Чтобы познакомиться с новыми моделями Dongfeng, мы отправились в Пекин, а затем в Ухань
Я не был в Китае шесть лет — и за это время в стране многое изменилось. Китайцы выстроили немыслимое количество жилых кварталов, торговых центров, заводов, произвели неисчислимые тонны продукции... И выпустили множество грузовиков! Чтобы познакомиться с новыми моделями, я отправился в Пекин, на автосалон, а затем в Ухань, где расположены штаб-квартира и полигон компании Dongfeng.
Насколько изменился «грузовой» парк Китая за последние годы! Исчезли трехколесные таратайки, заменявшие в провинции нормальные грузовики: остались только одноклассники (а может, и наследники) советских мотороллеров Муравей. Раньше на дорогах то и дело встречались капотные тягачи-«крокодилы» FAW и Dongfeng — а теперь за неделю я не встретил ни одного.
Как вы думаете, что будет с этими коробками при резком повороте? |
Грузовые мотороллеры — популярный, а главное, дешевый транспорт |
Знаете почему? Средний срок службы грузовиков местного производства, по данным самих же китайцев, — всего шесть лет! Причины понятны: изначально невысокое качество, отвратительные сервис и ремонт, постоянный перегруз. Опять же по данным китайцев, с перегрузом эксплуатируется 80% местных грузовиков, так что таблица с разрешенными полными массами, которую мы публикуем, — филькина грамота.
Так выглядят типичные «грузовые» техцентры в Китае |
Дальнобойный свиновоз — четырехосный и трехэтажный |
В 2011 году в Китае разбился девятиместный автобусик, в который утрамбовали 64 (!) ребенка. С тех пор здесь выпускают специальные школьные автобусы — например, такие, марки Dongfeng |
При виде четырехосных самосвалов с гигантскими кузовами, груженными «с горкой», отвисает челюсть. Такие грузовики разрушают не только дороги, но и мосты: скажем, в 2012 году неподалеку от Пекина обрушился бетонный мост по вине водителя, чей автопоезд, груженный песком, весил 110 т — в два раза больше, чем разрешено местными нормами! В том же году рухнул виадук, по которому проезжали четыре грузовика, весившие в общей сложности 480 т...
Это — Scania? Ничего подобного, китайский JAC! Только с ворованным дизайном |
«Капотников» в Китае все меньше: встречаются только небольшие модели, как этот Dongfeng |
Такого мы еще не видели: автовоз, где легковушки стоят в два ряда! |
«Пришелец из космоса» — под номером 8888 |
А о каком уровне сервиса может идти речь, если типичный «техцентр» представляет собой бетонный бокс с земляным полом? Многие владельцы грузовиков и вовсе чинятся на обочине.
Зато все это выгодно для автозаводов, которые выполняют «план по валу»: за прошлый год все местные производители выпустили почти 1,8 млн грузовиков разных классов. Только лидер рынка, Dongfeng, продал на местном рынке (вдохните глубже) около 165 тысяч тяжелых грузовиков. А еще — около 80 тысяч среднетоннажников, 180 тысяч малотоннажников и 80 тысяч «мини-грузовиков», крайне популярных у местных перевозчиков. Неудивительно, что у марки Dongfeng в Китае 398 дилеров и (еще раз вдохните глубже) 820 официальных сервисных станций! Не укладывается в уме...
Выставка китайских достижений
Как ни странно, в Китае, несмотря на его фантастический рынок грузовиков, до сих пор нет cвоей «грузовой» выставки. Есть только пекинский и шанхайский автосалоны, где коммерческие машины показывают примерно так же, как в прежние годы на московском мотор-шоу: легковушки — в павильонах, грузовики — на открытых площадках.
Еще на подъезде к гигантскому выставочному комплексу наш автобус на час застрял в жуткой пробке. Потом я долго шагал в плотной толпе, cловно на ноябрьской демонстрации, а на самой выставке, в павильонах, к легковушкам было не протолкнуться. А ведь это был день прессы, когда посетителей еще не пускали! Зато с грузовиками все оказалось проще: открытая площадка, где они стояли, пустовала, да и производителей на ней было не очень много. Как ни странно, сюда не приехал Sinotruk с новинками Howo A7 (ее кабина — как у Volvo FH прошлого поколения, только неясно, лицензионная или нет) и Sitrak (на этот раз с лицензионной кабиной MAN TGA) и не было популярных у нас Shaanxi (они же Shacman) с кабинами от еще более старых MAN F2000.
Но посмотреть было на что, и основные тенденции видны невооруженным глазом. Первая — несмотря на страсть к копированию европейской техники (прежде всего, марки Mercedes), китайцы все чаще идут своим путем. Если, скажем, кабины грузовиков Dayun представляют собой копии (похоже, нелицензионные) европейских Volvo FM, то Dongfeng, о котором речь пойдет чуть позже, и Beiben (бывший Beifang Benchi) привезли тягачи с новыми оригинальными кабинами и оригинальным же дизайном.
Вот только качество... Хотя видно, что китайцы работают над этим, посетителей встречали удушливый запах пластика в кабинах и явные огрехи как в отделке, так и в наружном оформлении. Достаточно взглянуть на криво приклеенные цифры и буквы на кабине новейшего тягача Dayun!
Впрочем, и цены пока далеки от европейских: они вполне сравнимы со стоимостью наших КАМАЗов. Большинство китайских тягачей стоит в среднем 400 тысяч юаней (около 2,5 млн рублей). Дороже всех, полмиллиона юаней (3 млн рублей), — SAIC-Iveco Hongyan Genlyon с компонентами Iveco. А самые недорогие из показанных тяжелых грузовиков — самосвальные шасси Beiben, которые в переводе на наши деньги стоят 2 млн рублей.
Вторая тенденция — повальная газификация. Даже в Москве на недавней выставке Автотранс был показан тягач Dayun, работающий на сжатом газе (за него российские дилеры просят 5,6 млн рублей), а в Пекине подобные машины были едва ли не на каждом «грузовом» стенде. Это логично: солярка нынче дорогая, а газ добывается в самом Китае. Из недостатков газового топлива, которые отмечают сами китайцы, — уменьшение мощности примерно на 20% по сравнению с дизельными аналогами и большой металлический ящик с баллонами за кабиной.
Кроме того, на каждом стенде обязательно был хотя бы один тягач с дизельным двигателем, отвечающим европейским нормам Euro 5. Откуда у китайцев такие двигатели и кому их предлагают, если в Китае действуют нормы China IV (аналог Euro 4)?
На первый вопрос ответить легче, поскольку большинство китайских производителей грузовиков имеют совместные предприятия с европейцами, американцами или японцами. Отсюда и технологии: Dongfeng выпускает дизели Cummins и Nissan, Hongyan — Iveco Cursor, CAMC — Mitsubishi, технологиями с Фотоном делится Daimler.
А вот второй вопрос повис в воздухе: из стран, где действуют нормы Euro 5, «китайцев» покупает разве что Бразилия. Правда, в Пекине и Шанхае уже работают муниципальные машины с «европятыми» двигателями, и правительство якобы планирует вскоре заставить всех транспортников этих городов покупать такие грузовики. Но когда это произойдет, не знают и сами китайцы.
А знаете, что на выставке оказалось самым неожиданным? Микроавтобусы марки SAIC, которая в тяжелом классе водит дружбу с Iveco. Но эти машины не имеют отношения ни к Iveco, ни к Фиату... Потому что называются Maxus!
Помните историю с покупкой ГАЗом английского производителя LDV, который выпускал модель Maxus? Газовцы торговали Максусами в России, даже хотели наладить их российское производство, но когда разразился кризис 2008 года, продали британский завод некоей малазийской фирме. Те же перепродали его китайцам, которые перевезли к себе производственную линию. И вот перед нами все тот же Maxus, только слегка перелицованный. Но не подешевевший, несмотря на «смену гражданства»: если в 2007 году газовцы просили за фургон Maxus английского производства около 700 тысяч рублей, то 11-местный люксовый микроавтобус Maxus, сделанный в Китае, стоит в пересчете на наши деньги около миллиона. Далеко не все китайское нынче дешево!
Китайский Flagship
А теперь отправимся за тысячу с лишним километров от Пекина, в Ухань, где у компании Dongfeng расположены штаб-квартира и полигон — гигантский, как и все в Китае, причем построенный несколько лет назад европейцами по последним технологиям. Здесь есть и лаборатории, и участок, где проводят краш-тесты. Серьезный подход!
И на разработку нового тягача, который называется Dongfeng Kinland Flagship («флагман»), — он же, для экспортных рынков, Dongfeng KX — компания не скупилась. Более того, участие в процессе создания принимал концерн Volvo, которому с недавних пор принадлежит 45% акций компании Dongfeng. Об этом можно судить по тому факту, что механическая коробка передач носит вольвовский индекс VT2214B: ее шведы устанавливают на свои Volvo FH и FM!
Но других компонентов Volvo в конструкции пока не замечено (или китайцы не говорят о них?). Коробка-«робот», которая есть в гамме, — не Volvo I-Shift, как можно подумать, а ZF AS Tronic. Новый двигатель рабочим объемом 13 л — совместного производства Dongfeng-Cummins: он развивает 456 или 486 л.с. и пока отвечает нормам Euro 4, но готовится и вариант Euro 5. Кстати, для выпуска новых моторов построен отдельный завод: там же с 2015 года будут выпускать и коробки передач. А дизайном оригинальной кабины занималось молодое итальянское ателье UP-Design, основанное в 2010 году в Турине и названное по инициалам шеф-дизайнера Умберто Палермо.
Разработка машины длилась два года. Сколько километров накатали прототипы — китайцы не сообщают, однако при мне на гигантской площадке полигона (где фотосъемка, само собой, запрещена) стояло несколько сотен (!) опытных тягачей. Понятно, что два экземпляра, показанные журналистам, готовили специально, и придраться в них было не к чему, если не считать того, что пластиковая фальшоблицовка радиаторов в нижней части бамперов почему-то отсутствовала — в отличие от выставочного экземпляра. Забыли поставить или не успели выклеить из стеклопластика?
Интерьер явно собран вручную, но аккуратно, шасси тоже аккуратное, без «соплей» проводки, по обеим сторонам рамы — два топливных бака, справа — еще и бак для мочевины. Колесная формула пока типично китайская, 6х4, но задняя подвеска — пневматическая.
Конечно, пара кругов по полигону в качестве пассажира еще не позволяет судить о качестве сборки и ходовых качествах, но по первым ощущениям в поведении машины ничего не раздражает — несмотря на то, что составы с гружеными контейнерами весили 55 т. И, похоже, Kinland Flagship — не очередная «китайщина», а вполне конкурентоспособный продукт для небогатых стран. Ориентировочная заводская цена тоже вполне «конкурентная» — 70 тысяч евро.
Уже разработаны стратегия и тактика продвижения новинки: началось создание торговой сети в соседних с Китаем азиатских странах (Вьетнам, Таиланд, Филиппины), в планах — рынки Южной Африки и Южной Америки. Китайцы мечтают и о продажах тягача в России, хотя для этого сперва придется довести его двигатель до норм Euro 5: иначе модель у нас не сертифицируют. Да и вряд ли наши перевозчики, привыкшие к добротным европейским тягачам, дружно бросятся покупать «неведому зверушку» китайского производства с неизвестным уровнем надежности, незнакомым двигателем и отсутствием мощной сети сервисных станций.
Между тем, в конце нынешнего сентября Dongfeng показывает свои модели, включая тягач KX, на крупнейшей выставке коммерческого транспорта IAA-2014 в Ганновере. Специально для европейского дебюта компания создала англоязычный интернет-сайт: заглянув на него, мы рассмеялись. Потому что наряду с фотографиями новинки там размещены снимки автопоезда, идущего с грудой поклажи, и четырехосного самосвала с безумным кузовом, куда погрузчик сыпет песок. Не хватает только подписи: «Наш девиз — перегруз!» Эх, китайцы...
Китайский рынок грузовиков: статистика
Разрешенная полная масса (тонн)
Продажи в Китае тяжелых грузовиков | |||
Марка | 2013 | 2012 | Динамика, % |
Dongfeng | 165760 | 130830 | 26,70 |
FAW | 130821 | 105551 | 23,94 |
Sinotruk | 120778 | 108958 | 10,85 |
Foton | 115397 | 87358 | 32,10 |
Shaanxi | 101511 | 83868 | 21,04 |
JAC | 32823 | 26067 | 25,92 |
SAIC-Iveco Hongyan | 28008 | 17008 | 64,68 |
CAMC | 23037 | 15069 | 52,88 |
Beiben | 18155 | 24270 | –25,20 |
Прочие | 37814 | 37022 | 2,14 |
Всего | 774104 | 636001 | 21,71 |
Продажи в Китае среднетоннажных грузовиков | |||
Марка | 2013 | 2012 | Динамика, % |
Dongfeng | 80867 | 74398 | 8,70 |
FAW | 50593 | 46206 | 9,49 |
Sinotruk | 31075 | 22055 | 40,90 |
Chongqing Lifan | 23065 | 29012 | –20,50 |
Qingling | 18093 | 22335 | –18,99 |
JAC | 15249 | 13379 | 13,98 |
Jinbei | 14461 | 14850 | –2,62 |
Sichuan Hyundai | 13558 | 20237 | –33,00 |
Прочие | 39878 | 47797 | –16,57 |
Всего | 286839 | 290269 | —1,18 |
Продажи в Китае малотоннажных грузовиков | |||
Марка | 2013 | 2012 | Динамика, % |
Foton | 389165 | 385297 | 1,00 |
JAC | 221116 | 206466 | 7,10 |
Dongfeng | 181776 | 177023 | 2,68 |
Jinbei | 178564 | 155352 | 14,94 |
JMC | 149221 | 133165 | 12,06 |
Great Wall | 126808 | 137232 | –7,60 |
Naveco | 87548 | 89129 | –1,77 |
FAW | 68518 | 55944 | 22,48 |
Прочие | 505612 | 503102 | 0,50 |
Всего | 1908328 | 1842710 | 3,56 |
Продажи в Китае мини-грузовиков | |||
Марка | 2013 | 2012 | Динамика, % |
SGMW | 174984 | 135603 | 29,04 |
Foton | 106894 | 108188 | –1,20 |
Dongfeng | 82548 | 108898 | –24,20 |
Changan | 79026 | 90558 | –12,73 |
Shandong Kama | 17695 | 14518 | 21,88 |
FAW | 15333 | 15524 | –1,23 |
Chery | 15018 | 11607 | 29,39 |
Прочие | 35521 | 49916 | –28,84 |
Всего | 527019 | 534812 | –1,46 |
Паспортные данные | ||
Автомобиль | Dongfeng KX Н01 | |
Габаритные размеры, мм | длина | 6955 |
ширина | 2500 | |
высота | 3915 | |
Колесная база, мм | 3300+1350 | |
Полная масса автопоезда, кг | 49000 | |
Полная масса тягача, кг | 25000 | |
Снаряженная масса тягача, кг | 10200 | |
Двигатель | ISZ450/40 Euro 4 | |
Макс. мощность, л. с./об/мин | 486/2100 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 2320/1200 | |
Коробка передач | роботизированная ZF 12AS2540TO | |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |