Mitsubishi Motors может не пережить скандал с занижением расхода топлива

«Перед нашей компанией встал вопрос о дальнейшем существовании», — в другой ситуации слова президента Mitsubishi Motors Тецуро Аикавы прозвучали бы как гром среди ясного неба. Но сейчас, на фоне «дизельгейта», они вряд ли кого-нибудь удивляют: если уж огромная империя Volkswagen AG борется за выживание из-за подделки показателей экологичности своих автомобилей, то чего ждать от относительно скромной японской фирмы, сознательно преуменьшавшей данные топливной экономичности?

Публичный скандал разразился на прошлой неделе: инженеры компании Nissan в процессе разработки нового поколения кей-каров обнаружили несоответствие реальной экономичности автомобилей Dayz и Dayz Roox заявленным показателям. Какое отношение это имеет к Mitsubishi Motors? Самое прямое! Дело в том, что у Ниссана нет собственного производства кей-каров. Машинки для местного рынка ему поставляет как раз Mitsubishi, а пять лет назад обе фирмы даже образовали совместное предприятие NMKV (Nissan Mitsubishi Kei Vehicle). Такая практика «ОЕМ-поставок» общепринята на Японских островах: благодаря кооперации со злостными конкурентами каждая компания обладает обширной модельной гаммой. Та же Mitsubishi, например, продает под своей маркой автомобили Suzuki Carry и Wagon R, а от Ниссана получает модели Infiniti Q70, Nissan AD и NV200.

«Скандальное» семейство Mitsubishi eK

Так вот, в ответ на подозрения Ниссана руководство «трех бриллиантов» признало занижение показателей топливной экономичности примерно на 10%. Тогда речь шла о 625 тысячах кей-каров Mitsubishi eK и eK Space, из которых три четверти были поставлены партнерам по СП. А корни проблемы, по словам Mitsubishi Motors, уходили в 2002 год: дескать, инженеры при подсчетах неверно применяли коэффициенты сопротивления шин качению и обтекаемости автомобилей. Компания начала внутреннее расследование с привлечением трех бывших прокуроров. Что, впрочем, не спасло ее офисы от проверок властными структурами.

Тогда-то и выяснилось, что проблема глубже, а занижением паспортного расхода топлива в Mitsubishi Motors занимаются как минимум с 1991 года. Четверть века! Фондовый рынок отреагировал немедленно: за пять дней стоимость компании упала почти вдвое, до 3,8 миллиарда долларов. А расходы предстоят немалые. Во-первых, необходимо компенсировать Ниссану ответственность перед покупателями 468 тысяч кей-каров Dayz. Никуда не денешься и от собственных потребителей: по оценкам аналитиков, только эти потери потянут почти на миллиард долларов. Плюс — недополученная прибыль: продажи кей-каров совместного предприятия приостановлены, а спрос на другие модели Mitsubishi уже упал вполовину.

Кей-кары Nissan Dayz, выпускаемые Mitsubishi в рамках СП с компанией Nissan

И это лишь верхушка айсберга. Общее количество автомобилей с фальсифицированными показателями расхода топлива еще только предстоит подсчитать: за 25 лет их наверняка окажется немало, особенно с учетом того, что 90% своей продукции Mitsubishi продает за пределами Японии. А по опыту «дизельгейта» мы уже знаем, насколько болезненной может оказаться реакция американского Агентства охраны окружающей среды (ЕРА), которое уже объявило о проверке продающихся в США моделей Mitsubishi. Кстати, Nissan выразил сомнения в целесообразности дальнейшего сотрудничества с нашкодившим партнером. Наверняка подобного решения можно ожидать и от концерна FCA, которому Mitsubishi поставляет таиландские седанчики Mitsubishi Attrage (их продают как Dodge Attitude) и пикапы Mitsubishi L200 (Fiat Fullback).

Nissan Dayz Roox производства Mitsubishi

Хуже всего для Mitsubishi Motors то, что спасение вряд ли придет от основных акционеров, былых соратников по гигантскому конгломерату Mitsubishi, раздробленному американцами после войны на десятки независимых предприятий. Двенадцать лет назад, во время предыдущего скандала с Mitsubishi Motors (тогда компания скрыла от покупателей наличие в автомобилях бракованных узлов), предприятия бывшего «дзайбацу» оказали фирме финансовую помощь — в обмен на акции, большинство которых сейчас принадлежит промышленной компании Mitsubishi Heavy Industries, торговой Mitsubishi Corporation и финансовой Mitsubishi UJF.

Официальных заявлений от акционеров Mitsubishi Motors пока не прозвучало. Однако, по инсайдерской информации, желанием вновь спасать проблемную фирму никто не горит: компании ссылаются на финансовые трудности и на ответственность перед своими собственными акционерами. Тем более что общий масштаб трагедии еще пугающе непонятен. Общий настрой примерно таков: «пусть их лучше купит кто-нибудь другой».

В отставку президент Mitsubishi Motors Тецуро Аикава пока что не собирается. Ведь, помимо решения финансовых проблем и восстановления реноме фирмы, ему предстоит разобраться с еще одной задачей: избежать тюремного заключения, коим для Кацухико Кавасое, бывшего президента Mitsubishi Motors, закончился скандал 2004 года.

Рекомендованные статьи