Балет с гирями: как устроен монстр-трак

Фото: Bigfoot 4x4 | Monster Jam

Гробокопатель и Бэтмен, Варвар и Каролинский разрушитель… Это названия американских пикапов — точнее, монстр-траков на огромных колесах. Что это за звери?

Bigfoot, «большеног», — так называлась машина родоначальника жанра, строителя Боба Чендлера из Миссури, в 1974 году снабдившего свой Ford F250 тракторными колесами и десятилитровым мотором. Потом Чендлер открыл автомастерскую и снял ролик, где давит своим пикапом пару старых машин. Когда запись увидел один из промоутеров соревнований по мотофристайлу, то немедленно предложил Бобу организовать свое шоу — его назвали Monster Truck.

С тех пор прошло больше сорока лет. Сегодня подобные шоу в США проводят сразу несколько конкурирующих организаторов, счет ­монстр-тракам от разных команд идет на десятки, а коллективы гастролируют по всей стране несколькими составами, собирая на стадионах тысячи зрителей.

Энерговооруженность 300 л.с. на тонну позволяет быстро набирать ход перед трамплинами

Первые машины были неповоротливыми: тяжеленные колеса висели гирями на ногах, монстр-траки могли лишь сигануть с невысокого трамплина да раздавить несколько легковушек. А водители регулярно получали травмы спины: твердокаменная подвеска на многолистовых рессорах с ходом всего 10—15 сантиметров вышибала дух на любом трамплине. Кстати, рисковали и зрители: известен случай, когда ­монстр-трак с заклинившим дросселем вылетел на трибуны стадиона! После этого организаторы ввели дистанционный выключатель массы.

Нынешние же монстр-траки выделывают нечто невероятное: американец Ли О’Доннелл на машине Mad Scientist недавно умудрился выполнить сальто вперед! Пневмостойки на сжатом азоте, объединенные с амортизаторами, гарантируют ход 70 сантиметров и позволяют безболезненно прыгать на десятки метров в длину, а управляемые колеса спереди и сзади — крутиться на месте волчком. Причем задние колеса с рулем не связаны: гидросистемой их поворота водитель управляет отдельно, при помощи маленького тумблера рядом с селектором коробки передач.

Угол поворота задних колес не зависит от передних

Но главное — здоровенные шины внешним диаметром 66 дюймов. Это на минуточку более полутора метров! Их заимствуют у сельхозтехники, работают они при давлении 0,5—0,7 бара, и каждая весит около 400 килограммов — поэтому протектор каждой новой шины срезают вручную, уменьшая ее массу практически вдвое.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи