Что сулит нам обязательное введение системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС?
В конце сентября АвтоВАЗ запустил производство седана Лада Веста — первого серийного автомобиля, оснащенного системой ЭРА-ГЛОНАСС. И в то же время стало понятно, что у других производителей с этой системой возникли сложности, которые уже грозят обернуться уходом с нашего рынка еще нескольких автомобильных брендов. Кроме того, ЭРА-ГЛОНАСС может положить конец «серому» импорту.
SOS — спасите наши души
У любой Весты, даже в самой простой комплектации, на потолке рядом с водительским плафоном освещения есть кнопка SOS. И это — главное на сегодня достижение всего проекта ЭРА-ГЛОНАСС, экстренного реагирования с Глобальной навигационной спутниковой системой.
Тревожная кнопка — это, по сути, элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме этого в каждом автомобиле есть своя сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС.
После нажатия кнопки SOS этот «мобильник» не только соединит машину с оператором экстренной службы, но и отправит в сеть пакет данных об автомобиле, включая его координаты, VIN-номер, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.
Предусмотрен и режим автоматической подачи сигнала бедствия — на тот случай, когда после аварии в салоне не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара, дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет — отправит спасателей по указанным координатам.
Идея более чем благая, даже при том, что на скорость движения скорой помощи и на действия врачей ЭРА-ГЛОНАСС повлиять уже не в силах. Но одно только моментальное оповещение о ДТП сулит на треть ускорить прибытие первой помощи, что может спасти примерно четыре тысячи жизней в год. В России это особенно актуально, ведь, по статистике, на наших дорогах в момент ДТП погибает только 3% пострадавших, а 56% жертв — это не дождавшиеся медпомощи. Не менее важно, что ЭРА позволит зафиксировать, когда и как среагировали экстренные службы, причем эти данные нельзя будет скорректировать, а по запросу их выдадут на руки и примут во внимание в суде.
И Россия окажется чуть ли не впереди планеты всей: пока что встроенные системы экстренного вызова в Америке и Европе предлагают только за доплату — и только BMW, Volvo, Mercedes, GM, Peugeot, Citroen и Toyota. Похожую на «Эру» систему SIMRAV внедряют в Бразилии, но там она нацелена на борьбу с угонами и дорожным бандитизмом. Так что ЭРА-ГЛОНАСС — действительно первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. Аналогичный европейский комплекс eCall на основе спутниковой системы Galileo заработает только в 2018 году.
Более того, в следующем году контроль над системой перейдет от Минтранса к созданному этим летом государственному АО ГЛОНАСС, которое получило право оказывать дополнительные платные услуги. То есть экстренный вызов останется бесплатным, но помимо кнопки SOS в машинах появится еще одна — «коммерческая». А дальше — бескрайнее поле возможностей! Вызов эвакуатора, аварийного комиссара или техпомощи, встроенный модем можно использовать и для дистанционного запуска, и для интернет-радио или онлайн-диагностики автомобиля... Бизнес-стратегия АО ГЛОНАСС сейчас сфокусирована на поиске партнеров, которые будут применять «Эру» для охранно-поисковых услуг, мониторинга движения транспорта, расчетов на платных дорогах, а в идеале — и для телеметрического страхования, когда страховщик предлагает индивидуальный тариф на основе сведений о манере езды автовладельца. В перспективе — интеграция с европейским комплексом Galileo, китайской спутниковой системой BeiDou и даже управление беспилотными автомобилями.
Вот такая новая ЭРА наступает для всех автомобилей в России. Для всех, но не сразу.
Поголовный ГЛОНАСС
План распространения «Эры» — это три стадии. На первом этапе, с 1 января 2015 года, тревожная кнопка с автоматическим вызовом обязательна только на тех новых легковых и легких коммерческих автомобилях, которые впервые проходят сертификацию и получают ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Проще говоря, пока ЭРА необходима только на «абсолютных» новинках, впервые выходящих на российский рынок.
Однако уже с 1 января 2016 года тревожная кнопка станет обязательной и на новом коммерческом транспорте — как на пассажирском, так и на том, что перевозит мусор или опасные грузы. Правда, для такой техники предусмотрен упрощенный «ручной» вариант устройства: с кнопкой, но без функции автоматического вызова при ДТП.
А вот с начала 2017 года ЭРА в той или иной версии должна работать на всех новых автомобилях, и без нее нельзя будет получить техпаспорт на все машины — как на собранные в Таможенном союзе, так и на те, что ввезены из-за рубежа.
Как объявил Минтранс, уже в 2016 году будет выпущено 300 тысяч автомобилей с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в 2017 году — до 1,5 млн, а с 2018 года — по 2,5 млн ежегодно. Однако сами автопроизводители такого энтузиазма явно не разделяют.
В этом году на российский рынок вышло около 20 новых автомобилей, в том числе Audi Q7, Volvo XC90, Volkswagen Passat, Mercedes-Benz GLE и GLC, седан Ford Fiesta... Но, напомним, ЭРА-ГЛОНАСС пока есть только на Весте. Разумеется, многие новинки успели пройти сертификацию заблаговременно, еще в прошлом году, тем самым легально избежав «Эры» минимум до 2017 года. А остальные подверглись сертификации по довольно любопытной схеме, когда во время смены поколений одной и той же модели вместо оформления нового ОТТС новинку вписывают в действующий документ модели-предшественницы. То есть де-юре «абсолютно новый автомобиль» таковым вовсе не является — он начинает жизнь как модификация машины прежнего поколения! Это позволяет получить отсрочку от «Эры», а главное — сэкономить немалые деньги на внедрении системы и программе обязательных испытаний.
В итоге до конца нынешнего года ЭРА-ГЛОНАСС официально появится в лучшем случае на 17 новых автомобилях, которые готовятся выйти на наш рынок. Из них большинство — фургоны, грузовики и автобусы с упрощенным «ручным» модулем, а из легковушек, если не считать Лады, ближе всего к «Эре» китайский кроссовер Changan CS35.
Свои машины с тревожной кнопкой готовят Ford, Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, BMW, Geely, Mitsubishi, Bentley, Nissan, FAW, Dongfeng, Changan, MAN, Iveco, КАМАЗ и КАВЗ. И все же многие производители уклончиво говорят о задержках вывода новых моделей, а иные «по секрету» дают понять, что не исключают либо приостановку продаж, либо и вовсе закрытие бизнеса в России. Кстати, одной из самых веских причин, вынудивших корпорацию General Motors практически свернуть бизнес в нашей стране, было требование оснащать автомобили устройствами ЭРА-ГЛОНАСС.
«Золотая» ЭРА
Проблема не в цене «кнопки»: комплект «железа» для «Эры» стоит 100—200 евро — в зависимости от того, есть ли в нем собственные акселерометры, гироскоп или громкоговорители. Хотя, учитывая нынешний курс, и это немало. А вот сертификация таких устройств обходится на три порядка — грубо говоря, в тысячу раз — дороже!
Этот процесс состоит из двух стадий. Сперва бортовая радиоэлектроника «Эры» должна пройти испытания на соответствие одиннадцати госстандартам, включая тесты на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и качество звука. Одновременно нужно получить сертификаты на систему менеджмента качества ISO 9001 для заводов, на которых производится комплектующие для «Эры».
И только потом на испытания отправляется сам автомобиль с установленным оборудованием. В случае с легковушками для получения ОТТС необходимо пройти два краш-теста (фронтальный и боковой по правилам ЕЭК ООН №№94 и 95), в ходе которых проверяют, послан ли автоматический сигнал оповещения.
На начало октября сертификацией радиоэлектроники для «Эры» занимались только две фирмы: Связь-Cертификат в Москве и НИИ Радио с лабораторией в Севастополе. Зарубежные сертификаты они не признают, и при этом услуги фирмы Связь-Cертификат стоят примерно 180 тысяч евро (13 млн рублей по нынешнему курсу), а с учетом возможных доводочных испытаний сумма может доходить и до 250 тысяч евро. На цене, конечно, сказались вложения в зарубежное испытательное оборудование, но все равно: сертификация электроники для «Эры» оказалась в два с половиной раза дороже, чем последующая сертификация самого автомобиля вместе с программой краш-тестов!
Автопроизводители, которые, как и АвтоВАЗ, сами взялись за разработку системы, платят на каждой из стадий — плюс издержки на разбитые при испытаниях машины. Причем если для автомобилей без «Эры» в зачет традиционно принимаются результаты заводских краш-тестов или испытаний, проведенных в авторизованных независимых лабораториях, то автомобили с «Эрой» необходимо разбивать только в России — и только на автополигоне НАМИ.
Сэкономить можно, если, например, использовать готовый покупной комплекс, но пока сертифицированный комплект «под ключ» есть лишь у пермской фирмы Форт Телеком. К тому же для импортных легковых автомобилей это не выход: они должны оснащаться автоматической «Эрой», установленной на конвейере «материнского» завода.
Все эти затраты, конечно, отразятся на ценах, хотя многое будет зависеть от того, насколько широко каждую систему получится унифицировать для разных марок и моделей.
— По нашим подсчетам, чтобы окупить разработку, которую мы вели с 2010 года, необходимо выпустить 250 тысяч автомобилей, оснащенных нашими устройствами, — говорит Владимир Макаренко, директор по развитию компании Форт Телеком.
В автопроме официальных заявлений, если не считать «закрытого письма» от General Motors, пока избегают. Но «без диктофона» представители одного крупного концерна рассказали, что по состоянию на сентябрь оснащенные «Эрой» самые массовые легковушки гольф-класса стоили бы всего на 15 тысяч рублей дороже, тогда как у менее распространенных люксовых кроссоверов надбавка может доходить уже до 100 тысяч рублей, а редкие спорткары и экзотические машины грозят подорожать вдвое. Все — из-за сертификации.
Нетрудно предположить, что для импортеров автомобилей Ferrari, Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce, Aston Martin, Bugatti и других марок, которые продаются в России почти что штучно, необходимость вложиться и пожертвовать несколькими машинами каждой модели для краш-тестов поставит под вопрос сам смысл работы на нашем рынке.
— Мы видим угрозу, но уверены, что будут найдены верные решения в отношении эксклюзивных и мелкосерийных производителей, — говорит Вагиф Бикулов, директор люксового подразделения компании Авилон, которая импортирует в Россию Ferrari, Aston Martin, Maserati и Bugatti.
Представитель другого премиум-бренда на условиях анонимности признался, что его компания для некоторых моделей не рассматривает даже технической возможности установки комплекса ЭРА-ГЛОНАСС — и в крайнем случае может заморозить продажи в России после 2017 года. При этом трудности грозят и более доступным маркам — в зоне риска прежде всего нишевые и имиджевые модели с невысоким спросом, а также бренды с критически малым объемом продаж.
Не все гладко и у тех производителей, которые готовы к хлопотам и расходам на «Эру». Так как правом выдавать сертификаты на радиоэлектронику пока что наделены только две лаборатории, а поступающие к ним устройства зачастую оказываются «сырыми», процесс испытаний затягивается на пять месяцев — очередь уже растянулась почти на весь следующий год, как раз до срока поголовного внедрения системы в 2017 году.
Общая позиция автопроизводителей выражена примерно так: «При всей необходимости самой системы ЭРАГЛОНАСС, правительству следовало бы внимательнее отнестись к срокам ее запуска и смягчить излишне жесткие нормативы испытаний». Первые просьбы о пересмотре условий для автопрома прозвучали нынешним летом: несколько компаний начали лоббировать отсрочку поголовного внедрения «Эры», добиваться признания зарубежных сертификационных испытаний, а также послаблений для мелкосерийных автомобилей — по подобию того, как в Европе от системы eCall будут освобождены автомобили с объемом производства меньше тысячи в год.
Пока эти аргументы не сработали, так как для российского правительства ЭРА — вопрос политически принципиальный. И в запасе есть железобетонные контраргументы: дорожную смертность нужно срочно снижать, а о необходимости внедрения «Эры» было известно еще в январе 2013 года, когда систему внесли в техрегламент Таможенного союза. Другое дело, что все необходимые госстандарты приняты лишь в конце 2014 года, первая лаборатория начала работу лишь в начале этого года, а требование о сертификатах по стандарту ISO 9001 и вовсе появилось лишь этим летом.
В итоге автопром разделился на два условных лагеря. В наихудшем положении — те, кто до последнего не начинал работы по внедрению «Эры», ожидая появления всех нормативов — и, конечно, рассчитывая на отсрочки по примеру того, как в России вводятся экологические нормативы. Лучше дела у тех, кто начал готовиться загодя. К примеру, Mercedes-Benz, по нашим данным, заложил ориентировочные требования по «Эре» в техзадание нового Е-класса еще в 2013 году, поэтому у него система с тревожной кнопкой будет сразу унифицирована и с «родной» европейской системой eCall.
Что дальше?
Уже ясно, что и в 2016 году некоторые новые автомобили появятся на нашем рынке без «Эры», так как производители будут использовать возможность не получать новое одобрение типа, а сертифицировать новинки в рамках действующих ОТТС. А дальше многое зависит от одного щекотливого нормативного нюанса.
В нынешнем своем виде техрегламент Таможенного союза хоть и обязывает с 2017 года оснащать все автомобили «Эрой», но не содержит однозначного указания на то, что при этом утратят силу все выданные прежде сертификаты на «безглонассовые» автомобили. Трактовка, на которую и надеется автопром, позволила бы и в 2017 году продавать и регистрировать без «Эры» те модели, у которых еще не истек срок действия нынешних ОТТС. А иначе придется срочно сертифицировать заново все автомобили, представленные сегодня на нашем рынке! Но для этого как минимум нужно в несколько раз увеличить число лабораторий.
Интересно, что ни Минпромторг, ни Росстандарт пока что официально своей позиции не озвучили. Но, вероятно, вот-вот появятся поблажки для мелкосерийных автомобилей — хотя бы потому, что именно покупатели автоэксклюзива зачастую и оказываются теми людьми, которые определяют правила игры в том числе и для «Эры». А вот на послабление технических требований и перенос сроков для массовых легковушек и грузовиков рассчитывать, похоже, не стоит, особенно на фоне того, что уже появились машины и устройства, прошедшие сертификацию по действующим нормам.
Любопытно, что для некоторых автомобилей уже сейчас существуют легальные лазейки, позволяющие облегчить бремя «Эры». Оказывается, крупные внедорожники — например Toyota Land Cruiser или Range Rover — вообще освобождены от сертификационных краш-тестов, поскольку по размерам и массе выходят за пределы действия правил ЕЭК ООН №№94 и 95: их полная масса превышает 2,5 тонны, а сиденье водителя расположено выше 700 мм над уровнем дороги. Это, в свою очередь, означает, что для них, как и для грузовиков, обязательно только «ручное» устройство — то есть тревожная кнопка без функции автоматического вызова, что кардинально упрощает разработку и сертификацию. Под эту же схему, кстати, попадает и внедорожник Bentley Bentayga, который появится на рынке весной 2016 года. Покупателям таких машин волноваться, как обычно, не о чем.
Зато под ударом окажутся все «серые» импортеры новых автомобилей, ведь без «Эры» нельзя будет получить техпаспорт на таможне. На частном ввозе подержанных автомобилей это не отразится (в этом случае ОТТС не требуется), и в целом нынешних автовладельцев-частников ЭРА-ГЛОНАСС почти не касается.
Вроде бы и хорошо: принудительного оснащения тревожными кнопками автомобилей, уже находящихся в пользовании, никто не требует. С другой стороны, никто пока не предлагает и возможности добровольного оснащения машин после продажи. Насколько нам известно, таких систем единицы, они еще находятся в стадии разработки или сертификации и на рынок выйдут заметно позже. А жаль — потому что в аварии попадают не только новые автомобили.