Как Запорожец был грузовиком: уникальные отчеты об испытаниях таких машин

Фото: архив автора | Виктор Андронов

Запорожцы давно уже не выпускаются, но «жить в памяти народной» они будут еще много лет — и древние «горбатые», и более поздние «ушастые». Но знаете ли вы, что в шестидесятых годах Запорожский автозавод чуть было не начал выпуск грузовичков, фургончиков и микроавтобусов? В нашем распоряжении оказались уникальные отчеты об испытаниях тех машин.

Перед нами — папка с пожелтевшими документами, напечатанными на пишущей машинке. Вот, например: «Табель работы автомобиля ЗАЗ в Орехово-Зуевском тресте столовых в августе 1963 года. Развозка помидоров: 40—50 ящиков. Развозка продуктов с центрального склада: яйцо, рыба, молоко в ящиках. Перевозка вина: 22 ящика. Пиво: одна бочка». Но разве мог Запорожец перевезти все это? Легковой — не мог. А грузовой — запросто!

Этот снимок сделан в начале 1962 года в районе острова Хортица около Запорожья. На переднем плане — Renault Estafette, а сзади видны два ЗАЗа-970

В те годы нашей стране остро не хватало легких грузовичков и фургонов. Конечно, они все же выпускались (например, Москвич-430, рассчитанный на 250 кг груза, или УАЗ-450, который мог возить уже 800 кг). Кроме того, авторемонтные заводы полукустарно переделывали Москвичи, Волги и Победы в пикапы и подобие «каблучков». Но это не спасало положение: зачастую для перевозки мелких партий использовали большие грузовики, что было экономически нецелесообразно.

И тогда конструкторы ЗАЗа решили создать целую гамму грузовичков на базе перспективного «ушастого» Запорожца ЗАЗ-966 (его выпуск начался в 1967 году, но первые экземпляры были построены еще в 1961-м). Кстати, запорожское КБ возглавлял бывший газовец Юрий Сорочкин, а под его руководством работали специалисты со всей страны — среди которых был, например, талантливый кузовщик Сабино Дамьяно, сын итальянского коммуниста-эмигранта.

Полноприводный ЗАЗ-971 (снимки 1962 года). Длина — 3370 мм, база — 2100 мм, что сравнимо с малолитражкой Ока. Зато дорожный просвет — 200 мм

Проект предусматривал создание двух модельных рядов: с задним (ЗАЗ-970) и полным (ЗАЗ-971) приводом. Но двигатель в обоих случаях располагался сзади. Наверняка конструкторов вдохновил немецкий Volkswagen Transporter: он был тоже заднемоторным, и его институт ­НАМИ испытывал еще в 1957 году (АР №7, 2008). Такая компоновка была удачной по развесовке: груз размещался между осями, в «базе», а два седока в кабине уравновешивали двигатель, расположенный сзади. Силовой агрегат и ходовую часть для новых ЗАЗов позаимствовали у того же «ушастого», слегка видоизменив: к трансмиссии добавили понижающие колесные редукторы, подвеску (она была торсионной спереди и пружинной сзади) усилили.

Для начала откроем отчет НАМИ, посвященный испытаниям в 1962 году... Нет, не Запорожцев, а французского санитарного микроавтобуса Renault Estafette. И на фотографиях в отчете видна не только эта «санитарка», но и два ЗАЗа-970, в вариантах «фургон» и «пикап с тентом».

Узнаете «выражение лица»? Этот же мотив (горизонтальная «стрелка» между круглыми фарами) появится в 1971 году на легковом ЗАЗе-968

Оказывается, «грузоЗАЗы» участвовали в сравнительных испытаниях с Estafette под Запорожьем и в Крыму (Дмитровского автополигона в те годы еще не было). И на раскисших проселках или крутых подъемах Запорожцы чувствовали себя увереннее, особенно пикап, на котором стояли шины с протектором «елочкой»: дело было в упомянутой развесовке и большей удельной мощности.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи