Кроссовер Лада Азимут: знакомство и перспективы

Лада представила кроссовер. Где-то в более удачливой параллельной вселенной, в которой АВТОВАЗ, как завещал Михаил Сергеевич Горбачев, все же стал законодателем моды в мировом автомобилестроении, эта новость должна была появиться еще четверть века назад. Но имеем что имеем, и в нашей реальности Лада Азимут чуть ли не главная сенсация 2025 года на автомобильном рынке. Я побывал на презентации и попытался оценить, есть ли у Азимута шансы подвинуть «китайцев» в самом конкурентном сегменте рынка.
Конечно же, это не первая попытка АВТОВАЗа создать актуальный и востребованный кроссовер. Проект менее внедорожной альтернативы Ниве в Тольятти взялись прорабатывать еще в начале века, хотя тогда все ограничилось рисунками и макетами: у завода не было ни подходящей агрегатной базы, ни ресурсов на разработку. Показанный в 2008 году концепт Лада C-Cross, созданный на платформе «Проекта С», уже был похож на настоящий автомобиль, но все это семейство попало под нож оптимизации.
Представленный на Московском автосалоне 2008 года концепт Лада C-Cross фактически был ходовым макетом. Размеры примерно как у Азимута (длина — 4410 мм, колесная база — 2640 мм), зато планировались моторы 1.6 и 2.0, независимая задняя подвеска и полный привод
Впоследствии АВТОВАЗ успешно освоил Cross-версии обычных легковушек, а к проекту полноценного кроссовера вернулся при поддержке Renault и с хорошей подготовкой. Перспективная Нива-3 на базе Дастера должна была убить сразу двух зайцев: простые варианты вывели бы Ладу в столь желанный сегмент городских паркетников, а офроудная версия с понижайкой стала бы заменой классической Ниве. Дебют такой модели назначили на 2024 год, так что к моменту ухода французов весной 2022-го проект был на высокой стадии проработки. Родственная Dacia Duster третьего поколения увидела свет осенью 2023 года, а Нива-3…
Шоу-кар Лада 4×4 Vision 2018 года предвещал Ниву-3 на базе Дастера, но был еще откровенно концептуальным. Позже по решению французской стороны будущую Ниву переделали под ретродизайн, убрав отовсюду скобы-бумеранги. Однако основой для Азимута, похоже, стал первоначальный дизайн-проект Стива Маттина
Сейчас вазовцы предпочитают вообще не вспоминать о ней, а на любые вопросы отвечают сухим «без комментариев». Но нет никаких сомнений, что новая Лада Азимут создана «на костях» несостоявшейся Нивы. Во-первых, по официальной версии, разработка Азимута началась уже после ухода Renault, то есть как минимум летом 2022-го. Новая Лада менее чем за три года, да еще в условиях санкций? Согласитесь, звучит фантастически.
А во-вторых, посмотрите на фотографии: у концепта Лада 4×4 Vision 2018 года и показанного сейчас Азимута не так уж мало общего! Широкий горизонтальный капот, взмывающая к корме подоконная линия, вестовские подштамповки на боковинах и мое любимое — вентиляционные прорези на задних стойках, стилизованные под классическую Ниву.