Чтобы познакомиться с новыми моделями Dongfeng, мы отправились в Пекин, а затем в Ухань

Фото: Максим Чернявский

Я не был в Китае шесть лет — и за это время в стране многое изменилось. Китайцы выстроили немыслимое количество жилых кварталов, торговых центров, заводов, произвели неисчислимые тонны продукции... И выпустили множество грузовиков! Чтобы познакомиться с новыми моделями, я отправился в Пекин, на автосалон, а затем в Ухань, где расположены штаб-квартира и полигон компании Dongfeng.

Насколько изменился «грузовой» парк Китая за последние годы! Исчезли трехколесные таратайки, заменявшие в провинции нормальные грузовики: остались только одноклассники (а может, и наследники) советских мотороллеров Муравей. Раньше на дорогах то и дело встречались капотные тягачи-«крокодилы» FAW и Dongfeng — а теперь за неделю я не встретил ни одного.

Как вы думаете, что будет с этими коробками при резком повороте?
Грузовые мотороллеры — популярный, а главное, дешевый транспорт
Так выглядят типичные «грузовые» техцентры в Китае
Дальнобойный свиновоз — четырехосный и трехэтажный
В 2011 году в Китае разбился девятиместный автобусик, в который утрамбовали 64 (!) ребенка. С тех пор здесь выпускают специальные школьные автобусы — например, такие, марки Dongfeng
Это — Scania? Ничего подобного, китайский JAC! Только с ворованным дизайном
«Капотников» в Китае все меньше: встречаются только небольшие модели, как этот Dongfeng
Такого мы еще не видели: автовоз, где легковушки стоят в два ряда!
«Пришелец из космоса» — под номером 8888
0 / 0

Как вы думаете, что будет с этими коробками при резком повороте?

Грузовые мотороллеры — популярный, а главное, дешевый транспорт

Знаете почему? Средний срок службы грузовиков местного производства, по данным самих же китайцев, — всего шесть лет! Причины понятны: изначально невысокое качество, отвратительные сервис и ремонт, постоянный перегруз. Опять же по данным китайцев, с перегрузом эксплуатируется 80% местных грузовиков, так что таблица с разрешенными полными массами, которую мы публикуем, — филькина грамота.

Так выглядят типичные «грузовые» техцентры в Китае

Дальнобойный свиновоз — четырехосный и трехэтажный

В 2011 году в Китае разбился девятиместный автобусик, в который утрамбовали 64 (!) ребенка. С тех пор здесь выпускают специальные школьные автобусы — например, такие, марки Dongfeng

При виде четырехосных самосвалов с гигантскими кузовами, груженными «с горкой», отвисает челюсть. Такие грузовики разрушают не только дороги, но и мосты: скажем, в 2012 году неподалеку от Пекина обрушился бетонный мост по вине водителя, чей автопоезд, груженный песком, весил 110 т — в два раза больше, чем разрешено местными нормами! В том же году рухнул виадук, по которому проезжали четыре грузовика, весившие в общей сложности 480 т...

Это — Scania? Ничего подобного, китайский JAC! Только с ворованным дизайном

«Капотников» в Китае все меньше: встречаются только небольшие модели, как этот Dongfeng

Такого мы еще не видели: автовоз, где легковушки стоят в два ряда!

«Пришелец из космоса» — под номером 8888

А о каком уровне сервиса может идти речь, если типичный «техцентр» представляет собой бетонный бокс с земляным полом? Многие владельцы грузовиков и вовсе чинятся на обочине.

Судя по информации на сайтах китайских продавцов, в самосвал Foton Auman с таким кузовом можно грузить 60 т. Значит, его полная масса с грузом — 75 тонн! Ой, мама...

Зато все это выгодно для автозаводов, которые выполняют «план по валу»: за прошлый год все местные производители выпустили почти 1,8 млн грузовиков разных классов. Только лидер рынка, Dongfeng, продал на местном рынке (вдохните глубже) около 165 тысяч тяжелых грузовиков. А еще — около 80 тысяч среднетоннажников, 180 тысяч малотоннажников и 80 тысяч «мини-грузовиков», крайне популярных у местных перевозчиков. Неудивительно, что у марки Dongfeng в Китае 398 дилеров и (еще раз вдохните глубже) 820 официальных сервисных станций! Не укладывается в уме...

Выставка китайских достижений

Как ни странно, в Китае, несмотря на его фантастический рынок грузовиков, до сих пор нет cвоей «грузовой» выставки. Есть только пекинский и шанхайский автосалоны, где коммерческие машины показывают примерно так же, как в прежние годы на московском мотор-шоу: легковушки — в павильонах, грузовики — на открытых площадках.

Грузовики Beiben: у того, что слева — кабина от старой модели Mercedes NG, у того, что справа — кабина «как у Актроса», типично китайская компоновка шасси (две оси спереди, одна сзади) и газовое оборудование

Еще на подъезде к гигантскому выставочному комплексу наш автобус на час застрял в жуткой пробке. Потом я долго шагал в плотной толпе, cловно на ноябрьской демонстрации, а на самой выставке, в павильонах, к легковушкам было не протолкнуться. А ведь это был день прессы, когда посетителей еще не пускали! Зато с грузовиками все оказалось проще: открытая площадка, где они стояли, пустовала, да и производителей на ней было не очень много. Как ни странно, сюда не приехал Sinotruk с новинками Howo A7 (ее кабина — как у Volvo FH прошлого поколения, только неясно, лицензионная или нет) и Sitrak (на этот раз с лицензионной кабиной MAN TGA) и не было популярных у нас Shaanxi (они же Shacman) с кабинами от еще более старых MAN F2000.

Новый тягач Beiben издалека хорош — и дизайн не оставляет ощущение украденного. Но стоит посмотреть на то, как приклеен индекс к его облицовке...
Интерьер тягача Beiben — почти как у предыдущей модели Mercedes Actros. Украли?
Интерьер тягача Beiben — почти как у предыдущей модели Mercedes Actros. Украли?
0 / 0

Но посмотреть было на что, и основ­ные тенденции видны невооруженным глазом. Первая — несмотря на страсть к копированию европейской техники (прежде всего, марки Mercedes), китайцы все чаще идут своим путем. Если, скажем, кабины грузовиков Dayun представляют собой копии (похоже, нелицензионные) европейских Volvo FM, то Dongfeng, о котором речь пойдет чуть позже, и Beiben (бывший Beifang Benchi) привезли тягачи с новыми оригинальными кабинами и оригинальным же дизайном.

Вот только качество... Хотя видно, что китайцы работают над этим, посетителей встречали удушливый запах пластика в кабинах и явные огрехи как в отделке, так и в наружном оформлении. Достаточно взглянуть на криво приклеенные цифры и буквы на кабине новейшего тягача Dayun!

Впрочем, и цены пока далеки от европейских: они вполне сравнимы со стоимостью наших КАМАЗов. Большинство китайских тягачей стоит в среднем 400 тысяч юаней (около 2,5 млн рублей). Дороже всех, полмиллиона юаней (3 млн рублей), — SAIC-Iveco Hongyan Genlyon с компонентами Iveco. А самые недорогие из показанных тяжелых грузовиков — самосвальные шасси Beiben, которые в переводе на наши деньги стоят 2 млн рублей.

Совместное предприятие Foton-Daimler показало тягач со старой фотоновской кабиной — зато его двигатель, работающий на сжатом газе (видите ящик с баллонами за кабиной?)
И здесь интерьер — «как у Актроса». Точно известно, что нелицензионный!
Отгибаем обивку пола... А где же тепло- и шумоизоляция?
0 / 0

Вторая тенденция — повальная газификация. Даже в Москве на недавней выставке Автотранс был показан тягач Dayun, работающий на сжатом газе (за него российские дилеры просят 5,6 млн рублей), а в Пекине подобные машины были едва ли не на каждом «грузовом» стенде. Это логично: солярка нынче дорогая, а газ добывается в самом Китае. Из недостатков газового топлива, которые отмечают сами китайцы, — уменьшение мощности примерно на 20% по сравнению с дизельными аналогами и большой металлический ящик с баллонами за кабиной.

Кроме того, на каждом стенде обязательно был хотя бы один тягач с дизельным двигателем, отвечающим европейским нормам Euro 5. Откуда у китайцев такие двигатели и кому их предлагают, если в Китае действуют нормы China IV (аналог Euro 4)?

Шеренга машин Dayun — в основном с кабинами «как у Volvo FM». Судя по всему, нелицензионными: шведы не передавали лицензию этой компании

Сaмосвал FAW тоже работает на газе. Но — сжиженном...
...и баллон расположен под кузовом, чтобы не отнимать место у груза
0 / 0

На первый вопрос ответить легче, поскольку большинство китайских производителей грузовиков имеют сов­мест­ные предприятия с европейцами, американцами или японцами. Отсюда и технологии: Dongfeng выпускает дизели Cummins и Nissan, Hongyan — Iveco Cursor, CAMC — Mitsubishi, технологиями с Фотоном делится Daimler.

А вот второй вопрос повис в воздухе: из стран, где действуют нормы Euro 5, «китайцев» покупает разве что Бразилия. Правда, в Пекине и Шанхае уже работают муниципальные машины с «европятыми» двигателями, и правительство якобы планирует вскоре заставить всех транспортников этих городов покупать такие грузовики. Но когда это произойдет, не знают и сами китайцы.

Школьный автобус FAW — почти «американец»!
У школьного автобуса FAW — сиденья «с ушками»
0 / 0

А знаете, что на выставке оказалось самым неожиданным? Микроавтобусы марки SAIC, которая в тяжелом классе­ водит дружбу с Iveco. Но эти машины не имеют отношения ни к Iveco, ни к Фиату... Потому что называются Maxus!

Помните историю с покупкой ГАЗом английского производителя LDV, который выпускал модель Maxus? Газовцы торговали Максусами в России, даже хотели наладить их российское производство, но когда разразился кризис 2008 года, продали британский завод некоей малазийской фирме. Те же перепродали его китайцам, которые перевезли к себе производственную линию. И вот перед нами все тот же Maxus, только слегка перелицованный. Но не подешевевший, несмотря на «смену гражданства»: если в 2007 году газовцы просили за фургон Maxus английского производства около 700 тысяч рублей, то 11-местный люксовый микроавтобус Maxus, сделанный в Китае, стоит в пересчете на наши деньги около миллиона. Далеко не все китайское нынче дешево!

А это — школьный Maxus, который выпускает компания SAIC
Интерьер машин Maxus вполне аккуратен
Крепление зеркала к крылу настораживает: насколько жесткая эта конструкция?
0 / 0

Китайский Flagship

А теперь отправимся за тысячу с лишним километров от Пекина, в Ухань, где у компании Dongfeng расположены штаб-квартира и полигон — гигантский, как и все в Китае, причем построенный несколько лет назад европейцами по последним технологиям. Здесь есть и лаборатории, и участок, где проводят краш-тесты. Серьезный подход!

И на разработку нового тягача, который называется Dongfeng Kinland Flagship («флагман»), — он же, для экспортных рынков, Dongfeng KX — компания не скупилась. Более того, участие в процессе создания принимал концерн Volvo, которому с недавних пор принадлежит 45% акций компании Dongfeng. Об этом можно судить по тому факту, что механическая коробка передач носит вольвовский индекс VT2214B: ее шведы устанавливают на свои Volvo FH и FM!

Два тягача Dongfeng KX: один с «ручной» коробкой передач, другой — «с роботом» ZF AS Tronic
Передняя панель выглядит вполне современно — жаль, отсеков для вещей в ней почти нет, и полочка-«помойка» наверху маленькая
В кабине тягача Dongfeng KX вполне просторно — и удобно сидеть на нижней кровати
Сзади хорошо видны светодиодные задние фонари и пневмоподвеска
Так сделаны китайские контейнеровозы: суровые рама и крепление боковой защиты...
...и хлипкая электропроводка. Справа на шасси — бак для мочевины и топливный фильтр с забавной длинной трубочкой для слива воды
0 / 0

Но других компонентов Volvo в конструкции пока не замечено (или китайцы не говорят о них?). Коробка-«робот», которая есть в гамме, — не Volvo I-Shift, как можно подумать, а ZF AS Tronic. Новый двигатель рабочим объемом 13 л — совместного производства Dongfeng-Cummins: он развивает 456 или 486 л.с. и пока отвечает нормам Euro 4, но готовится и вариант Euro 5. Кстати, для выпуска новых моторов построен отдельный завод: там же с 2015 года будут выпускать и коробки передач. А дизайном оригинальной кабины занималось молодое итальянское ателье UP-Design, основанное в 2010 году в Турине и названное по инициалам шеф-дизайнера Умберто Палермо.

Разработка машины длилась два года. Сколько километров накатали прототипы — китайцы не сообщают, однако при мне на гигантской площадке полигона (где фотосъемка, само собой, запрещена) стояло несколько сотен (!) опытных тягачей. Понятно, что два экземпляра, показанные журналистам, готовили специально, и придраться в них было не к чему, если не считать того, что пластиковая фальшоблицовка радиаторов в нижней части бамперов почему-то отсутствовала — в отличие от выставочного экземпляра. Забыли поставить или не успели выклеить из стеклопластика?

Интерьер явно собран вручную, но аккуратно, шасси тоже аккуратное, без «соплей» проводки, по обеим сторонам рамы — два топливных бака, справа — еще и бак для мочевины. Колесная формула пока типично китайская, 6х4, но задняя подвеска — пневматическая.

Конечно, пара кругов по полигону в качестве пассажира еще не позволяет судить о качестве сборки и ходовых качествах, но по первым ощущениям в поведении машины ничего не раздражает — несмотря на то, что составы с гружеными контейнерами весили 55 т. И, похоже, Kinland Flagship — не очередная «китайщина», а вполне конкурентоспособный продукт для небогатых стран. Ориентировочная заводская цена тоже вполне «конкурентная» — 70 тысяч евро.

Уже разработаны стратегия и тактика продвижения новинки: началось создание торговой сети в соседних с Китаем азиатских странах (Вьетнам, Таиланд, Филиппины), в планах — рынки Южной Африки и Южной Америки. Китайцы мечтают и о продажах тягача в России, хотя для этого сперва придется довести его двигатель­ до норм Euro 5: иначе модель у нас не сертифицируют. Да и вряд ли наши перевозчики, привыкшие к добротным европейским тягачам, дружно бросятся покупать «неведому зверушку» китайского производства с неизвестным уровнем надежности, незнакомым двигателем и отсутствием мощной сети сервисных станций.

На этой официальной фотографии для пресссы — Donfeng предыдущей модели KL с огромным тюком на полуприцепе, а на правой фото — самосвал Donfeng KC с непривычно большой кабиной («спальной», да еще и высокой) и переразмеренным кузовом. Сейчас в него ка-ак засыпят тонн этак 60 грунта!

Между тем, в конце нынешнего сентября Dongfeng показывает свои модели, включая тягач KX, на крупнейшей выставке коммерческого транспорта IAA-2014 в Ганновере. Специально для европейского дебюта компания создала англоязычный интернет-сайт: заглянув на него, мы рассмеялись. Потому что наряду с фотографиями новинки там размещены снимки автопоезда, идущего с грудой поклажи, и четырехосного самосвала с безумным кузовом, куда погрузчик сыпет песок. Не хватает только подписи: «Наш девиз — перегруз!» Эх, китайцы...

Китайский рынок грузовиков: статистика

Разрешенная полная масса (тонн)

Продажи в Китае тяжелых грузовиков
Марка 2013 2012 Динамика, %
Dongfeng 165760 130830 26,70
FAW 130821 105551 23,94
Sinotruk 120778 108958 10,85
Foton 115397 87358 32,10
Shaanxi 101511 83868 21,04
JAC 32823 26067 25,92
SAIC-Iveco Hongyan 28008 17008 64,68
CAMC 23037 15069 52,88
Beiben 18155 24270 –25,20
Прочие 37814 37022 2,14
Всего 774104 636001 21,71
Продажи в Китае среднетоннажных грузовиков
Марка 2013 2012 Динамика, %
Dongfeng 80867 74398 8,70
FAW 50593 46206 9,49
Sinotruk 31075 22055 40,90
Chongqing Lifan 23065 29012 –20,50
Qingling 18093 22335 –18,99
JAC 15249 13379 13,98
Jinbei 14461 14850 –2,62
Sichuan Hyundai 13558 20237 –33,00
Прочие 39878 47797 –16,57
Всего 286839 290269 —1,18
Продажи в Китае малотоннажных грузовиков
Марка 2013 2012 Динамика, %
Foton 389165 385297 1,00
JAC 221116 206466 7,10
Dongfeng 181776 177023 2,68
Jinbei 178564 155352 14,94
JMC 149221 133165 12,06
Great Wall 126808 137232 –7,60
Naveco 87548 89129 –1,77
FAW 68518 55944 22,48
Прочие 505612 503102 0,50
Всего 1908328 1842710 3,56
Продажи в Китае мини-грузовиков
Марка 2013 2012 Динамика, %
SGMW 174984 135603 29,04
Foton 106894 108188 –1,20
Dongfeng 82548 108898 –24,20
Changan 79026 90558 –12,73
Shandong Kama 17695 14518 21,88
FAW 15333 15524 –1,23
Chery 15018 11607 29,39
Прочие 35521 49916 –28,84
Всего 527019 534812 –1,46
Паспортные данные
Автомобиль Dongfeng KX Н01
Габаритные размеры, мм длина 6955
ширина 2500
высота 3915
Колесная база, мм 3300+1350
Полная масса автопоезда, кг 49000
Полная масса тягача, кг 25000
Снаряженная масса тягача, кг 10200
Двигатель ISZ450/40 Euro 4
Макс. мощность, л. с./об/мин 486/2100
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 2320/1200
Коробка передач роботизированная ZF 12AS2540TO
Максимальная скорость, км/ч 110
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан