Как Toyota Land Cruiser превратилась в подземный транспорт для шахтеров
Эти машины практически невозможно встретить на обычных дорогах. Да что там — даже на поверхности нашей планеты они бывают нечасто. Среда их обитания — подземные тоннели в шахтах. Строит эти машины, а точнее переделывает из стандартных Ленд Крузеров, небольшая канадская компания Miller Technology. Транспортеры используются на горнодобывающих предприятиях по всему миру, а теперь добрались и до России — я познакомился с ними на выставке MiningWorld 2018 в Москве.
Как же все-таки архаично выглядит Land Cruiser семидесятой серии — и не скажешь, что эти внедорожники в нескольких модификациях до сих пор выпускаются в Японии и на «крупноузловых» заводах в Бангладеш, Кении и Португалии. Способный взять на борт до тонны груза полноприводник с минимумом электронных систем, оснащенный простым атмосферным шестицилиндровым дизелем мощностью 128 л.с. и механической коробкой передач, отличается завидной надежностью. А значит, идеально подходит для превращения в машину для подземного царства.
Вариантов переделки масса. За кабиной может разместиться как простая платформа для перевозки различных грузов, так и, к примеру, комплекс по закладке взрывчатых веществ. А для работы в низких тоннелях по желанию заказчика в компании Miller могут вообще лишить кабину крыши, превратив «семидесятку» в своеобразный грузовой кабриолет. На выставке же представлены две модификации подземных внедорожников, предназначенные для перевозки людей.
Глядя на машины, сразу замечаешь мощный кенгурятник с дополнительными светодиодными прожекторами спереди и мощные силовые бамперы сзади, играющие также роль подножек.
В кабине — без изысков, но все максимально функционально. Посередине передней панели находится главный выключатель электронного стояночного тормоза, под ним — разнообразные тумблеры, отвечающие за дополнительное внешнее и внутреннее освещение. Позабавил спидометр с заглушенной после риски «60 км/ч» разметкой: в шахтах разгоняться нельзя.
За кабиной у первой машины установлен полузакрытый модуль — его заднюю часть можно использовать для перевозки как пассажиров на лавках по бортам, так и грузов. В средней секции — только места для пассажиров. Вторая машина — с полностью закрытым кузовом, вход в который организован через задние распашные двери. Внутри на бортовых лавках может разместиться до восьми человек.
Выглядят обе надстройки довольно просто, однако при этом выполнены качественно: замки работают четко, уплотнители прилегают равномерно. Машины можно дооснастить круговым каркасом безопасности, а также блоками по бокам, которые физически предотвращают опрокидывание. Есть здесь и система пожаротушения.
Разумеется, дешевой подобная техника быть не может — и построенные фирмой Miller машины не исключение. Конечно, финальная цена зависит от надстройки и дополнительного оборудования, но в среднем составляет 100 тысяч евро (около 7,5 млн рублей).