Дорожная лаборатория за 100 миллионов: осторожно, работает лазер!

Фото: Петр Грибачев

Без уточняющих наклеек и надписей на бортах сразу и не поймешь, для чего предназначен этот приземистый полуприцеп с КАМАЗом во главе: то ли транспорт для гоночных «формул», то ли капсула для секретного вооружения. Ну а на самом деле это на сегодняшний день единственная в России лаборатория подобных размеров, предназначенная для диагностики автомобильных дорог в движении.

Комплекс под названием Эскандор построила питерская компания Спецмаш-диагностика по заказу организации ФАУ Росдорнии — она занимается разработкой программ по развитию дорог в нашей стране. Одной из задач Росдорнии сейчас является создание полноценного реестра российских дорог — а это без малого полтора миллиона километров трасс, улиц, проездов, проулков и т.п. В него предполагается вносить информацию о текущем состоянии дорожного полотна, планируемом времени ремонта и ответственных за него.

Для получения этих данных необходимо создать так называемого цифрового двойника всех дорог страны — максимально актуальные данные о состоянии их сети. И именно для скорейшего их получения и создавалась данная лаборатория.

Белый полуприцеп буквально напичкан всевозможным сверхточным и очень дорогим оборудованием для оценки состояния покрытия, по которому его провозит тягач. Основа лаборатории — это подвешенная на специальных балансирах тяжеленная семиметровая балка. На ней закреплены 14 лазерных сканеров, которые через специальные отверстия в днище просвечивают дорожное покрытие с интенсивностью 4000 раз в секунду, определяя величину упругой осадки и форму чаши прогиба покрытия, которая образуется под автопоездом. При обнаружении микроперемещений балки благодаря системе калибровки происходит пересчет параметров. В итоге точность измерений составляет до 0,04 мм при скорости 60—80 км/ч.

...которые
...которые "просвечивают" дорогу через отверстия в корпусе (сейчас они закрыты)
Персонал заходит в прицеп только во время настройки и калибровки оборудования. На балансирной балке справа...
Персонал заходит в прицеп только во время настройки и калибровки оборудования. На балансирной балке справа...
...размещены 14 лазерных измерительных приборов...
...размещены 14 лазерных измерительных приборов...
...которые
...которые "просвечивают" дорогу через отверстия в корпусе (сейчас они закрыты)
Персонал заходит в прицеп только во время настройки и калибровки оборудования. На балансирной балке справа...
Персонал заходит в прицеп только во время настройки и калибровки оборудования. На балансирной балке справа...
1 / 3

Отдельные устройства измеряют продольную и поперечную ровность покрытия, а система лидаров на корме позволяет оценивать колейность и строить компьютерную модель дороги по считываемым геометрическим параметрам в реальном времени. Дополняет все это георадар, установленный в передней части — он прозванивает покрытие на глубину до двух метров, позволяя обнаружить скрытые дефекты и участки с обводнением.

Георадар смотрит вглубь покрытия
Георадар смотрит вглубь покрытия
Направленный лидар оценивает колейность в каждом сечении дороги
Направленный лидар оценивает колейность в каждом сечении дороги
Этот лазерный комплекс формирует цифровую модель дороги
Этот лазерный комплекс формирует цифровую модель дороги
Георадар смотрит вглубь покрытия
Георадар смотрит вглубь покрытия
Направленный лидар оценивает колейность в каждом сечении дороги
Направленный лидар оценивает колейность в каждом сечении дороги
1 / 3

Уникален и сам полуприцеп. По сути, это огромный цельнометаллический кунг с интегрированными силовыми элементами и полностью независимой задней подвеской немецкой фирмы Tridec, которая позволяет максимально уменьшить дорожный просвет для лучшего качества проведения испытаний. На каждом из задних колес установлены сверхточные счетчики пройденного пути.

На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
На обоих колесах установлены путевые измерители
1 / 2

В день подобная лаборатория способна обрабатывать около 400 километров дорожного покрытия, а при проведении замеров нужны лишь два человека — водитель и оператор установки, для которого рядом с пассажирским местом в кабине смонтировали подставку для ноутбука, куда и «прилетают» все данные из полуприцепа. При этом без возвращения на базу установка может работать до 20 дней — столько времени нужно, чтобы заполнить весь объем компьютерной памяти на борту.

Производитель независимой подвески — немецкая компания Tridec
Производитель независимой подвески — немецкая компания Tridec
Никакой балки-моста здесь нет — днище максимально плоское
Никакой балки-моста здесь нет — днище максимально плоское
Производитель независимой подвески — немецкая компания Tridec
Производитель независимой подвески — немецкая компания Tridec
Никакой балки-моста здесь нет — днище максимально плоское
Никакой балки-моста здесь нет — днище максимально плоское
1 / 2

Заявлено, что больше половины используемого оборудования произведено в России и странах СНГ. Во многом благодаря этому удалось удержать стоимость комплекса. Да, 100 миллионов рублей, в которые он оценивается, — это огромные деньги. Но зарубежные аналоги в четыре—пять раз дороже при схожем функционале.

Предполагается, что в ближайшем будущем для нужд Росдорнии будет построено пять подобных комплексов. А работать они будут на всех дорогах, где сможет проехать 11,5-метровый автопоезд. Два таких комплекса будут трудиться в Центральном округе, остальные три — в регионах. Ну а представленный автопоезд-лаборатория начнет работы уже следующей весной — он отправится в южные регионы нашей страны, где дороги раньше очистятся ото льда и снега.

Загрузка...

Рекомендованные статьи