Битурбийон. Километры и часы за рулем кроссовера Bentley Bentayga

Фото: компания Bentley | Сергей Знаемский

Время — драгоценность. Лучше всего об этом знают те, кто заказал кроссовер Bentley Bentayga в комплекте с салонным хронометром Breitling Mulliner Tourbillon — в золотом корпусе, с восемью бриллиантами и сложнейшим механизмом турбийон, который нивелирует влияние земного притяжения на точность хода. Сейчас на «брейтлингах» время кроссоверов. И пока оно работает на Bentley.

На первую встречу в альпийский Кицбюэль меня доставил Mulsanne. На фоне антикварного собрания в его интерьере салон кроссовера — зал политеха, где фамильные дефлекторы, манетки, кожа и шпон лишь наивные сокровища минувшего века. Дух Bentley теперь оцифрован, анимирован и переселен в мультимедийную систему со съемными пассажирскими планшетами. Зато если укомплектовать Бентайгу всеми передовыми опциями, в том числе и «брейтлингами», то цена подскочит до полумиллиона евро!

Пятнадцать вставок из натурального шпона, семь пород древесины, два десятка цветовых сочетаний кожи... Впервые на Bentley — «электронный» джойстик «автомата» и тачскрин с обратной тактильной связью. У машин для России в потолке появится дебютный для концерна Volkswagen модуль системы ЭРА-ГЛОНАСС, причем с «легковой» функцией автоматического вызова помощи

Самый, самый, самый... Фирменный буклет гипнотизирует пассажами в превосходной степени, но, вообще-то, 630-сильный Mercedes-AMG G 65 мощнее и дороже — минимум 272 тысячи евро, — тогда как базовая Bentayga тянет «всего» на 175 тысяч или 17 млн рублей. А кроссоверу Porsche Cayenne Turbo S хватает 570 лошадиных сил, чтобы набирать 100 км/ч за те же 4,1 секунды, что и Bentley. Кстати, и Cayenne, и Бентайгу разрабатывали под началом Вольфганга Дюрхаймера: нынешний шеф отделений Bugatti и Bentley в годы работы главным инженером Porsche был ответственным за разработку Кайена первого поколения.

Хронометр Breitling Mulliner Tourbillon из 18-каратного белого или розового золота оснащен привычным часовым коллекционерам сервоприводом, который, имитируя взмахи руки, проворачивает корпус по часовой стрелке 1080 раз за сутки

Люди из Bentley прошлой осенью признавались мне, что самым сложным оказалось понять истинные эстетические вкусы целевой аудитории. Я до сих пор не уверен, что это удалось. Может, и неспроста Дирка ван Брекеля, автора концепт-кара EXP 9 F, показанного в 2012 году, тогда быстренько проводили из Англии на новую должность, а перекраивать дизайн позвали другого бельгийца, Люка Донкервольке из подразделения Seat?

Центральное место — не у «развлекательной», а у водительской шайбы. «Асфальтовые» режимы шасси — Sport, Comfort, Bentley и Custom — входят в стандартное оснащение, а за внедорожные Снег/трава, Гравий/грунт, Грязь/колея и Дюны нужно доплачивать. По бокам от шайбы — кнопки управления ESP, системой спуска с горы и пневмоподвеской

Концепт-кар EXP 9 F был длиннобазнее, шире и выше, чем исходные Volkswagen Touareg и Audi Q7. Дождавшись модульной ингольштадтской платформы MLB Evo, серийный кроссовер похудел, расстояние между осями сократилось до 2994 мм — как у нового Q7. По габаритам выигрыш у Audi лишь считанные сантиметры, а в самом нижнем «погрузочном» положении пневмоподвески Bentayga, как и Q7, напоминает обычный универсал.

Штатная дизайн-студия Bentley впервые отвечала за разработку мультимедийного интерфейса, включая иконки, шрифты и анимацию в стиле ар-деко. «Хард» — общефольксвагеновский с памятью на 16 Гб

Кстати, проект с обозначением BY673, под которым Bentayga известен в Крю, подразумевает общую технику не только с новым Q7: будущие Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne тоже соплатформенники. У Bentley похожий комбинированный кузов из стали и алюминия, но — с уникальными передними крыльями, выполненными методом горячей штамповки, что позволило добиться особой точности граней. Это первый Bentley, кузовное производство для которого расположено за пределами Великобритании: на общефольксвагеновском заводе в Братиславе, где до кучи собирают еще и Volkswagen up! Но ради бейджика «Made in England» остовы будущих британских кроссоверов тут же отправляют автовозами в Крю: 1800 км через всю Европу и Ла-Манш, четыре грузовика в день, 90 кузовов в неделю.

Полностью виртуальная приборная панель, как в Audi, вряд ли появится на Bentley — из-за эффекта «блэкаута»: даже выключенные приборы должны оставаться элементом дизайна

Самолюбие британцев утешается тем, что разработка и производство двигателей 6.0 W12 два года назад перенесено из Германии в Англию, и теперь Bentley будет поставлять эти агрегаты для Audi и VW, а не наоборот. Пневмоподвеска, восьмиступенчатый «автомат» ZF, полный привод с дифференциалом Torsen — те же, что и на Q7, но именно новый шестилитровый битурбомотор разводит Bentley и Audi по разным полюсам драйва.

Умопомрачительная тяга! Хотя и не взрывная. Bentayga не беснуется и не срывает асфальт, как Mercedes-AMG или Porsche Cayenne Turbo, магия его разгона — в мгновенном, сверхъестественно легком переходе от покоя к перегрузке. С любой скорости, потому что от холостых и до отсечки максимальный крутящий момент не опускается ниже 500 Нм, а пиковые 900 Нм доступны уже с 1350 об/мин.

Передние кресла впервые на Bentley толерантны и к персоне скромного масштаба: спинка и подушка оснащены регулируемой боковой поддержкой. Массаж и вентиляция — в базовом пакете

Акустический и вибрационный покой в салоне только усиливают ощущение паранормальности: Bentayga меняет 120 км/ч на 210 как аэробус эшелон, — не потревожив приветственного шампанского в бокалах пассажиров первого класса. Мотор слышен, но двойные стеклопакеты не пропускают в салон и половины той двенадцатицилиндровой симфонии, которая льется из широченных рупоров выхлопной системы.

При этом Bentayga — единственный на сегодня серийный кроссовер, который способен перешагнуть сакральную отметку 300 км/ч! Жаль, весенние австрийские Альпы для этого тесноваты. Да и штатные европейские всесезонные шины Pirelli Scorpion Verde 285/45 R21 ограничивают скорость на уровне 270 км/ч. Дальнейший разгон возможен — но только на страх, совесть и страховую франшизу водителя.

Всего за 493 тысячи рублей в салоне появится пара съемных десятидюймовых планшетов тайваньской компании Pegatron на открытой Android-платформе: с Wi-Fi-модулями, камерами для видеозвонков и памятью на 32 Гб
Всего за 493 тысячи рублей в салоне появится пара съемных десятидюймовых планшетов тайваньской компании Pegatron на открытой Android-платформе: с Wi-Fi-модулями, камерами для видеозвонков и памятью на 32 Гб
0 / 0

Вопреки моде здесь нет экорежима. Конечно, новый мотор W12 стал на 10% экономичнее и даже научился отключать половину цилиндров (на передачах выше третьей и в диапазоне ниже 3000 об/мин), но водитель этого заметить не в силах. И ни в одном из трех доступных модусов своего темперамента — Sport, Comfort или фирменный Bentley-режим — двигатель и «автомат» не расслабляются, сохраняя под педалью живой нерв связи. Правда, и в самой спортивной своей ипостаси Bentayga реагирует на газ не так резко, как, например, автомобили Porsche.


Сенсорный съемный пульт на основе смартфона немецкой компании Bury отвечает за климат-контроль на заднем диване и оснащен «штурманским» виджетом, который выводит на экранчик показания спидометра и термометра

По современным меркам палитра ездовых характеров необычно узкая: Bentayga всегда движется плотно, монолитно, увесисто. Спортивно? Однако Q7 уже доказал, что возможности платформы MLB намного шире и позволяют сочетать точность реакций с выдающейся плавностью хода: Audi умеет ехать по-авангардному свежо, по-легковому невесомо и мягко. А Bentley как будто стесняется позволить себе такое легкомыслие: дотошнее пересчитывает неровности и избыточно тяжелит руль.

Адаптивный круиз-контроль, ассистент удержания полосы, проекционный дисплей и камера ночного видения управляются рычажками и кнопками слева от руля. Цена пакета этих помощников — 542 тысячи рублей

Зато мало кто, кроме Bentley, умеет так строго держать себя в руках при поворотах. Груз luxury-атрибутов делает британский кроссовер как минимум на 370 кг тяжелее «ку-седьмого» с двигателем 3.0 TFSI, а полная масса составляет 3250 кг. Но активные электромеханические стабилизаторы, которые приводятся в действие 48-вольтовыми электромоторами, способны развивать момент в 1200 Нм, принудительно скручивая прутки стабилизаторов в противоположных направлениях, чтобы удерживать кузов горизонтально. Тоже своего рода турбийон, нивелирующий инерцию и земное притяжение во имя точности хода.


• Максимальные 301 км/ч — только на штатных летних шинах размерности 285/45 R21 или на опционных колесах 285/40 R22
• Не самый выдающийся багажник на 484 л по особому желанию можно заполнить фирменными несессерами для пикника, выдвижной скамейкой и даже специальными Bentley-клетками для домашних животных

На бездорожье стабилизаторы полностью размыкаются и обеспечивают кроссоверу немалый полный ход подвески, 225 мм, который вкупе с максимальным клиренсом в 245 мм обещает наделить Bentley неплохой геометрической проходимостью. Хотя вездеходных подвигов ждать не стоит: передний и задний дифференциалы свободные, межосевой Torsen — с «мягкой» блокировкой. А опционный пакет All Terrain за 415 тысяч рублей — это лишь четыре электронных алгоритма. С которыми, как уверяют разработчики-англичане, Bentayga умеет взбираться на дюны, чего требовали клиенты с Ближнего Востока.

Задний диван с высокой вертикальной посадкой за 759 тысяч рублей можно заменить на два индивидуальных кресла (второй слайд) с полным набором регулировок. За спинками в этом случае появится декоративная стенка, отделяющая багажник, а между сидений — массивная консоль. Но и в этом случае откинуться полулежа, как на оттоманке представительского седана, не выйдет
Задний диван с высокой вертикальной посадкой за 759 тысяч рублей можно заменить на два индивидуальных кресла (второй слайд) с полным набором регулировок. За спинками в этом случае появится декоративная стенка, отделяющая багажник, а между сидений — массивная консоль. Но и в этом случае откинуться полулежа, как на оттоманке представительского седана, не выйдет
0 / 0

На заднем диване не просторнее, чем в седанах бизнес-класса: ступням уже тесновато. Варианта с увеличенным расстоянием между осями пока не предвидится, а для представительских нужд есть индивидуальные задние кресла: их можно сдвинуть назад за счет уменьшения багажника. Который тут не в приоритете: в пятиместной версии он вмещает 484 л, а в четырехместной — всего 431 л. Хотя все равно появится еще и семиместная модификация — ее просит американский рынок.

Проект кроссовера Bentley c заводским кодом BY673 — это «внедорожная» платформа концерна VW в своем третьем «модульном» поколении. Двигатель — в переднем свесе, полный привод — с несимметричным дифференциалом Torsen (60% крутящего момента направляется к задним колесам), восьмиступенчатый «автомат» — ZF AL952 c функцией размыкания гидротрансформатора от двигателя для движения накатом. Понижающей передачи нет, а кроме того, Bentayga пока не оснащается доступными для соплатформенников полноуправляемым шасси и активным задним дифференциалом: «Мы применяем лишь то, что необходимо клиентам Bentley»

И вообще, Бентайгу просят. По словам Дюрхаймера, у среднестатистического клиента Bentley в гараже восемь машин (а у тех, кто покупает Bugatti, — 84 автомобиля, три самолета и яхта). Почему бы не взять в коллекцию еще и первый «внедорожный Bentley»? Ведь Rolls-Royce, Aston Martin и Lamborghini только готовят свои кроссоверы — они появятся через пару лет.

Активные электромеханические стабилизаторы разработаны компанией Sсhaeffler — пока такими оснащаются только Bentayga и Audi SQ7. Внутри электроприводов компактные моторы и планетарные трехступенчатые понижающие редукторы. В результате быстроходный (несколько тысяч оборотов) электромотор допускает взаимное отклонение плечей стабилизатора примерно на 20º. В Bentley 48-вольтовое питание обеспечивают суперконденсаторы, а в Audi — отдельная литий-ионная батарея. Интересно, что на неровной дороге при «распущенных» стабилизаторах электроприводы работают как генераторы

А пока время работает на Bentley: весь тираж на 2016 год уже раскуплен. В Россию при этом отправятся около 300 машин. Англичане недавно подняли ежегодный план производства с 3500 до пяти—шести тысяч кроссоверов: это половина от общего нынешнего объема продаж Bentley. Уже известно, что кроме модификации 6.0 W12 появятся «заряженный» Speed, базовый вариант с бензиновой «восьмеркой» 4.0 TFSI, гибрид, относительно демократичный дизельный кроссовер c мотором от Audi SQ7 4.0 TDI и даже Bentayga-купе, которое, не исключено, будет востребовано еще больше универсала.

Новый двигатель 6.0 W12 от своего предшественника отличается комбинированной системой впрыска: непосредственно в цилиндры топливо попадает под давлением 200 бар, а во впускной коллектор — шесть бар. Турбонагнетатели теперь с двухпоточными корпусами турбин, а новый механизм газораспределения позволяет деактивировать половину цилиндров при частичных нагрузках. Система смазки рассчитана на работу при уклонах до 35º. Новый мотор оказался на 35 кг легче прежнего W12, но все равно весит внушительные 254 кг, что предопределяет не самую выгодную статическую развесовку кроссовера: 58:42 в пользу передней оси
Дизель Audi 4.0 TDI со вспомогательным электронаддувом — следующий претендент на место под капотом. На кроссовере Audi SQ7 он развивает 435 л.с. и 900 Нм крутящего момента. Центробежный компрессор с приводом от 48-вольтового семикиловаттного электромоторчика (показан стрелкой) дополняет два обычных турбокомпрессора в развале блока. Электронаддув работает кратковременно: одну—две секунды в зоне низких оборотов, а начиная с 2000 об/мин бездействует, превращая мотор в обычный битурбодизель
0 / 0

Все это потребует пересмотра и общей производственной программы за весь цикл жизни, который первоначально составлял всего 40 тысяч машин (для сравнения, Porsche Cayenne за один год расходится 80-тысячным тиражом). И очевидно, что Bentayga неизбежно станет наиболее прибыльным Bentley в истории.

Вот где прячется омыватель фар! А еще Bentayga первый автомобиль марки из Крю с такими утилитарными деталями, как задний дворник, багажные рейлинги на крыше и кронштейн для перевозки велосипеда

А что с ним будет потом? Ведь, с другой стороны, Bentayga так же неизбежно утратит статус «самого-самого», оставшись просто самым массовым Bentley. Со всеми сопутствующими нюансами: вспомним, сколько на вторичном рынке стоят некогда «самые-самые» купе и седаны семейства Continental.

По максимальному дорожному просвету — 245 мм — Bentley на 10 мм превосходит соплатформенный Audi Q7, а даже в самом нижнем положении пневмоподвески может еще немного присесть на задние колеса для облегчения погрузки

А отсюда нехитрый вывод: если несколько сотен тысяч евро на luxury-кроссовер не просто каприз, а еще и взвешенная инвестиция, то выбирать нужно Bentley c часиками Breitling. Потому что, даже если время кроссоверов пройдет, бриллианты — навсегда. 

Паспортные данные
Автомобиль Bentley Bentayga
Тип кузова универсал
Число мест 5/4*
Размеры, мм
длина 5140
ширина 2224
высота 1742
колесная база 2995
колея передняя/задняя 1689/1693
Объем багажника, л 484/431*
Снаряженная масса, кг 2440
Двигатель бензиновый, с непосредственным и распределенным впрыском
Расположение спереди продольно
Число и расположение цилиндров 12, W-образно
Рабочий объем, см3 5950
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84,0/89,5
Степень сжатия 10,5:1
Число клапанов 48
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 608/447/5000—6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 900/1350—4500
Трансмиссия автоматическая, восьмиступенчатая
Привод постоянный полный c дифференциалом повышенного трения Torsen
Рулевое управление шестерня-рейка с электроусилителем
Передняя подвеска независимая, пневматическая, на двойных поперечных рчагах
Задняя подвеска независимая, пневматическая, многорычажная
Шины 285/45 R21
Максимальная скорость, км/ч 301**
Время разгона 0—100 км/ч, с 4,1
Расход топлива, л/100 км
смешанный цикл 13,1
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 296
Емкость топливного бака, л 85
Топливо бензин АИ-98
* Для версий с раздельными креслами второго ряда
** Для автомобиля, оснащенного летними шинами 285/40 R22

Рекомендованные статьи