«Как по маслу». Команда Mercedes обвела Ferrari и FIA вокруг пальца?

Фото: Red Bull | команды-участницы | организаторы

Одной из главных тем в нынешнем сезоне Формулы-1 являются споры о сжигании моторного масла вместе с топливом, которым предположительно грешат лидирующие команды — Mercedes и Ferrari. Пару недель назад по неосмотрительности FIA эта темная история получила новый виток, который способен напрямую повлиять на исход борьбы в чемпионате.

Что дает сжигание моторного масла вместе с топливом?

Вопрос применения моторного масла в работе двигателей стал актуальным одновременно с резким ограничением расхода топлива (со 160 до 100 килограммов на гонку), введенного при переходе на гибридные силовые установки в 2014 году. В рамках столь жесткого лимита, естественно, невозможно использовать ДВС на полную мощность на всей дистанции заезда — в противном случае элементарно закончится горючее. Но производителей это не остановило: совместно с поставщиками смазочных материалов они все равно искали способы повысить отдачу. И нашли!

Современные двигатели внутреннего сгорания в Формуле-1 работают по замкнутой схеме, в которой вентиляция картера выведена в основной воздухозаборник. Это значительно облегчает попадание лишнего моторного масла в цилиндры и, следовательно, камеру сгорания. При ограниченном расходе топлива это имеет важное значение. Масло горит хуже бензина, но в начальной фазе разгона, когда повышаются обороты мотора и в цилиндры поступает более склонная к воспламенению обедненная топливная смесь, эффективность работы двигателя повышается без лишнего расхода горючего!

Понятно, что не все так просто: для управляемого процесса требуются специальные присадки, тщательно выверенная картография мотора, а работать в режиме сжигания масла можно только на отдельных кругах и точно не всю гонку. Однако если все сделать правильно, то можно получить солидное преимущество. Спросите об этом команду Mercedes!

Не пойман — не вор?

Состав моторного масла в Формуле-1 до сих пор никак не регламентировался. Производители были вольны добавлять в него любые присадки и ингредиенты, а также использовать неограниченное количество спецификаций по ходу гоночного уик-энда. Единственное, что запрещалось, — это как раз сжигание масла вместе с топливом. Именно о последнем FIA уведомила команды, когда получила соответствующий запрос от коллектива Red Bull Racing перед стартом сезона-2017. При этом в федерации отметили, что конструкция современных двигателей такова, что полностью исключить попадание масла в камеру сгорания невозможно. Получается, что и поймать нарушителей за руку нереально…

Подозрения в намеренном смешивании масла и бензина появлялись и раньше, особенно когда во втором сегменте квалификации гонщики болидов Mercedes переходили на некий специальный режим работы мотора, позволявший им ускоряться примерно на 0,2 секунды с круга. При этом FIA время от времени проводила проверки расхода масла и возможности его сжигания вместе с топливом, но ни единой зацепки не находилось. Так что до начала нынешнего года решение этого вопроса было в вялотекущем состоянии, и в активную стадию оно вступило только после обращения Red Bull.

Совсем неслучайно, что разворошить это осиное гнездо решились именно в австрийской команде. Во-первых, их мотористы из Renault не использовали лазейку в правилах, так как посчитали слишком дорогим внедрение системы сжигания масла: по оценке французов, она обошлась бы им примерно в пять миллионов долларов. А во-вторых, «Красные быки» готовились включиться в сражение за титул и постарались заранее ослабить соперников. Однако ни то ни другое у них не получилось.

В команде Mercedes, главном объекте подозрений, конечно, опровергли все обвинения: «Red Bull Racing везде мерещатся призраки. Мы уже много лет придерживаемся картографии, которая позволяет нам использовать больше мощности в квалификации», — говорил руководитель автоспортивного подразделения немецкого концерна Тото Вольфф. А еще интересно, что на заседании технических директоров в январе представители Мерседеса выступили за ограничение расхода масла в гонке, но предложили лимит пять килограммов, который остальным командам все равно показался очень большим.

Масляные войны

Запрос со стороны Red Bull Racing сподвиг FIA к решительным действиям. По ходу первого этапа в Мельбурне были проверены топливные системы и расход масла на всех машинах, а спустя полтора месяца Всемирный совет по автоспорту представил новые технические требования, которые вступят в силу со следующего сезона. С 2018 года команды в любой момент гоночного уик-энда будут обязаны предоставлять техническим комиссарам данные об уровне масла в основном баке. Под запрет попадет использование активных клапанов управления между двигателем и воздухозаборником, а на один Гран При будет разрешена только одна спецификация масла.

Казалось, точка в этом вопросе поставлена, но продолжение масляная история получила после Гран При Канады. Доподлинно неизвестно, что точно не понравилось FIA и кто именно засветился. Предположительно, под подозрение попала Ferrari, у машин которой в выхлопной системе были обнаружены излишки масла. Как пишет немецкая пресса, настучали на Скудерию мерседесовцы, которые заподозрили соперников в использовании специального состава моторного масла, расположенного в отдельном резервуаре. А учитывая, что еще в прошлом году нынешний глава технического департамента команды Mercedes Джеймс Эллисон работал в Ferrari, было нетрудно догадаться, с чьей подачи FIA решила устроить новые проверки.

О дополнительном масляном баке на машине SF70H было прекрасно известно еще с начала сезона, и его наличие никак не противоречило правилам. А вот с доказательной базой нелегального использования масла иной вязкости у FIA снова возникли проблемы: никаких фактов этого зафиксировано не было. Оставались «бумажные» меры: в перерыве между гонками в Канаде и Азербайджане федерация выпустила новую техническую директиву, полностью исключающую дополнительные компоненты или вещества в масле для улучшения сгорания, и потребовала от Ferrari убрать второй масляный резервуар. Катастрофой для команды из Маранелло это не стало, но как минимум вынудило Скудерию пересматривать план доработки мотора…

Девятьсот на сто

Предложения о жестком ограничении расхода моторного масла высказывались и раньше, но производители выступали против, аргументируя это риском снижения надежности двигателя. В итоге было решено вводить лимит постепенно: с 1,2 до 0,9 литра на сто гоночных километров во второй половине этого сезона (с Гран При Италии) и до 600 миллилитров на ту же сотню в 2018 году. «Мы ожидаем, что расход масла в любом двигателе, установленном начиная с этапа в Монце, будет меньше 0,9 литра на 100 километров, — сказано в официальном письме технического делегата FIA Марцина Будковски. — Любой более высокий расход будет считаться подозрительным и рассматриваться как потенциальное нарушение технического регламента».

Формулировки «любой более высокий расход» должно было быть достаточно, чтобы исключить какие-либо интерпретации. Но лазейку все же нашли…

Расчет Мерседеса и просчет Ferrari

Перед Гран При Бельгии на машинах команд Mercedes и Ferrari были установлены третьи по счету двигатели. У лидеров оставалось по одной санкционированной замене, ведь пятый и последующий моторы — это уже штрафы на стартовой решетке. Использовать последний джокер на 12-м из двадцати этапов было не совсем логично, в том числе и в плане доработки, так как каждая новая единица — это модернизированная версия. Для сравнения: в прошлом году команда Mercedes представила последнее обновление где-то в конце сентября, а Ferrari — чуть раньше, в Монце.

В этом году Скудерия тоже планировала привезти новый мотор на домашний этап, а вот в Мерседесе до последнего держали свои планы в секрете. В стане красных понимали, что в свете новых требований соперники могут пойти на хитрость, но в FIA заверили, что никто не собирается привозить новый двигатель в Спа, — видимо, основываясь на отсутствии заявок на обязательную омологацию. По слухам, между производителями была даже заключена джентльменская договоренность об этом, а исключение сделали только для неконкурентоспособной Хонды. Каково же было удивление в Ferrari, когда за два дня до начала Гран При Бельгии стало ясно, что Mercedes все-таки подготовил новую версию двигателя и собирается установить ее на обе машины! К субботним заездам в Спа это и было сделано. А вот клиенты Мерседеса из коллективов Force India и Williams должны были получить обновки только в Монце.

Дало ли это решение преимущество «Серебряным стрелам» в Спа — вопрос спорный, ведь на протяжении всей гонки Льюис Хэмилтон находился под прессингом со стороны Себастьяна Феттеля. Ключевой момент — в другом: каким требованиям по расходу моторного масла должна соответствовать эта четвертая версия? Да, в Мерседесе установили новый двигатель раньше обозначенного FIA срока, но ведь клиенты получат его позже! А теперь попробуйте ответить на вопрос: разрешено ли использование одинаковой модификации мотора с разным расходом масла — или кто-то (Mercedes или Force India с Уильямсом) — попадает под исключение из правил?

Все точки на i расставила FIA, разъяснившая положение собственного регламента: если двигатель введен в эксплуатацию в Монце или после нее, то расход масла не должен превышать 0,9 л/100 км, а если это случилось раньше (читай — в Спа), то и расход может быть прежним — 1,2 литра. Так что трюк действующих чемпионов мира сработал на все сто процентов: перед решающей стадией сезона они на абсолютно законных основаниях получили преимущество над главными конкурентами!

Ferrari отложила переход на четвертый мотор до Гран При Малайзии в конце сентября. Но рано или поздно итальянская команда окажется в более жестких рамках регламента, если, конечно, не добьется отмены лимита.

Игра в молчанку

Официальная позиция боссов двух ведущих команд по поводу использования сжигания масла довольно проста: «Мы ничего не знаем». По крайней мере, именно таким был лейтмотив выступлений Тото Вольффа (на фото — слева) и Маурицио Арривабене на пресс-конференции в Монце.

«Я считаю, что эту ситуацию слишком раздули. Мы представили обновленную спецификацию чуть раньше с целью прибавить в скорости, но при этом пошли на риск, поскольку проведем с новым мотором больше гонок, чем конкуренты, — заявил руководитель Mercedes Motorsport. — Во-вторых, мы исчерпали потенциал доработки, так как, чем дольше вы ждете новую спецификацию, тем больше обновляете предыдущую. В этом все причины, а не в том, будто мы хотим получить преимущество за счет сжигания большего количества масла. Если вы обратитесь с запросом в FIA, то будете удивлены результатам проверок, поскольку наши показатели абсолютно одинаковы!»

Еще более сдержан в своем комментарии был руководитель Ferrari: «Да, Mercedes довольно рано представил обновленную спецификацию двигателя. В этом есть свои минусы, но у них просто не осталось возможности дорабатывать предыдущую версию, вот и все».

Однако такая позиция понятна, ведь тема очень деликатная. В определенном смысле Мерседесу и Ferrari даже выгодно покрывать друг друга, чтобы отвести подозрения от самих себя! Но в Международной автомобильной федерации работают не дураки, и устраивать охоту на ведьм они не стали бы. «FIA никогда бы не опубликовала дополнительные директивы, если бы на это не было реальных причин», — считает главный моторист Renault Реми Таффен.

Что дальше?

Двигатель из Бриксуорта по-прежнему остается лучшим в Формуле-1. Особенно это было заметно в Монце, где «Серебряные стрелы» были на голову выше Ferrari: Феттель отстал от Хэмилтона на 36,3 секунды, а Райкконен — ровно на минуту. Точь-в-точь такой же гандикап был на другой скоростной трассе, в Монреале: +35,9 у Себа и +58,6 у Кими. Поэтому преимущество в мощности и так было на стороне мерседесовцев, а теперь они, в отличие от всех остальных, еще и смогли избежать нового ограничения.

Что с этим делать Ferrari? Логика подсказывает: Скудерия вместе с другими командами попытается надавить на Международную автомобильную федерацию, чтобы добиться отмены лимита, сославшись на неравные технические условия. Можно подозревать соперников и выгораживать их, проделывая похожие технические трюки, но когда для одних правила оказываются равнее, чем для остальных, то ситуация обретает совсем другие очертания. Ведь на кону чемпионский титул!

Однако вся ирония этой истории заключается в том, что FIA вместо того, чтобы поймать главных подозреваемых в сжигании моторного масла, фактически легализовала их действия и наказала всех остальных, — даже тех, кто не попадал под подозрения…

 

Рекомендованные статьи