Говорят, под Москвой, помимо обычного метро, есть секретное Метро-2: по его тоннелям, где рельсы утоплены в бетон, могут передвигаться автомобили... …

Федор ЛАПШИН

Говорят, под Москвой, помимо обычного метро, есть секретное Метро-2: по его тоннелям, где рельсы утоплены в бетон, могут передвигаться автомобили... А знаете ли вы, что и по несекретному метрополитену ездят грузовики? Только не простые, а на рельсовом ходу!


Эти снимки сделаны в киевском метро в ноябре нынешнего года
Фото Александра ПОПОВА

Когда я приехал в Волгоград, то очень удивился местному транспорту под названием «метротрам»: спускаешься под землю, а на станцию из тоннеля со звоном выезжает... трамвай (часть путей которого проложена на земле).

А представляете, если бы из тоннеля выехал автомобиль?

По интернету ходит видеоролик, снятый в австрийском Линце: там водитель на Гольфе въехал — видимо, случайно — в неотгороженный от проезжей части тоннель местного «метротрама» и на глазах удивленной публики промчался мимо платформы. Но ему повезло, поскольку в Линце пол тоннеля залит бетоном.


Унимоги на дорожно-рельсовом ходу работают в метрополитенах многих городов мира — от Нью-Йорка до Москвы
Daimler

А вот водителю, который в немецком Бохуме ночью влетел на легковушке Opel Corsa в аналогичный тоннель (уже со шпалами!), не позавидуешь. Corsa, прогрохотавшая по шпалам добрых двести метров, получила повреждения на 2000 евро, а горе-«машинист», оказавшийся пьяным, лишился прав.

Еще меньше повезло водителю, который в том же Бохуме (бывает же!) на дорогущем Audi — что любопытно, трезвый и среди бела дня — перепутал вход в метро на тротуаре со въездом в подземный гараж. Муниципалитет оценил повреждения — но уже не автомобиля, а лестницы — в 10 тысяч евро...

Древний ЗИЛ-самосвал толкает впереди себя платформу с бетономешалкой...
Фото Александра ПОПОВА
...а еще один такой же ЗИЛ просто служит «метрогрузовиком»
Фото Александра ПОПОВА

Но все это — из разряда анекдотов. А вот грузовики на метрополитеновских рельсах — это уже совершенно серьезно. Сами по себе грузовики на двойном шоссейно-рельсовом ходу — изобретение давнее: они существовали еще во время Первой мировой войны. Способов превратить автомобиль в дрезину существует немало, но самый распространенный — это когда под кузовом монтируются опускающиеся стальные катки (на них машина едет по путям), а крутящий момент передается от ведущих колес либо через те же катки, либо непосредственно через шины — если колея совпадает с железнодорожной.

Сейчас такие грузовики по спецзаказам выпускаются в разных странах, но наиболее известны вездеходы Unimog, переоборудованием которых занимаются две немецкие фирмы — Zweiweg и Zwiehoff.

Так вот: Унимоги, переделанные фирмой Zweiweg, служат в 36 «надземно-подземных» системах мира и 19 полноценных метрополитенах, среди которых метро Пекина, Токио, Рима, Нью-Йорка, Брюсселя и Москвы. По нашей информации, у московского метро есть два Унимога, причем первый был куплен еще до Олимпиады. В 1979 году несколько вагонов сошли с рельсов на перегоне между станциями Автозаводская и Коломенская: никто не пострадал, но, говорят, как раз после этого был закуплен «механизм для восстановительных работ на рельсовом пути» — грузовик на двойном ходу, но с обычным тентованным кузовом.

IVECO Magirus помогает вернуть на путь сошедшие с рельсов вагоны в Дюссельдорфе
Wiesbaden112.de
Сцепка Унимогов буксирует двухвагонный состав метро в швейцарской Лозанне
Daimler

А на фотографии вверху страницы сразу два Унимога, переделанные фирмой Zwiehoff, тянут вагоны по путям метро швейцарской Лозанны. Этот метрополитен во многом уникален: прежде всего, он — единственный в Швейцарии. Линия М2, о которой идет речь, занесена в книгу Гиннесса за рекордный перепад высот (338 м на дистанции 5,9 км, с подъемами до 12 процентов!). Изначально по части этой линии ходил фуникулер, затем вагоны карабкались по зубчатой рейке. А у новых составов есть резиновые колеса — в придачу к стальным. При этом линия полностью автоматизированная: двухвагонные составы ходят без машиниста.

Основная задача Унимогов — буксировать неисправные поезда, которые весят 54 тонны. С такой работой способны справиться только два грузовика в сцепке: за рулем ведущего сидит машинист, а электроника синхронно управляет системами обеих машин. Чтобы проверить, на что они способны, швейцарские метрополитеновцы даже намыливали рельсы!

Другая профессия грузовиков в метро — пожарно-спасательные автомобили (по-немецки они называются RW-Schiene) с краном, чтобы приподнимать сошедшие с рельсов вагоны.

Впервые разработкой такой машины занялся немецкий Magirus в конце шестидесятых. Грузовик заступил на службу 10 февраля 1971 года: правда, крана на нем не было, зато присутствовали генератор, три прожектора на полтора киловатта и лебедка, рассчитанная на тягу в 20 т. По бокам кузова располагались длинные площадки для санитарных носилок. А чтобы пожарные не задохнулись в тоннеле от выхлопных газов, на машине стоял нейтрализатор.

Любопытно, что и сегодня в Германии служат «рельсово-тоннельные» экземпляры, построенные много лет назад: пробеги невелики, вызовов — раз-два и обчелся. Например, на ликвидацию аварии в «метротраме» Дюссельдорфа нынешним летом (поезд сошел с рельсов на наземном участке) прибыл IVECO Magirus, построенный в восьмидесятых.

Древний ГАЗ-63, переделанный в шнекороторный путевой снегоочиститель, работает в московском депо Свиблово. На его дверях и капоте — висячие замки: нечего посторонним лазить в специальную технику!
deposviblovo.ucoz.net

Но знали бы вы, какие грузовики есть в метрополитенах СНГ! Правда, у нас ни о каком комбинированном шоссейно-рельсовом ходе речь не идет: грузовикам просто заменяют автомобильные колеса на стальные катки с ребордами.

В московском электродепо Свиблово есть фантастический снегоуборщик, о котором мечтали бы многие музеи мира: он построен на базе полноприводного ГАЗа-63, который выпускался... с 1948 по 1968 год. Над крышей — прожекторы, спереди — могучий шнекороторный механизм, откидывающий снег в сторону. Но «газон» ездит только по территории депо: под землей ему делать нечего.

Зато по тоннелям другой столицы, Киева, вовсю раскатывают не менее раритетные самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4502: ржавые, мятые, выпуска до 1978 года (это видно по радиаторной решетке и подфарникам, установленным ниже фар).

Один из таких ЗИЛов даже ездит в сцепке с примитивной бетономешалкой на платформе, толкая ее перед собой. Оба ЗИЛа участвовали в строительстве станции Васильковская, которая должна открыться перед Новым годом. А еще в киевском метрополитене есть древний автокран на базе «пятисотого» МАЗа... Интересно, что бы сказали создатели рельсовых Унимогов, увидев этих динозавров?


Фото Дмитрия КИРЮШИНА