Владимир Мельников и Насер Аль-Аттийя полетали на прототипе Mini All4 Racing
Подскок на гребне дюны — и желтый фон в лобовом стекле сменяется ультрамарином дубайского неба. С пола взлетают песчинки, к потолку поднимаются концы ремней безопасности... Провисев в воздухе целую вечность, Mini All4 Racing мягко приземляется на все четыре колеса. Потому что за рулем теперь не я, а сам Насер Аль-Аттийя!
В прошлом году я уже катался на Mini All4 Racing (АР №10, 2014) — тогда примой был победитель Дакара Хуан «Нани» Рома. Испанец приехал и на этот раз, но энтузиазма у него поубавилось. Теперь действующий чемпион — Аль-Аттийя, а Нани — чуть ли не главный неудачник прошедшего Дакара.
— Конечно, было обидно расстаться с шансами на победу на первом же этапе из-за поломки масляного насоса, — делился подробностями штурман Ромы, разговорчивый Мишель Перен. — Но это техника, бывает. А вот в нашей аварии виноваты организаторы!
Это случилось на 10-м спецучастке в высокогорной части Чили. Ночью шел мощный ливень, размывший полотно сразу за ходовым правым изломом. Нани и Мишель открывали канал на правах победителей предыдущего этапа.
— Нани даже не успел целиком произнести слово «внимание». Я только и услышал — «atten»... Поднял голову — и сразу прижал руки с дорожной книгой к себе: ходом под 150 км/ч мы уже опрокидывались на левую сторону. Спустя несколько оборотов машина замерла на правом боку. По счастью, обошлось без травм. Я тогда сказал, что могу успеть предупредить Насера: Аль-Аттийя стартовал вторым. Выбираясь, по-моему, даже наступил тебе на голову — да, Нани?
Рома смеется. Говорит, что его щеки спасли Аль-Аттийю от аварии. Но до сих пор напарники не понимают, почему об этой промоине их не предупредили организаторы. Конечно, дорожная книга для Дакара, который проходит в начале января, пишется в октябре, но перед стартом гоночного канала каждый спецучасток обязательно проезжает судейская машина, внося исправления в дорожную книгу или помечая опасные места прямо на трассе. Для этого используются камни, окрашенные в красный цвет. Перед этой промоиной не было ничего. Такой халатности ни Рома, ни Перен не помнят за все годы участия — и винят новую команду организаторов.
Может, поэтому 58-летний Перен решил завязать с гонками? Говорит, устал, хочется покоя. Хотя его форме позавидуют иные юнцы.
Беречь здоровье помогают и прототипы Mini — они нынче лучшие в мире и стоят по 800 тысяч евро. Стальная пространственная рама, углепластиковые панели кузова, трехлитровый турбодизель BMW, секвентальная кулачковая коробка передач Sadev, амортизаторы Reiger. Единственное новшество в этом году — подшипники в верхних шарнирах передних стоек: инженеры наконец-то добились их живучести в песке и на бездорожье.
Не ожидал, что копеечная по сравнению с ценой автомобиля деталь — 1000 евро за штуку — даст такой эффект. Руль у Mini прежде был пустоват, а сейчас он заметно информативнее! Не зря Нани говорит, что теперь на рыхлом грунте у него не меньше информации от передних колес, чем на асфальте.
Остальное мне уже знакомо. Высокая посадка, смещенный влево педальный узел, длинноходный акселератор, мягкое включение передач. И прекрасная тяга. На плотных прямиках Mini легко разгоняется за 150 км/ч. Попал в пески? Конечно, мотор «просядет», но нужно просто добавить газа — 800 Нм крутящего момента вытянут. Всегда есть запас! Такую бы тягу прототипу Mitsubishi Triton, на котором я выступаю в чемпионате России по ралли-рейдам — глядишь, и копать пришлось бы меньше.
Ближайший по скорости прототип Toyota Hilux от компании Overdrive в два раза дешевле: 450 тысяч евро. Владелец команды X-raid Свен Квандт говорит, что на каждой машине зарабатывает меньше, а разница прежде всего обусловлена степенью безопасности — каркас на Mini вдвое дороже. И промышленным уровнем сборки. Любую деталь от любого Mini можно поставить на другой, тогда как у Тойоты нередко можно встретить уникальные запчасти, подходящие только данному прототипу.
А в российском ралли-рейдовом мире главным преимуществом Mini называют неубиваемость — и фантастическую ремонтопригодность: взаимозаменяемы все приводы, ступицы, рычаги подвесок. Кстати, по такому же принципу построены и новые Тойоты для Дакара-2016 — и у них сзади тоже независимая подвеска. Возможно, доминированию Mini может прийти конец: тойотовский гонщик Язид Аль-Раджи вполне готов к победе на Дакаре.
Только с этим не согласен действующий победитель Аль-Аттийя.
Смуглолицый и улыбчивый катарец харизматичен. Говорит тихо, гипнотизирует взглядом выжженных на солнце глаз, называет всех «my friend», предельно учтив и внимателен. Рассказывает, что скромность по-катарски — это покупка Porsche 911 GT3 вместо Lamborghini. У него как раз «девятьсот одиннадцатый», он тренируется на нем каждые выходные. Сетует, что на Ближнем Востоке все «хотят быть как Насер» — водителями, а хорошего штурмана не найти. Называет Аль-Раджи быстрым, но замечает, что тому еще многому надо научиться.
В свои 44 года сам Аль-Аттийя уже всем все доказал. Помимо двух побед на Дакаре он двукратный чемпион мира по ралли в зачете WRC2, а ближневосточный раллийный чемпионат он и вовсе превратил в свою тренировочную площадку: там Аль-Аттийя выигрывает все подряд и даже круче, чем Лукьянюк в России. Он не только талантливый гонщик — а далеко не каждого спонсирует Red Bull, — Насер еще и меткий стрелок. На Олимпийских играх в Лондоне он стал третьим в стендовой стрельбе, а теперь планирует добраться и на игры в Рио-де-Жанейро в 2018-м.
Но чтобы узнать его истинную страсть, можно ничего не спрашивать, а прокатиться с ним по барханам в штурманском кресле Mini All4 Racing.
Меня сложно удивить на раллийной или кольцевой трассе: там я могу понять, что, где и как нужно делать. Здесь же — никаких ориентиров, только опыт и чутье. У Аль-Аттийи и того, и другого в избытке. У него все просто и естественно, он часто рулит одной рукой — это его фирменная черта, посмотрите на онбордах. Кажется, что Насер управляет песком, а не машиной — которая скользит вдоль гребня дюны то левым, то правым галсом, как доска у серфера. Боковой уклон подчас такой, что до переворота рулем подать, но Насер улыбается и продолжает творить чудеса. Он словно Песочный человек из сказок. Только засыпает глаза не детям, а соперникам. Среди которых есть и россияне.
«Они большие молодцы, — комментирует Аль-Аттийя прошлогоднюю победу Владимира Васильева и Константина Жильцова в Кубке мира по ралли-рейдам. — Владимир здорово прибавляет, но все дело в том, что в прошлом году я не участвовал в Кубке по полной программе».
Первый этап в России Аль-Аттийя пропустил, на втором, в Абу-Даби, победил, но был дисквалифицирован по причине двухмиллиметрового превышения хода передней подвески: из-за жестких приземлений на его прототипе деформировался отбойник. А две следующие гонки катарец со штурманом Матье Баумелем выиграл без судейских вопросов, однако по очкам российский экипаж впереди. Надеюсь на красивую борьбу и желаю удачи обоим!