Электронные полисы ОСАГО: почему буксует проект?

Центробанк официально заявил, что разрабатывает законопроект, обязывающий все страховые фирмы, работающие на рынке ОСАГО, с 1 января 2017 года заключать договоры в электронном виде. Сейчас оформление е-полисов является правом, а не обязанностью страховой компании. Предполагается, что после подготовки законопроект будет оперативно согласован с Минфином и внесен в Государственную Думу для рассмотрения в период весенней сессии. Как объяснили в ЦБ, инициатива направлена на повышение доступности и качества предоставления услуги ОСАГО: автовладельцы смогут приобретать полис через интернет в любое время и в любом месте без привязки к месту нахождения продавца.

Сейчас продажами электронных полисов занимаются лишь 15 компаний из 81, имеющей лицензию на страхование автогражданской ответственности, хотя проект стартовал еще девять месяцев назад. По данным РСА, в настоящее время продается примерно десять тысяч е-полисов в неделю, а всего их реализовано около 120 тысяч. В РСА заявили, что не видят никаких проблем в технологическом осуществлении проекта, но допустили, что теоретически у ряда компаний могут быть некоторые сложности с внедрением е-документов.

Новую услугу пока не предоставляют даже такие крупные игроки рынка, как Ингосстрах, Согаз и Согласие. Первый заместитель председателя правления страховой группы Согаз Николай Галушин в ответе на запрос редакции Авторевю объяснил это тем, что пока нет эффективной системы контроля за достоверностью данных при оформлении электронного полиса ОСАГО. Также нет инструмента контроля за действительностью такого документа при проверке сотрудниками ГИБДД. По его мнению, необходимо увязать продажи е-полисов с системой обмена информации с другими федеральными органами исполнительной власти, чтобы контролировать действительность договоров и сроки их действия, а также тех данных, на основании которых оформляются договоры. Целесообразно было бы установить переходный период в два—три года, чтобы все стороны имели возможность подготовиться к работе в новом формате.

О необходимости создания технических условий рассказал Авторевю и руководитель дирекции розничного бизнеса компании Ингосстрах Виталий Княгиничев. Он считает, что меры Центробанка, направленные на развитие рынка электронного ОСАГО, понятны и укладываются в общую стратегию отрасли, где онлайн-страхованию отведено значительное место. Низкую активность страховых компаний Княгиничев объяснил отсутствием полноценно работающей базы для продаж таких полисов. По его мнению, нужно сформировать кросс-доступ к базам данных РСА, ФМС, ГИБДД и страховщиков для адекватной оценки рисков при оформлении полиса и создать систему контроля наличия действующих полисов инспекторами ГИБДД на дорогах. Пока этих условий нет, страховые компании имеют высокие риски мошеннических действий со стороны клиентов и посредников. Эти риски могут сделать весь проект электронного ОСАГО убыточным.

Но, судя по всему, подобные проблемы страховым фирмам придется в ближайшее время решать самостоятельно. Центробанк в своем заявлении лишь пообещал установить специальные требования для страховщиков и РСА по обеспечению непрерывной работы информационных систем и контролировать исполнение этих требований.

Ошибки и сбои в базе АИС РСА мешают не только страховщикам, но и водителям. Чтобы приобрести е-полис, нужно уже однажды купить страховку «вживую», иначе в базе РСА попросту не будет данных о страхователе. Вдобавок некорректно введенные названия марок автомобилей, опечатки в номерах документов, несоответствия в написании имен или адресов приводят к тому, что водители не могут оформить электронный полис.

Другой помехой может стать страх получить штраф за езду без страховки. На этот счет в РСА сообщили, что ведут с ГИБДД консультационную работу по проверке электронных полисов ОСАГО на дороге и что в настоящее время нет информации о жалобах со стороны владельцев электронных документов, у которых возникали бы сложности с сотрудниками ГИБДД. Конечно, обеспечить все патрульные службы страны специальными «планшетами» для проверки по базе АИС РСА довольно сложно, но в теории сотрудники ГИБДД могут получить информацию о номере страховки по горячей линии РСА. Правда, есть риск, что распечатанный на принтере полис не примут в других ситуациях: к примеру, при вызволении эвакуированного на спецстоянку автомобиля. В таких случаях необходимо обратиться с жалобой в страховую компанию или РСА.

Рекомендованные статьи