гонок электромобилей. Не удивимся, если многие гонщики только обрадовались исчезновению лондонского этапа из календаря следующего года: уж очень трясло гоночные машины на неровном асфальте.

Трасса в Лондоне была, мягко говоря, узковата

Финальный этап в Лондоне проходил в спаренном формате – за уик-энд проводилось сразу две гонки, сопровождавшиеся двумя квалификациями (против одной гонки с одной квалификацией на рядовых этапах чемпионата).

На контрасте с перенасыщенной событиями субботней гонкой GP2, первый из двух заездов в Лондоне словно искрился от напряжения. Казалось, будь у Буэми и ди Грасси возможность, они дотянули бы до серии пенальти: обгоны были рискованными, но почти до самого финиша все шло будто по сценарию голливудского боевика. Из-за неудачной квалификации лидеры чемпионата уходили в бой в середине пелотона, и первую часть гонки усердно пробирались до пятой-шестой позиций. До этого момента ни катастрофическая узость трассы, ни относительное равенство сил в плане техники не мешали опережать соперников.

Сенна и Прост на подиуме первой гонки

Лишь за 6 кругов до отмашки клетчатым флагом Ди Грасси совершил плохо просчитанную атаку против Жана-Эрика Верня, едва не спровоцировав аварию. Интересно, что после этого инцидента на машине команды Abt оказалось повреждено переднее антикрыло. Будь судьи столь же принципиальны, как на прошлых этапах, они бы непременно обязали бразильца заехать на пит-стоп для замены носового обтекателя. Но на этот раз блюстители спортивного порядка решили не вмешиваться в происходящее на трассе.

А на последних кругах произошел один из ключевых эпизодов в борьбе за титул. Шедший третьим Оливер Терви немного притормаживал пелотон, и собрал за собой большую очередь. Этим воспользовался было Сэм Берд, опередивший Буэми, но сделал он это как раз в тот момент, когда судьи вывесили желтые флаги из-за уткнувшегося в барьер безопасности болида Терви. Швейцарец, для которого каждый зачетный балл был невероятно важен, отчаянно сигнализировал рукой британцу, но тот возвращать позицию не торопился, чем изрядно потрепал нервы Себастьену. Лишь на финишной прямой Берд внезапно замедлился – да так, что его опередил не только Буэми, но и Антониу Феликс да Кошта. Таким образом главные претенденты на чемпионство финишировали друг за другом, и ди Грасси в личном зачете вышел вперед.

Последствия маневра ди Грасси во втором заезде

Пользуясь тем, что основные игроки из-за неудачной квалификации оказались в глубине пелотона, уверенную победу одержал второй пилот e.dams Renault Нико Прост, пролидировавший от старта до финиша. В таком же спокойном стиле вторую строчку удерживал Бруно Сенна — на его позицию шедший третьим Оливер Терви не покушался.

В воскресенье ставки были еще выше, чем днем ранее. На этой узкой трассе квалификация должна была решить многое, если не всё. И в решающий момент Буэми собрался, выдав блестящий круг, добыл поул и причитающиеся за него очки, что позволило сравняться с ди Грасси. Теперь оставалось только уверенно стартовать — и дело в шляпе.

Горечь поражения в Ле-Мане Буэми отчасти подсластил оригинальной победой в чемпионате FIA Formula E, добытой за счет быстрейшего круга в последней гонке

Большую часть сезона Лукас Ди Грасси жаловался, что его команда Abt Sportsline не получает ту же поддержку от производителя, как e.dams от Renault. По мнению бразильца, французы выступают в другой лиге. В такой ситуации ему оставалось все решать на старте: опережать Буэми. Бразилец выполнить это условие не смог и решил действовать в духе своего знаменитого соотечественника, затормозив о машину швейцарца. Явно в этот момент в голове у капитана e.dams Renault Алена Проста промелькнула пара эпизодов с Сузуки. По иронии судьбы, на сей раз это столкновение вывело Проста на первое место — лидерство в гонке захватил сын четырехкратного чемпиона мира. Николя добыл еще одну победу, которая позволила ему выйти на третье место в личном зачете после не слишком убедительного сезона. Дополнили подиум Даниэль Абт и Жером Д’Амброзио, оказавшийся третьим за счет наказаний, выданных гонщикам, финишировавшим выше, но допустившим перерасход электроэнергии.

Китайская команда Nextev переоценила свои силы, взявшись за развитие тяжелой системы с двумя электромоторами. Лишь на предпоследней гонке Оливер Терви умудрился держаться на третьем месте, но и то ускользнуло из-за аварии

Ну а развязка борьбу за титул вышла в некотором смысле заочная. После того как претенденты разбили машины, им пришлось совершить «ранний пит-стоп», пересев во вторые электромобили и устремиться в погоню за лучшим кругом, за который полагаются бонусные баллы. Сначала ди Грасси показывал результат чуть лучший, но затем Буэми сполна воспользовался преимуществом техники и застолбил за собой быстрейший круг. Бразилец шел было на улучшение, но ошибся на последнем секторе за 3 круга до финиша. А затем застыла на трассе машина Майка Конвея, из-за чего на одном из участков трассы объявили режим желтого флага — улучшать время там было нельзя.

В следующем году прогресса ждут от французов из компании Citroen. За счет одного только значка DS на носу машины вряд ли можно будет выдержать конкуренцию с игроками, которые серьезно вкладываются в развитие электроболидов

Подводя итоги чемпионата, заметим: из всех команд за лидерство боролись те, что решили не изобретать велосипед, и просто заняться совершенствованием прошлогодней техники. Весь чемпионат прошел под диктовку двух объективно сильнейших команд, одна из которых просто пользуется чуть большей заводской поддержкой, чем другая. Кто знает, внемлют ли в концерне VAG мольбам ди Грасси о помощи — от этого во многом зависит, станет ли следующий сезон легкой прогулкой для e.dams Renault.

А вот ставка на экзотическую схему с двумя моторами не сработала – слишком уж тяжелая конструкция получается. И мытарства прошлогодних чемпионов из Nextev наглядно демонстрируют, что даже в таком необычном чемпионате, как Formula E, пока что невозможно тягаться с крупными игроками, да еще и предлагать что-то кардинально отличающееся от проверенного рецепта успеха.

Бодро начавшая сезон команда Dragon финишную черту пересекла еле-еле, как и «заводской» коллектив Venturi. Сбавили обороты и Aguri с Andretti, решившие выступать на прошлогодних электромобилях

А развязка борьбы за титул, когда первенство досталось за лучший круг, в эдаком аркадном стиле, — неплохое напоминание о том, что серия продвигает новое видение автоспорта. Это, конечно, не соревнования Roborace, о которых Президент FIA Жан Тодт высказался, что такое никогда не заменит настоящие гонки. Но и своеобразие тут на любителя. Например, «зеленая» тема кончается ровно на вопросе, откуда, собственно, команды добывают электричество для своих «гонок без выхлопа». Мощные дизель-генераторы, расположенные в паддоке, как-то не особо вписываются в идиллию городского парка. К счастью для лондонских зеленых, в следующем году «экологичные» гонки их беспокоить не будут.

Чемпионат FIA Formula E
Итоговые результаты сезона 2015-2016

Личный зачет

Место Гонщик Страна Электромобиль Очки
1 Себастьен Буэми Швейцария Renault Z.E. 15 155
2 Лукас ди Грасси Бразилия Abt Schaeffler FE01 153
3 Николя Прост Франция Renault Z.E. 15 115
4 Сэм Берд Великобритания Virgin DSV-01 88
5 Жером Д'Амброзио Бельгия Venturi VM200-FE-01 83
6 Стефан Сарразан Франция Venturi VM200-FE-01 70
7 Даниэль Абт Германия Abt Schaeffler FE01 68
8 Лоик Дюваль Франция Venturi VM200-FE-01 60
9 Жан-Эрик Вернь Франция Virgin DSV-01 58
10 Бруно Сенна Бразилия Mahindra M2Electro 52

Командный зачет

Место Команда Страна Очки
1 e.dams-Renault Франция 270
2 Audi Sport ABT Германия 221
3 DS Virgin Racing Великобритания 146
4 Dragon Racing США 143
5 Mahindra Racing Индия 103
6 Venturi Монако 77
7 Andretti Formula E США 49
8 Auguri Япония 34
9 NEXTEV TCR Китай 17

Рекомендованные статьи