Укороченная рядность. История одного из самых оригинальных двигателей в автопроме
Ровно год назад, в самом конце 2024-го, моторный завод Volkswagen в Китае выпустил последнюю партию шестицилиндровых двигателей с индексом EA390, предназначенных для больших кроссоверов Teramont и Talagon местного производства. Так незаметно закончился 34-летний жизненный путь одного из самых оригинальных двигателей в истории мирового автомобилестроения c обозначением VR6.
Почему мы его не забудем?
Всесильный Volkswagen
На дворе 1991 год, Германия находится в эйфории после крушения Берлинской стены и объединения страны, а концерн Volkswagen под управлением Карла Хана — на пике могущества. Ежегодно только марка Volkswagen выпускает около полутора миллионов автомобилей, первую строчку продаж в Европе уже без малого десять лет удерживает Golf, недаром C-сегмент в обиходе называют гольф-классом. И новые активы приобретены — испанский Seat и чешская Skoda.
В том же 1991 году с конвейера в Вольфсбурге начинает сходить новый Golf третьего поколения, и одновременно в серию запускают необычный двигатель VR6. Шестицилиндровый мотор 2.8 прописывается под капотами сразу трех моделей: компактного Гольфа, среднеразмерного Пассата и родственного им купе Corrado.
В результате внешне авангардный, но конструктивно довольно простой Passat встал на одну ступеньку с премиальными Мерседесами и BMW — остальные одноклассники могли похвастаться лишь четырехцилиндровыми двигателями.
Микроавтобусы семейства T4 получили мотор VR6 в ходе рестайлинга 1996 года — видимо, в расчёте на американский рынок, где были в ходу мощные бензиновые вэны
Шестицилиндровый Golf и вовсе был настоящим уникумом. Не «горячим» хэтчбеком в классическом смысле, а скорее маленьким гран-туризмо: большеобъемная «шестерка» выдавала несенсационные 174 силы и 240 Нм. Зато ее ровный характер и сочные низы превращали Golf в настоящего автобанного стайера: 225 км/ч максимальной скорости, 7,8 секунды до «сотни».
Невиданный мотор объединял черты рядной и V-образной схем. Блок цилиндров — единый, без отдельных полублоков, характерных для V-образников. При этом цилиндры размещены в два ряда, под небольшим углом в 15°.
За счет этого двигатель получился заметно короче рядной «шестерки»: всего 460 мм в длину, но лишь немного крупнее в ширину (242,5 мм).
