Дорожная лаборатория за 100 миллионов: осторожно, работает лазер!
Без уточняющих наклеек и надписей на бортах сразу и не поймешь, для чего предназначен этот приземистый полуприцеп с КАМАЗом во главе: то ли транспорт для гоночных «формул», то ли капсула для секретного вооружения. Ну а на самом деле это на сегодняшний день единственная в России лаборатория подобных размеров, предназначенная для диагностики автомобильных дорог в движении.
Комплекс под названием Эскандор построила питерская компания Спецмаш-диагностика по заказу организации ФАУ Росдорнии — она занимается разработкой программ по развитию дорог в нашей стране. Одной из задач Росдорнии сейчас является создание полноценного реестра российских дорог — а это без малого полтора миллиона километров трасс, улиц, проездов, проулков и т.п. В него предполагается вносить информацию о текущем состоянии дорожного полотна, планируемом времени ремонта и ответственных за него.
Для получения этих данных необходимо создать так называемого цифрового двойника всех дорог страны — максимально актуальные данные о состоянии их сети. И именно для скорейшего их получения и создавалась данная лаборатория.
Белый полуприцеп буквально напичкан всевозможным сверхточным и очень дорогим оборудованием для оценки состояния покрытия, по которому его провозит тягач. Основа лаборатории — это подвешенная на специальных балансирах тяжеленная семиметровая балка. На ней закреплены 14 лазерных сканеров, которые через специальные отверстия в днище просвечивают дорожное покрытие с интенсивностью 4000 раз в секунду, определяя величину упругой осадки и форму чаши прогиба покрытия, которая образуется под автопоездом. При обнаружении микроперемещений балки благодаря системе калибровки происходит пересчет параметров. В итоге точность измерений составляет до 0,04 мм при скорости 60—80 км/ч.
Отдельные устройства измеряют продольную и поперечную ровность покрытия, а система лидаров на корме позволяет оценивать колейность и строить компьютерную модель дороги по считываемым геометрическим параметрам в реальном времени. Дополняет все это георадар, установленный в передней части — он прозванивает покрытие на глубину до двух метров, позволяя обнаружить скрытые дефекты и участки с обводнением.
Уникален и сам полуприцеп. По сути, это огромный цельнометаллический кунг с интегрированными силовыми элементами и полностью независимой задней подвеской немецкой фирмы Tridec, которая позволяет максимально уменьшить дорожный просвет для лучшего качества проведения испытаний. На каждом из задних колес установлены сверхточные счетчики пройденного пути.
В день подобная лаборатория способна обрабатывать около 400 километров дорожного покрытия, а при проведении замеров нужны лишь два человека — водитель и оператор установки, для которого рядом с пассажирским местом в кабине смонтировали подставку для ноутбука, куда и «прилетают» все данные из полуприцепа. При этом без возвращения на базу установка может работать до 20 дней — столько времени нужно, чтобы заполнить весь объем компьютерной памяти на борту.
Заявлено, что больше половины используемого оборудования произведено в России и странах СНГ. Во многом благодаря этому удалось удержать стоимость комплекса. Да, 100 миллионов рублей, в которые он оценивается, — это огромные деньги. Но зарубежные аналоги в четыре—пять раз дороже при схожем функционале.
Предполагается, что в ближайшем будущем для нужд Росдорнии будет построено пять подобных комплексов. А работать они будут на всех дорогах, где сможет проехать 11,5-метровый автопоезд. Два таких комплекса будут трудиться в Центральном округе, остальные три — в регионах. Ну а представленный автопоезд-лаборатория начнет работы уже следующей весной — он отправится в южные регионы нашей страны, где дороги раньше очистятся ото льда и снега.