Андрей Хрисанфов об автомобиле TVR Trident
Вообще-то данная машина должна была носить марку TVR. Но так уж вышло, что впродажу автомобиль попал под совсем другим названием, и выпускало его совсем другое предприятие. Выпускало, к сожалению, очень недолго.
Маленькие предприятия, занимавшиеся изготовлением автомобилей спортивного типа, одно за другим возникали на протяжении пятидесятых годов по всей Англии: Gilbern в Южном Уэльсе, Marcos в Уилшире, Ginetta в Эссексе, Unipower в Миддлсексе, Fairthorpe в Букингемшире… В этой обойме оказалась и ланкаширская компания TVR, - она начала свою деятельность в 1954 году; заинтересованный читатель найдет ее подробную иллюстрированную историю в АР №10 за 1994 год, а здесь мы ограничимся указанием на то, что подобного толка малые фирмы сами для себя силовых агрегатов не выпускали, а приобретали их у более крупных производителей, - и предприятие TVR, в частности, чаще всего использовало двигатели британского филиала корпорации Ford в Дагенэме.
Компания TVR регулярно присутствовала на крупных автомобильных выставках, в том числе международных, и демонстрировала там не только свою серийную продукцию текущего образца, но также и модели перспективные, экспериментальные. На Женевском автосалоне 1965 года стенд фирмы украшал эффектный прототип будущей новой модели, спроектированный тем же самым британским специалистом, который незадолго перед тем делал знаменитый спорткар Elva GT160, Тревором Фростом. Кузов той машины сработала итальянская мастерская Fissore, а экспонировался автомобиль под обозначением TVR Trident.
Широкая публика имела полное право посчитать, что показанная в Женеве стильная двухместка в ближайшее время займет подобающее место в линейке моделей TVR бок о бок с уже существующими машинами Grantura и Griffith. Однако у предприятия начались финансовые проблемы, средств на освоение принципиально новой модели найти не удалось (два уже стоящих на производстве автомобиля были в значительной мере друг с другом унифицированы), и воплощение проекта взял на себя Уильям Ласт, один из дилеров компании TVR. Он был не просто дилером, а еще - по совместительству - и владельцем небольшой мастерской, где переделывал малолитражки Austin Mini в машины более или менее спортивного типа, которые затем сам же и продавал под маркой Peel Viking. В эту мастерскую он и перебросил все имевшиеся на тот момент прототипы (а их поступило из Италии уже четыре, в том числе один с открытым верхом), а потом зарегистрировал на свое имя новую компанию под названием Trident Motors - и начал разбираться с подготовкой к производству.
Проблемы начались практически сразу же. В том виде, в каком машины прибыли от итальянского поставщика, к запуску даже в мелкосерийное производство они не годились совершенно: кузовщики почему-то, - вразрез с условиями контракта, по которому работали, - не использовали целый ряд деталей и узлов английского происхождения, поставленных им вместе с чертежами и прочей документацией по проекту, а поставили взамен свои, итальянские. Это касалось в первую очередь электрооборудования и проводки, но также и некоторых других компонентов, приобретать которые за границей означало бы сделать бесповоротно убыточным весь проект. Последовало судебное разбирательство, было много крику, и в итоге от дальнейшего сотрудничества с компанией Fissore пришлось вообще отказаться. Между тем согласно первоначальному плану именно она должна была поставлять для будущей машины кузова, - так что теперь предстояло искать другого партнера, причем в Великобритании. Это тоже удалось не сразу, причем воспроизвести итальянский дизайн в металле не взялся никто, и кузов пришлось выполнять из стеклопластика. На этом же этапе было принято решение переделать ходовую часть машины, положив в основу не шасси автомобиля TVR Grantura, как то предполагалось поначалу исходя из соображений унификации агрегатов на предмет снижения себестоимости, а новую модель Austin-Healey, и взамен английского фордовского двигателя поставить более мощный американский V8 (4,7 л) той же марки. Так что в продажу поступил не совсем тот автомобиль, который в ходе всех этих перипетий возили с одного автосалона на другой, обозначая тем самым свое присутствие на рынке. Точнее говоря, совсем не тот. Хотя и похожий.
В экземпляре на наших страницах легко опознать одну из первых шести машин марки Trident, - по конструкции ее капота: весь передок целиком откидывается вперед, совсем как на автомобилях Jaguar E-Type. В дальнейшем капот выполнялся иначе. Могучий американский мотор получили всего 29 автомобилей Trident, остальным достался более скромный трехлитровый V6, тоже фордовский, - да и в таком исполнении машин построили едва за сотню. Многие, в том числе и данный конкретный автомобиль, ушли на экспорт в Штаты, где понимали толк в быстроходных спортивных машинах, - а с большой V-образной «восьмеркой» Trident набирал с места 60 миль в час (это примерно наша сотня) меньше чем за шесть секунд и легко разгонялся до полутора сотен миль в час.
Фирма Trident Motor Cars, Ltd. первоначально закрылась в 1974 году, затем пару лет спустя возродилась на новом месте, - в Ипсвиче (графство Саффолк), - чтобы с 1978 года прекратить свое существование снова, на сей раз, казалось, уже окончательно. Но - нет, уготовано ей было, как оказалось, еще одно возрождение, много лет спустя, - накануне миллениума, в самый разгар «эпохи возвращений». Предприятие теперь зовется Broadley Performance Vehicles plc. и машины, конечно, выпускает совсем другие, - хотя и именуются они по-прежнему Trident.