Дочки и матери: путь фирмы Skoda и другие ролевые модели для АвтоВАЗа

Инженерную самостоятельность — даже при позитивных бизнес-результатах — в новейшей истории удалось сохранить лишь нескольким компаниям из множества национальных фирм, поглощенных крупными концернами. Почему это важно — и какие уроки из истории Шкоды и других «сателлитов» можно извлечь на заметку тольяттинскому гиганту?

Skoda, Bentley и GM Korea

В 1991 году в ходе приватизации после бархатной революции за 30-процентный пакет шкодовских акций Volkswagen спорил с Renault, но французы тогда собирались перепрофилировать завод на выпуск ситикаров Renault Twingo — и проиграли. Первая Skoda на фольксвагеновской платформе появилась через пять лет после поглощения: это был лифтбек Octavia. При этом параллельно выпус­кался и хэтчбек Felicia на основе доработанного шасси еще социалистической модели Favorit, которая при участии VW получила немецкие двигатели, электронику и системы безопасности. Но в 2000 году Volkswagen приобретает все 100% акций компании Skoda, и уже через год Felicia уходит в отставку, завершив столетнюю эру собственного проектирования. Фолькс­вагеновцы таким образом меньше чем за десять лет заменили своими все ключевые компетенции Шкоды по разработке двигателей, трансмиссий и шасси, оставив, правда, некоторую свободу в проектировании кузовов.

1905 год — В Млада-Болеславе выпущен первый автомобиль Laurin & Klement Voiturette A, разработанный Вацлавом Лаурином и Вацлавом Клементом
1945 год — Завод национализирован правительством Чехословакии, но и до и после национализации Skoda выпускала автомобили собственной конструкции, причем с 1960-х годов — на основе оригинальной заднемоторной архитектуры
1987 год — Собственными силами разработан переднеприводный хэтчбек Skoda Favorit
1991 год — Volkswagen покупает 30% акций компании Skoda, которая годом ранее закончила выпуск последних заднемоторных легковушек семейства 130/135/136
Синергия чехословацкого инжиниринга и технологий VW началась и закончилась на модели Skoda Felicia (1995—2001 гг.), которая благодаря фольксвагеновцам получила бензиновый мотор 1.6, дизель, АБС, подушки безопасности, кондиционер и электростеклоподъемники
1996 год — Skoda Octavia стала первым автомобилем на фольксвагеновской платформе
2001 год — Завершилось производство модели Skoda Felicia, с которой началась и которой закончилась синергия чехословацкого инжиниринга и технологий VW. Благодаря фольксвагеновцам Felicia получила мотор 1.6, дизель, АБС, подушки безопасности, кондиционер и электростеклоподъемники
0 / 0

Так что более желанной ролевой моделью для АвтоВАЗа является не Skoda, а... Bentley! Или даже Daewoo.

Компания Bentley в XX веке трижды теряла независимость, но только Volkswagen в 1998 году стал ее первым иностранным владельцем. Техническая «интервенция» началась через шесть лет после поглощения, ее плодом стало семейство моделей Continental, которое принесло коммерческий успех, однако при этом в Крю не были свернуты и работы по модернизации собственной платформы. В 2010-м на свет появился Mulsanne, его с некоторой долей условности можно назвать «британской Вестой» — он стал результатом глубокой модернизации собственного шасси и двигателя V8 серии L, которые использовал прежний флагман Bentley Arnage.

1921 год — Выпущен первый автомобиль Bentley модели 3 Litre конструкции Уолтера Оуэна Бентли
1931 год — В первый раз Bentley утратила свою финансовую независимость и техническую самостоятельность еще в пору Великой депрессии, но британская принадлежность сохранилась: владельцем оказался Rolls-Royce
1998 год — Volkswagen стал первым иностранным владельцем компании, вместе с брендом Bentley немцам достался завод и НТЦ в Крю
2003 год — Bentley Continental GT на агрегатах автомобилей Volkswagen и Audi открыл новые рынки и принес компании коммерческий успех
2010 год — Как пример взаимопроникновения инженерных культур Bentley Mulsanne сочетает современную электронику, «дофольксвагеновскую» платформу и нижневальный двигатель V8 6.75
0 / 0

А компания Daewoo Motor не просто сохранила свои компетенции, но и превратилась в подразделение GM Korea, которое сегодня, наравне с фирмой Opel, отвечает за разработку двигателей и компактных платформ для других брендов концерна. Интересно, что на момент поглощения джиэмовцами в 2001 году Daewoo имела совсем скромный опыт самостоятельного создания автомобилей — лишь восемь лет, — хотя сотрудничала при этом с дизайн-компаниями Giugiaro, Bertone и I.DE.A, а также использовала свой инженерный центр в Англии и успела разработать целую гамму таких успешных моделей, как Lanos, Matiz, Nubira, Kalos и Lacetti.

1972 год — До перехода под контроль группы Daewoo в 1982 году крупнейший корейский автопроизводитель носил названия Shinjin Motors, GM Korea и Saehan Motors, но в любом случае занимался лицензионным выпуском перелицованных автомобилей Opel, Isuzu, Toyota и Datsun
1997 год — Daewoo Nubira, а вместе с ней еще две новые модели, Kalos и Leganza, появились через пять лет после того, как концерн Daewoo вышел из СП с GM и занялся самостоятельной разработкой автомобилей
2001 год — Через два года после того, как империя Daewoo потерпела финансовый крах, ее автомобильное отделение досталось концерну GM: кроме рынка сбыта и заводов американцам нужен был опыт по выпуску доступных автомобилей
2004 — Создавать модели Nubira и ее наследника Lacetti (на фото) компании Daewoo в конце 90-х помогали итальянские фирмы I.DE.A, Italdesign, Pininfarina, а также бывший топ-инженер Porsche Ульрих Бец. Концерн GM до сих пор пользуется этими наработками, выпуская видоизмененный Lacetti в Китае и Узбекистане
0 / 0

Подобная роль АвтоВАЗу отчасти уже знакома, ведь Калина и Гранта стали основой для автомобилей Datsun. А уж если еще и Веста в итоге будет выбрана в качестве базы для следующего Логана, как о том свидетельствуют витающие в Тольятти слухи...

Dacia и Seat

Фирма Dacia не самый вдохновляющий пример. Самостоятельные конструкторские работы румыны пытались вести с середины 80-х, но разработка автомобиля Dacia Nova растянулась на десять лет. Новые хозяева из Renault в 1998 году сразу поставили цель полностью перекроить производство и до 2004 года еще помогали модернизировать Нову, которая позже носила названия SuperNova и Solenza, — но с появлением Логана на этой «самодеятельности» была поставлена точка. Хотя бизнес в итоге только выиграл.

1969 год — В Питешти запущено производство автомобилей Dacia 1300 на платформе от Renault 12, румынский вариант продержался в строю 35 лет
1995 год — Завершены работы над автомобилем собственной конструкции Dacia Nova
1998 год — Группа Renault приобрела фирму Dacia и начала ее превращение в центр по разработке и выпуску массовых автомобилей проекта X90 Logan для развивающихся стран
2005 год — Чем больше Renault участвовала в доработке оригинального румынского лифтбека Dacia Nova, тем больше он становился похож на будущий Logan. На фото — финальная версия под именем Solenza с двигателями от Clio II и деталями интерьера, которые потом достались машинам на платформе B0
0 / 0

Типично для «дочки» сложилась судьба подразделения Seat, и она удивительно перекликается с историей АвтоВАЗа. Тридцатилетнее сотрудничество с Фиатом завершилось в 1982 году из-за разногласий с испанским правительством по поводу дальнейших вложений в Seat. Вопрос технической модернизации встал перед испанцами примерно в то же время, что и перед вазовцами, — и решить его также помогла фирма Porsche, но параллельно Seat начал еще и лицензионную сборку Фольксвагенов. В 1984 году хэтчбек Seat Ibiza стал своеобразным аналогом тольяттинской «восьмерки»: автомобиль был создан на доработанной платформе автомобиля Fiat Ritmo с заново сконструированными моторами и трансмиссиями. Дизайн от Giugiaro оказался проектом, который изначально предназначался Гольфу, но был отвергнут Фолькс­вагеном. Ibiza стала весьма успешна: 1,3 млн машин за десять лет, — но именно в Испании концерн Volkswagen начал в 1986 году строительство своей империи, а Seat стал его первой зарубежной «дочкой». Практически сразу началось полное вытеснение испанских ноу-хау, и уже в 1991-м на свет появился Toledo — дебютный автомобиль немецкой разработки, а через два года в Барселоне была выпущена последняя оригинальная Ibiza. В начале 2000-х Volkswagen предоставил испанцам довольно широкую стилистическую свободу в надежде на качественный прорыв, однако с 2008 по 2014 год Seat не выбирался из убытков.

1953 год — В Испании начинается производство автомобилей Seat 1400 по лицензии фирмы Fiat
1982 год — После завершения сотрудничества с итальянцами Seat стал независимым
1984 год — Первая Ibiza, самостоятельно созданная испанцами в 1984 году при участии Джуджаро и Porsche, почти не уступала в популярности своим наследницам на платформах VW — и все равно этот багаж большому концерну не пригодился. Второго шанса на самостоятельность Seat уже не имел
1986 год — Международная экспансия концерна Volkswagen началась с поглощения фирмы Seat
1991 год — Лифтбек Toledo первого поколения уже использовал платформу VW
1993 год — После того как был выпущен последний Seat Ibiza испанской разработки, в гамме остались только автомобили с фольксвагеновской основой
0 / 0

Rover и Saab

До нынешнего кризиса лучшей страховкой от того, чтобы повторить судьбу компаний Rover и Saab, для АвтоВАЗа­ был российский рынок, ведь главной причиной катастрофы английской и шведской компаний стали низкие продажи. Теперь этот риск снова стоит учесть.

Еще в середине 80-х Rover точно так же, как Лада в 90-х, проиграл национальный рынок более технологичным и современным иномаркам. Кооперация с Хондой, обещавшей разработку новых моделей, не спасла фирму от финансового бедствия. И переход в 1994 году под крыло концерна BMW, как и в случае в АвтоВАЗом, воспринимался оптимистично. Баварцы поначалу демонстрировали намерения инвестировать в продвижение британских брендов и поддерживать роверовский инжиниринг. Но уже в ­1997-м был разработан последний автомобиль полностью британской конструкции — Land Rover Freelander. Финансы BMW помогли закончить его доводку, а доступ к технологической базе — параллельно создать еще Rover 75 и Range Rover третьего поколения. Однако рынок сбыта все равно оставался узким, продажи — низкими, и в итоге BMW всего через 11 лет за символические деньги избавилась от убыточной группы Rover, оставив себе только то, что представляло реальный коммерческий интерес: завод в Оксфорде и бренд Mini.

1904 год — Компания British Rover выпускает первый автомобиль Rover 8
1984 год — Rover 200 на основе седана Honda Ballade стал результатом кооперации концерна British Leyland японцами: в обмен на производственные мощности Rover получал помощь в создании новых моделей
1994 год — Компания Rover продана концерну BMW
1997 год — Land Rover Freelander стал последним автомобилем компании Rover, спроектированным без участия зарубежного «материнского» концерна
2005 год — Rover 75 превратился в Roewe 750 после того, как активы разорившейся MG Rover Group были проданы в Китай
0 / 0

Самостоятельное существование в форме MG Rover Group завершилось в 2005 году окончательным коллапсом. Китайские компании SAIC и Nanjing Automobile вывезли оборудование и документацию для организации производства в КНР. Сегодня частично сохранившийся научно-технический центр в Англии работает на фирму SAIC. Завод в Лонгбридже ведет отверточную сборку автомобилей MG3 и MG6 из китайских компонентов.

А компания Saab вовсе стала хрестоматийным примером того, чем опасна потеря технической самостоятельности. Кооперация с зарубежными партнерами началась в 1984 году с автомобиля Saab 9000: ради сокращения издержек он имел общую с концерном FIAT платформу Type Four (Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema). Однако это не стало прибыльным бизнесом, поэтому реструктуризация и продажа 50-процентного пакета акций концерну GM в 1990 году казались спасением.

1949 год — Saab 92 стал первым автомобилем оборонного концерна Шведская авиационная корпорация
1984 год — Saab 9000 отличался от соплатформенных автомобилей Lancia, Fiat и Alfa Romeo лучшей пассивной безопасностью и упрощенной задней подвеской
1989 год — GM покупает 50% акций фирмы Saab, и через пять лет с производства будет снят последний классический Saab 900 с продольным расположением двигателя. Еще через шесть лет GM приобретет 100% акций
2010 год — Saab куплен фирмой Spyker через два года после того, как GM выставил его на продажу из-за убыточности
2012 год — Saab объявлен банкротом, а права на выпуск автомобилей предыдущих поколений выкупил китайский концерн BAIC, и под маской этого концептуального седана BAIC C71 шестилетней давности скрывается Saab 9-5 образца 1997 года
0 / 0

Отказ от автомобилей собственной компоновки и переход на джиэмовские платформы принес лишь кратковременный успех. В 1997-м был снят с производства последний разработанный без учас­тия GM автомобиль Saab, и, когда через 11 лет подкошенный кризисом американский концерн решил продать шведскую компанию, оказалось, что желания делиться технологиями с потенциальными новыми хозяевами у него нет, а собственных наработок в Тролльхеттане уже не существовало. Saab был продан голландской фирме Spyker, но той в обмен на доступ к джиэмовским лицензиям пришлось отказаться от участия главного инвестора — Владимира Антонова (GM подозревал его в криминальных связях). Без его средств компания разорилась еще раз: GM запретил продавать технологии потенциальным инвесторам из китайских компаний Geely и Youngman—Pang Da. Saab был объявлен банкротом в 2012 году и в итоге по частям достался китайско-японскому консорциуму NEVS и китайскому концерну BAIC. 

Рекомендованные статьи