Владимир Мельников и Насер Аль-Аттийя полетали на прототипе Mini All4 Racing

Фото: компания Mini | Владимир Мельников

Подскок на гребне дюны — и желтый фон в лобовом стекле сменяется ультрамарином дубайского неба. С пола взлетают песчинки, к потолку поднимаются концы ремней безопасности... Провисев в воздухе целую вечность, Mini All4 Racing мягко приземляется на все четыре колеса. Потому что за рулем теперь не я, а сам Насер Аль-Аттийя!

В прошлом году я уже катался на Mini All4 Racing (АР №10, 2014) — тогда примой был победитель Дакара Хуан «Нани» Рома. Испанец приехал и на этот раз, но энтузиазма у него поубавилось. Теперь действующий чемпион — Аль-Аттийя, а Нани — чуть ли не главный неудачник прошедшего Дакара.

— Конечно, было обидно расстаться с шансами на победу на первом же этапе из-за поломки масляного насоса, — делился подробностями штурман Ромы, разговорчивый Мишель Перен. — Но это техника, бывает. А вот в нашей аварии виноваты организаторы!

В первый раз в гонках Насер Аль-Аттийя стартовал 26 лет назад. Это было ралли. Но его истинная страсть — ралли-рейды. Даже от демонстрационных заездов с журналистами он получает истинное удовольствие

Это случилось на 10-м спецучастке в высокогорной час­ти Чили. Ночью шел мощный ливень, размывший полотно сразу за ходовым правым изломом. Нани и Мишель открывали канал на правах победителей предыдущего этапа.

— Нани даже не успел целиком произнести слово «внимание». Я только и услышал — «atten»... Поднял голову — и сразу прижал руки с дорожной книгой к себе: ходом под 150 км/ч мы уже опрокидывались на левую сторону. Спус­тя несколько оборотов машина замерла на правом боку. По счастью, обошлось без травм. Я тогда сказал, что могу успеть предупредить Насера: Аль-Аттийя стартовал вторым. Выбираясь, по-моему, да­же­ наступил тебе на голову — да, Нани?

В последней итерации Mini All4 Racing два запасных колеса хранятся в подполье и одно — в задней части. Гонщики говорят, что в случае прокола не ставят на это место пробитое колесо. Судьи, конечно, это не одобряют, но без трех десятков килограмм на задней оси машина едет лучше

Рома смеется. Говорит, что его щеки спасли Аль-Аттийю от аварии. Но до сих пор напарники не понимают, почему об этой промоине их не предуп­редили организаторы. Конечно, дорожная книга для Дакара, который проходит в начале января, пишется в октябре, но перед стартом гоночного канала каждый спецучасток обязательно проезжает судейская машина, внося исправления в дорожную книгу или помечая опасные места прямо на трассе. Для этого используются камни, окрашенные в красный цвет. Перед этой промоиной не было ничего. Такой халатности ни Рома, ни Перен не помнят за все годы участия — и винят новую команду организаторов.

Может, поэтому 58-летний Перен решил завязать с гонками? Говорит, устал, хочется покоя. Хотя его форме позавидуют иные юнцы.

Беречь здоровье помогают и прототипы Mini — они нынче лучшие в мире и стоят по 800 тысяч евро. Стальная пространственная рама, углепластиковые панели кузова, трехлитровый турбодизель BMW, секвентальная кулачковая коробка передач Sadev, амортизаторы Reiger. Единственное новшество в этом году — подшипники в верхних шарнирах передних стоек: инженеры наконец-то добились их живучести в песке и на бездорожье.

Дорожная книга на один спецучасток Дакара насчитывает от шес­тидесяти до восьмидесяти страниц. Мишель Перен первым делом проверяет пружинку на блокноте, затем считает страницы и вписывает изменения. На это уходит час с небольшим. А дальше начинает раскрашивать легенду. Переписывает расстояние до следующей точки в конец страницы и объединяет скобками все позиции, между которыми меньше 300 метров. Получив книгу в шесть часов вечера, Мишель заканчивает с ней в 23:30. Около пяти часов на сон — и старт следующего гоночного дня

Не ожидал, что копеечная по сравнению с ценой автомобиля деталь — 1000 евро за штуку — даст такой эффект. Руль у Mini прежде был пустоват, а сейчас он заметно информативнее! Не зря Нани говорит, что теперь на рыхлом грунте у него не меньше информации от передних колес, чем на асфальте.

Остальное мне уже знакомо. Высокая посадка, смещенный влево педальный узел, длинноходный акселератор, мягкое включение передач. И прекрасная тяга. На плотных прямиках Mini легко разгоняется за 150 км/ч. Попал в пески? Конечно, мотор «просядет», но нужно просто добавить газа — 800 Нм крутящего момента вытянут. Всегда есть запас! Такую бы тягу прототипу Mitsubishi Triton, на котором я выступаю в чемпионате России по ралли-рейдам — глядишь, и копать пришлось бы меньше.

Ближайший по скорости прототип Toyota Hilux от компании Overdrive в два раза дешевле: 450 тысяч евро. Владелец команды X-raid Свен Квандт говорит, что на каждой машине зарабатывает меньше, а разница прежде всего обусловлена степенью безопасности — каркас на Mini вдвое дороже. И промышленным уровнем сборки. Любую деталь от любого Mini можно поставить на другой, тогда как у Тойоты нередко можно встретить уникальные запчасти, подходящие только данному прототипу.

У Mini всегда было восемь амортизаторов фирмы Reiger, но спереди в верхних опорах теперь подшипники, а не резино-металлические шарниры

А в российском ралли-рейдовом мире главным преимуществом Mini называют неубиваемость — и фантастическую ремонтопригодность: взаимозаменяемы все приводы, ступицы, рычаги подвесок. Кстати, по такому же принципу построены и новые Тойоты для Дакара-2016 — и у них сзади тоже независимая подвеска. Возможно, доминированию Mini может прийти конец: тойотовский гонщик Язид Аль-Раджи вполне готов к победе на Дакаре.

Только с этим не согласен­ действующий победитель Аль-Аттийя.

Смуглолицый и улыбчивый катарец харизматичен. Говорит тихо, гипнотизирует взглядом выжженных на солнце глаз, называет всех «my friend», предельно учтив и внимателен. Рассказывает, что скромность по-катарски — это покупка Porsche 911 GT3 вместо Lamborghini. У него как раз «девятьсот одиннадцатый», он тренируется на нем каждые выходные. Сетует, что на Ближнем Востоке все «хотят быть как Насер» — водителями, а хорошего штурмана не найти. Называет Аль-Раджи быстрым, но замечает, что тому еще многому надо научиться.

В свои 44 года сам Аль-Аттийя уже всем все доказал. Помимо двух побед на Дакаре он двукратный чемпион мира по ралли в зачете WRC2, а ближневосточный раллийный чемпионат он и вовсе превратил в свою тренировочную площадку: там Аль-Аттийя выигрывает все подряд и даже круче, чем Лукьянюк в России. Он не только талантливый гонщик — а далеко не каждого спонсирует Red Bull, — Насер еще и меткий стрелок. На Олимпийских играх в Лондоне он стал третьим в стендовой стрельбе, а теперь планирует добраться и на игры в Рио-де-Жанейро в 2018-м.

Но чтобы узнать его истинную страсть, можно ничего не спрашивать, а прокатиться с ним по барханам в штурманском кресле Mini All4 Racing.

Меня сложно удивить на раллийной или кольцевой трассе: там я могу понять, что, где и как нужно делать. Здесь же — никаких ориентиров, только опыт и чутье. У Аль-Аттийи и того, и другого в избытке. У него все просто и естественно, он часто рулит одной рукой — это его фирменная черта, посмотрите на онбордах. Кажется, что Насер управляет песком, а не машиной — которая сколь­зит вдоль гребня дюны то левым, то правым галсом, как доска у серфера. Боковой уклон подчас такой, что до переворота рулем подать, но Насер улыбается и продолжает творить чудеса. Он словно Песочный человек из сказок. Только засыпает глаза не детям, а соперникам. Среди которых есть и россияне.

«Они большие молодцы, — комментирует Аль-Аттийя прошлогоднюю победу Владимира Васильева и Константина Жильцова в Кубке мира по ралли-рейдам. — Владимир здорово прибавляет, но все дело в том, что в прошлом году я не участвовал в Кубке по полной программе».

Первый этап в России Аль-Аттийя пропустил, на втором, в Абу-Даби, победил, но был дисквалифицирован по причине двухмиллиметрового превышения хода передней подвески: из-за жестких приземлений на его прототипе деформировался отбойник. А две следующие гонки катарец со штурманом Матье Баумелем выиграл без судейских вопросов, однако по очкам российский экипаж впереди. Надеюсь на красивую борьбу и желаю удачи обоим!

Рекомендованные статьи