Почему для электромобильных зарядных терминалов нет единого мирового стандарта?

Почему для электромобильных зарядных терминалов нет единого мирового стандарта?
Сектор обзора | АР №2 2012
Фото: Алексей Воскресенский

Число электромобилей во всем мире растет - по некоторым прогнозам, к 2015 году в мире будет более трех миллионов электромобильных зарядных терминалов. Однако для них все еще нет единого мирового стандарта!

В США еще в 1996 году был принят стандарт Общества автомобильных инженеров SAE за номером J1772, который узаконил конструкции зарядных станций и соответствующей арматуры для Северной Америки. Позже аналогичные документы появились в Европе и Японии.

Тем не менее в конструкции как самих зарядных устройств, так и кабельных разъемов до сих пор царит полный разнобой. Одних только разновидностей вилок и розеток насчитывается целый десяток: есть разъемы отдельно для переменного и постоянного тока, причем везде - в Японии, Китае, Европе и США - они свои. Правда, около года назад в Европе был сертифицирован и стандартизован разъем Тип 2 для переменного тока, предложенный немецкой компанией Mennekes. Что интересно, подобный разъем принят и в Китае, но использовать его в европейских сетях нельзя - назначение контактов иное!

Однако дело сдвинулось с мертвой точки. Примерно пару месяцев назад семь автопроизводителей - Audi, BMW, Daimler, Ford, General Motors, Porsche и Volkswagen - заключили соглашение о создании унифицированных зарядных устройств и стандартных компьютерных программ для управления подобными электросетями. Но в Renault, к примеру, пока используют свой «электрический» протокол ZE Ready, причем недавние контракты на поставку более 15 тысяч развозных фургончиков Kangoo Z.E. на электротяге (АР №22, 2011) уже вынуждают заказчиков строить разветвленную сеть зарядных терминалов «под Renault». Партнер французов, транснациональная энергокомпания Schneider Electric, разрабатывает серию зарядных станций Evlink под стандарт ZE Ready - во Франции уже есть около семисот агентов, имеющих сертификат на установку станций в жилых домах, и около полутора сотен компаний, которые могут оборудовать соответствующей сетью коллективные стоянки.

Особняком стоит Япония: выбирая стандарты для переменного тока, японцы взяли за образец американскую «розетку» J1772. А для постоянного тока на Островах пока используют собственную разработку - стандарт CHAdeMo.

В японской префектуре Канагава уже работают технички, которые Nissan построил совместно с Японской автомобильной федерацией — бортовой дизель-генератор способен подзарядить батареи электромобиля Leaf

Именно терминалы постоянного тока перспективны для установки в мес­тах «пит-стопов» вроде закусочных или небольших кафе, где электромобили нуждаются в максимально быстрой подзарядке. И пока в мире нет единого «постоянноточного» стандарта, вполне возможно, что электромобили для разных рынков будут различаться «заправочными горловинами».

Ну а с терминалами переменного тока, которые будут использоваться в частных домах или на стоянках, где электромобили проводят по нескольку часов, определенности больше - там, скорее всего, примут стандарт Тип 2. Многие автопроизводители уже заказывают такие зарядные станции для своих электромобилей. К примеру, в BMW заключили контракт с электротехническим концерном Siemens на проектирование «универсального» терминала. Простым нажатием кнопки водитель может выбирать нужную программу: «долгую» зарядку переменным током либо «быструю» постоянным. Первые образцы таких устройств уже поступили в опытную эксплуатацию в Мюнхене.

Ford выпустил электромобиль Ford Focus Electric и сотрудничает с фирмой Leviton, которая наладила производство компактных терминалов для частного пользования. Аппарат мощностью 7,7кВт способен зарядить батарею электро-Фокуса всего за три часа и стоит у фордовских дилеров 1499 долларов, включая стоимость монтажа. Подобным образом поступила и калифорнийская компания CODA Automotive, продвигающая на американском рынке пятиместные электроседаны CODA - «в нагрузку» к ним прямо в салонах дилеров предлагается компактное зарядное устройства Wattstation Wall Mount производства корпорации General Electric.

А в городе Уоррене, штат Мичиган, на территории одного из заводов компании General Motors в конце ноября выросло... «солнечное дерево». Так называется необычная зарядная станция для гибридомобилей Chevrolet Volt компании Envision Solar, имеющей богатый опыт в промышленном применении солнечных батарей. Это «дерево» - пирамидальное основание, на котором установлена квадратная панель из фотоэлементов общей площадью 106,3 м2. Особый привод вращает ее по горизонту и наклоняет на 10-20 градусов, отслеживая солнце. Вырабатываемой «деревом» энергии достаточно для одновременной зарядки шести Вольтов.

0 / 0

Рекомендованные статьи