«Классика» для выносливых. Как в России появился новый вид народных гонок

Фото: Алексей Пуртов | Алексей Федоров | Алексей Фокин | Антон Басанаев | Антон Михайлов | Дмитрий Питерский | Кирилл Логинов | Юлия Калинина

Я сижу в машине, притянутый спортивными ремнями, в ожидании старта. Вокруг — еще множество таких же потрепанных с виду, но быстрых по сути Жигулей и Ижей. Для большинства их пилотов это тоже первый в жизни массовый старт. Поэтому мандраж висит в морозном воздухе, смешанный с парами выхлопа. Последняя проверка: ремни затянуты, температура в норме, хронометраж включен, бензин… Бензин долить забыли! Взмах стартового флага! Теперь главное — дотянуть до пит-стопа…

За годы кризиса в российском автоспорте четко наметилось несколько тенденций. Во-первых, из-за финансовых затруднений многие участники выбирают более бюджетные зачеты вместо топовых. А во-вторых, растет популярность так называемых длинных гонок — соревнований на выносливость, именуемых международным словом endurance. К последним можно отнести и монокубок MX5Cup, и даже полноценные четырехчасовые марафоны Russian Endurance Challenge. И в любительских гонках все очень похоже, особенно в зимний сезон!

Несколько лет назад руководству автодрома KazanRing пришла в голову идея разнообразить формат привычных любительских ралли-спринтов и добавить в них немного очной борьбы. Так родилась первая на тот момент любительская командная гонка на ледовой трассе под названием Endurance’45. Почти как «24 часа Ле-Мана», но только «45 минут Казани»!

Новый формат для любителей оказался невероятно притягательным: уже к следующей зиме набралось участников на небольшой чемпионат из четырех этапов. А рецепт успеха состязаний был прост. Трасса — кольцевая ледовая. Длительность заезда — от 40 до 90 минут. В течение этого времени участникам необходимо заехать на один обязательный двухминутный пит-стоп. За эти 120 секунд можно не только перевести дух или дозаправиться, но и произвести смену водителя — ведь, как и в профессиональных длинных гонках, в экипаже могут выступать несколько пилотов. Экипаж, который первым проехал большее число кругов за обозначенное время, считается победителем.

Гонки в Казани проходили не только днем, но и ночью
Гонки в Казани проходили не только днем, но и ночью
0 / 0

Просто? Очень даже просто! Но на деле оказалось, что эндуранс — это именно то, чего ждали многие любители, которым порядком поднадоели привычные заезды в формате time attack. Ведь в гонках на время большая часть соревновательного дня проходит в ожидании своих заездов длиной в пару-тройку зачетных кругов, при этом каждый участник едет только сам против себя без ощущения соперника, висящего на заднем бампере.

В гонках на выносливость все наоборот! Ключевое — это полноценная борьба на трассе. Поначалу пилотам давали старт с небольшим гандикапом, чтобы обеспечить безопасность в первом повороте, но позже, увидев адекватность участников, стали устраивать и массовые старты. Ведь в эндурансе хороший результат обеспечивает стабильность и расчетливость, а не бездумный риск. Да, контакты между автомобилями бывают, но пилоты понимают, что важнее сохранить хороший темп и привести машину к финишу целой. Хотя каково это не ввязаться в схватку, когда соперник уже несколько кругов не пропускает тебя, явно уступая по темпу! Конечно, преднамеренные контакты запрещены регламентом, а для всех пилотов действуют базовые спортивные правила обгона — оставлять друг другу место, если автомобили поравнялись.

Первые гонки в новом формате, как я уже говорил выше, прошли в 2014 году на территории ледовой трассы в паддоке КазаньРинга. Следующей зимой пилоты сражались уже на гоночном полотне этого автодрома, но были вынуждены выступать на нешипованных шинах, чтобы сохранить асфальтовое покрытие. Правда, участники слишком растягивались по длинному кругу, что лишало ощущения действительно плотной борьбы.

Так зимой выглядит знаменитый поворот «Штопор» на трассе в Казани

Ну а настоящим успехом стало проведение «длинных» гонок на временных автодромах, размеченных на озерах. Гладкий лед, достаточная ширина, безопасные снежные брустверы и шипованная резина — все это дарит участникам и зрителям эффектные сражения «колесо в колесо» в параллельных скольжениях с брызгами снежной пыли. Ну а распространенность отечественной «классики» тут легко объяснить: таких машин много, их не так жалко повредить. Жигули и Ижи стоят недорого не только по меркам автоспорта, но и в пересчете на обычные деньги. А по удовольствию от пилотажа, а также в части развития водительских навыков у автомобилей с задним приводом просто нет конкурентов.

Многие гонщики из Татарстана предпочитают автомобили марки ИЖ за его управляемость

Минувшей зимой любительские гонки в формате эндуранс прошли уже в нескольких регионах страны. Полноценный трехэтапный чемпионат состоялся на озере в Йошкар-Оле: в нем принимали участие пилоты из Татарстана, Марий-Эл, Чувашии и Кировской области. А в Екатеринбурге пошли еще дальше, сделав отдельные соревнования для автомобилей с задним и передним приводом. Причем в них участвовало и немало именитых уральских пилотов: например, чемпионы страны по ралли Сергей Ременник и Андрей Трухин.

Главное, что отличает эндуранс от других любительских соревнований, — это уже некая причастность к настоящему автоспорту. С одной стороны, все еще доступно широкому кругу гонщиков и позволяет ощутить незнакомый ранее дух соперничества на трассе. С другой — требует определенного уровня навыков и серьезного подхода к подготовке, не в последнюю очередь к ментальной. Азарт начинается с первых кругов и не проходит до конца. При этом важно думать о стабильности, не допускать ошибок и держать максимально возможный ровный темп на протяжении многих кругов в условиях, когда тебе стремится «запилить в дверь» в скольжении десяток других машин!

В гонках на выносливость немаловажен и фактор взаимодействия между членами одной команды. Второй пилот, если он есть, не просто ожидает своей смены в правом кресле, он оказывается очень полезным, информируя о догоняющих соперниках, темпе на круге и оптимальном моменте заезда на пит-стоп. А некоторые участники идут еще дальше — например, используют переговорные устройства в шлемах и приглашают отдельного человека, подсказывающего с пит-лейна общую картину происходящего и дающего советы по тактике. Благодаря современным технологиям многие любители проводят полноценную работу с телеметрией — с помощью смартфона и соответствующего приложения. Про отдельный комплект «боевых» колес, тренировки и поиск настроек перед этапом и говорить не приходится: к этому пришли практически все участники.

В народных длинных гонках появились даже настоящие команды, автомобили которых оформлены в едином стиле

А еще «длинный» формат с обязательным пит-стопом дает возможность играть с тактикой. Например, один из сильных казанских пилотов Максим Горбунов на этапе в Йошкар-Оле после ошибки в квалификации был вынужден стартовать с последней позиции — позади множества медленных машин. Рассудив, что в таком «трафике» потеря времени окажется слишком большой, Максим заехал на обязательную остановку уже после первого круга. Получив затем перед собой чистую трассу, Горбунов смог поддерживать темп на уровне лидеров, что в конце концов привело его на третье призовое место по итогам гонки.

Уровень подготовки техники тоже имеет большое значение, и в этом вопросе подход в разных регионах отличается. Конечно, идеальный вариант — это монокласс, в котором в полной мере проявляются и мастерство, и командная работа. К этой категории можно отнести турнир на арендованных родстерах Mazda MX-5, организованный столичной гоночной академией Sport&Safety. Или чемпионат Canyon Cup на автодроме KazanRing: в нем используются простенькие «каркашенные» седаны Lada Granta Sport. Да и серия Winter Endurance Cup на нижегородской трассе NRing, которая проводится по техтребованиям, близким к кольцевому классу Национальный, — того же поля ягода.

Заезды Кубка MX5 Winter Cup на трассе в Екатеринбурге
Казанский турнир Canyon Cup
Winter Endurance Cup в Нижнем Новгороде
0 / 0

Однако для бюджетных любительских серий подобный формат оказывается не совсем подходящим. Не все участники готовы построить одинаковые автомобили и купить идентичные шины ради участия в одной серии. И даже если желающие находятся, то их обычно оказывается совсем немного…

Поэтому, например, в Йошкар-Оле регламент допускает к старту любые отечественные машины классической компоновки с мотором объемом не более 1700 «кубиков» и на любом «гражданском» шипе. Жигули или Иж-2126? Continental или Nokian? Узкие или широкие шины? Классический восьмиклапанник или «шеснарь»? У участников есть право выбора, ведь каждый из вариантов по-своему хорош на определенной конфигурации трассы и в определенную погоду.

В Йошкар-Оле в гонках на выносливость участвуют и представительницы прекрасной половины человечества

В Екатеринбурге техтребования еще либеральнее и допускают любые заднеприводные автомобили — естественно, тоже на «гражданской» резине. Поэтому здесь встречаются настоящие «монстры» вроде заднеприводной Subaru Сергея Жаркова или ВАЗ-2105 с двигателем и трансмиссией от родстера Mazda MX-5 Максима Ахтямова. К слову, оба этих пилота — руководители курсов контраварийной подготовки, которые своим примером показывают любителям необходимость обучения в подобных школах для повышения водительских навыков.

Nissan Cefiro, Жигули с начинкой от Мазды и Subaru без привода на передние колеса — арсенал уральских пилотов

Большинство участников отмечают, что относительно безопасные «очные» заезды — это именно то, чего не хватало зимним любительским соревнованиям. А успех этого сезона дает надежду, что формат «народных» гонок на выносливость прижился и будет распространяться дальше. Как, например, уже стал невероятно популярным в России зимний дрифт на отечественной «классике». Хотите попробовать свои силы не только в эффектной, но и в эффективной езде? Тогда эндуранс — это для вас!

Рекомендованные статьи