Этот красивый кабриолет ослепительно белого цвета «горный ледник» — зримое свидетельство попытки фордовского концерна вновь обрести свое место в топ-сегменте …

Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

В 1952 году изо всей американской Большой тройки сумела по-настоящему обновить свою продукцию одна лишь корпорация Ford. Перемены затронули не один только кузов: была значительно переработана и ходовая часть, и силовая установка, - в результате чего существенно улучшились многие динамические парамет­ры, - но внешне автомобили всех трех марок, составлявших линейку моделей концерна, выглядели теперь так, словно были сделаны одной рукой. Даже, пожалуй, по единому трафарету.

С одной стороны, это было вроде бы и неплохо, - с точки зрения производственных затрат, например. Зато, с другой стороны, дорогой и престижный Lincoln нового образца слишком уж походил на массовый дешевый Ford, и это пришлось не по вкусу традиционной клиентуре: та привыкла, чтобы окружающие с первого взгляда понимали, какая замечательная у них машина. Сбыт пополз вниз, и эту негативную тенденцию лишь отчасти скомпенсировали громкие победы машин марки Lincoln на гоночных трассах, - прежде всего в знаменитой гонке Carrera Panamericana, где Линкольны несколько лет подряд забирали себе чуть ли не весь пьедестал. В глазах тогдашней американской публики спортивные достижения как-то не слишком приличествовали дорогостоящему и роскошному авто высшего класса, от такого автомобиля ожидали совершенно иных достоинств. Когда это наконец дошло до руководства корпорации, там сочли за благо как можно скорее повернуться лицом к своей традиционной клиентуре, пока та сама не отвернулась окончательно от марки Lincoln.

Между тем во второй половине пятидесятых годов на американском внутреннем рынке тот его сегмент, который отводился автомобилям высшего класса, был местом, мягко выражаясь, тесноватым. Львиную долю его «полезной площади» еще с предвоенных лет занимала марка Cadillac, вольготно там расположившаяся в результате тщательно скоординированных усилий, предпринимавшихся на протяжении всей «классической эпохи». На вторую позицию, хотя и с большим отрывом, с 1955 года довольно-таки неожиданно выдвинулся крайслеровский Imperial, только что выделенный в самостоятельный бренд и стремительно обретавший новую идентичность. Никак нельзя было сбрасывать со счетов и такого производителя, как Buick, - чьи «старшие» модели Roadmaster и особенно Limited тоже совершенно определенно претендовали на свою долю представительства «в верхах». Желающих вернуться на этот рынок после затянувшегося на несколько лет отсутствия неизбежно ожидали серьезные трудности.

Широкие, удобные передний и задний диваны начисто лишены какой бы то ни было боковой поддержки. Рисунок обивки по нормам конца пятидесятых годов выглядит довольно-таки сдержанно. Стойка панорамного переднего стекла далеко выдается в дверной проем, несколько затрудняя доступ на передние места. Характерно фордовская полукруглая шкала спидометра здесь вкомпонована в прямоугольный приборный щиток и убрана под единое стекло вместе с другими циферблатами
Широкие, удобные передний и задний диваны начисто лишены какой бы то ни было боковой поддержки. Рисунок обивки по нормам конца пятидесятых годов выглядит довольно-таки сдержанно. Стойка панорамного переднего стекла далеко выдается в дверной проем, несколько затрудняя доступ на передние места. Характерно фордовская полукруглая шкала спидометра здесь вкомпонована в прямоугольный приборный щиток и убрана под единое стекло вместе с другими циферблатами
Широкие, удобные передний и задний диваны начисто лишены какой бы то ни было боковой поддержки. Рисунок обивки по нормам конца пятидесятых годов выглядит довольно-таки сдержанно. Стойка панорамного переднего стекла далеко выдается в дверной проем, несколько затрудняя доступ на передние места. Характерно фордовская полукруглая шкала спидометра здесь вкомпонована в прямоугольный приборный щиток и убрана под единое стекло вместе с другими циферблатами
Широкие, удобные передний и задний диваны начисто лишены какой бы то ни было боковой поддержки. Рисунок обивки по нормам конца пятидесятых годов выглядит довольно-таки сдержанно. Стойка панорамного переднего стекла далеко выдается в дверной проем, несколько затрудняя доступ на передние места. Характерно фордовская полукруглая шкала спидометра здесь вкомпонована в прямоугольный приборный щиток и убрана под единое стекло вместе с другими циферблатами
Широкие, удобные передний и задний диваны начисто лишены какой бы то ни было боковой поддержки. Рисунок обивки по нормам конца пятидесятых годов выглядит довольно-таки сдержанно. Стойка панорамного переднего стекла далеко выдается в дверной проем, несколько затрудняя доступ на передние места. Характерно фордовская полукруглая шкала спидометра здесь вкомпонована в прямоугольный приборный щиток и убрана под единое стекло вместе с другими циферблатами
0 / 0

В отчаянной попытке апеллировать сразу ко всем группам покупательского контингента Lincoln вывел на рынок в 1956 году не одну, а сразу две полностью новые модели, - строгий и эксклюзивный Continental Mark II, о котором мы достаточно подробно рассказывали в АР №11 за 1999 год, и всецело выдержанный в духе времени «нормальный» Lincoln. Такой «двухуровневый» подход призван был выявить предпочтения богатой американской публики с тем, чтобы определить магистральное направление дальнейшего развития престижного сегмента линейки моделей. Покупатели, разумеется, предпочли более «мейнстримный» вариант с его панорамными стеклами, заостренными линиями и обилием хромированной отделки, - что в конечном счете и определило облик той машины, что показана на этих страницах. Хотя, наверное, при подведении итогов «голосования кошельками» стоило бы учесть, что, во-первых, лаконичный Mark II обходился раза в два с хвостиком дороже любого другого автомобиля Lincoln (примерно как тогдашний Rolls-Royce), а во-вторых, предлагался он в одном-единственном варианте кузова, - построенные на заказ две открытые модификации не в счет, их и делали-то не на самом заводе, а в кузовном ателье Derham, причем из готовых машин путем тривиальнейшего срезания металлического верха автогеном. Тогда как «нормальные» модели серии Premiere и Capri модно было иметь и открытыми, и закрытыми, и с двумя дверями, и с четырьмя. Но, так или иначе, все работы по другим вариантам автомобиля Continental Mark II (предполагалось расширение гаммы до трех моделей) были свернуты, существующий вариант был снят с производства после 1957 года, а престижное имя - вместе с порядковым индексом - передали машине, которая за вычетом мелких внешних деталей ничем не отличалась от прочих моделей Lincoln. И машина эта отнюдь не выглядела продолжением «континентальных» упрощенческих тенденций, - скорее, наоборот.

Начиная с 1958 года и Lincoln, и Continental расстались с привычной рамной конструкцией и получили взамен несущий кузов, - что, помимо всего прочего, позволило полностью загрузить производственные мощности нового завода корпорации Ford в городе Уиксоме, штат Мичиган. Предприятие это создавалось под выпуск новой четырехместной машины Ford Thunderbird (АР №16, 1996), которая тоже имела несущий кузов. Завод в Уиксоме, заработавший 15 апреля 1957 года, выпускал на протяжении последующих пятидесяти лет главным образом именно автомобили Lincoln и Thunderbird (а кроме них, еще и спортивные машины FordGT); последним автомобилем, покинувшим его конвейер в без пяти минут час пополудни 31 мая 2007 года, стал как раз Lincoln Town Car расцветки «белый шоколад». Сейчас в его корпусах размещается фордовский центр по выработке возобновляемой энергии.

Белый кабриолет на этих страницах - модель не 1958, а 1959 года. Она не слишком сильно отличается от предыдущей, сохранены не только обводы кузова, но и поставленные под углом фары, и специфически «подрезанная» линия крыши с плоским задним стеклом, убирающимся за спинку заднего дивана, и довольно скромные по тому времени «крылышки» на хвосте, и даже конструкция ходовой части осталась в общем без изменений - разве что из-за чуть пониженной степени сжатия менее мощным стал могучий семилитровый мотор под капотом: 350 л.с. вместо исходных трехсот семидесяти пяти. Это в следующем сезоне автомобилю заменят спиральные пружины задней подвески листовыми рессорами, кардинально пересмотрят комбинацию приборов и радикально увеличат площадь заднего окна, сделав его из плоского криволинейным. (Последнее, впрочем, касалось только машин Lincoln, не Continental, - те так и сохранили свой характерный силуэт до самого дебюта новых моделей 1961 года.) А пока что перемены относительно умеренные: пересмотрен в сторону упрощения чрезмерно вычурный передний бампер, слишком интенсивная пластика передних крыльев сделана более спокойной, особое внимание уделено звукопоглощающим покрытиям кузова - чтобы машина вела себя на ходу поспокойнее, как подобает автомобилю высшего класса.

Семь литров и 350 л.с. - для автомобиля высшего класса вполне достаточно. Багажник у машины просторный, но по высоте невелик и для перевозки крупногабаритного багажа мало приспособлен
Семь литров и 350 л.с. - для автомобиля высшего класса вполне достаточно. Багажник у машины просторный, но по высоте невелик и для перевозки крупногабаритного багажа мало приспособлен
0 / 0

Мелкоклетчатая решетка, которой забран радиаторный вырез, позволяет идентифицировать автомобиль на наших иллюстрациях именно как Continental. Впрочем, другой открытой модели среди машин марки Lincoln с 1958 по 1951 год и не предлагалось, только эта. Кроме нее, были и еще две специфически «континентальные» модели, поступившие в продажу как раз с 1959 года, - но уже закрытые: лимузин и таун-кар. Обе, впрочем, выполнялись на том же самом базовом кузове, только крышу им оформляли так, чтобы она выглядела более «формальной», - скругленной, обитой винилом «под кожу» и с задним окном уменьшенного размера. Лимузину, кроме того, полагалась еще и стеклянная внутренняя перегородка, - сдвижная, опускную пристроить было некуда, как и характерные для данного типа кузова откидные дополнительные места: модификации с удлиненной базой отсутствовали. Зато переднее отделение салона таких машин, в строгом соответствии с канонами жанра, отделывалось кожей, тогда как заднее - тканью. Во всех прочих отношениях выбор типов кузова соответствовал таковому у автомобилей Lincoln: двухдверное закрытое купе, четырех­дверный седан и аналогичная ему модель без средней стойки крыши, которую фордовские маркетологи громко обозвали «landau» (ландо), хотя на самом деле это был всего-навсего хардтоп. Справедливости ради отметим, что среди машин Continental 1959 года действительно было одно ландо, причем самое настоящее, со складным верхом над задними сиденьями, - но его выполнила по специальному заказу знаменитая фирма Hess & Eisenhardt к визиту британской королевской четы в Канаду… и опять-таки на основе стандартного кузова, без удлинения колесной базы. Только в 1963 году среди машин Lincoln снова начали появляться настоящие, полноценные длиннобазные лимузины на семь-восемь персон, - однако и их производство тоже было вверено стороннему контрактору.

Все машины Continental этого периода, вне зависимости от типа кузова, педантично помечались в зависимости от года выпуска дополнительным индексом - Mark III, IV, V. Имелось в виду таким образом подчеркнуть преемственность новых машин по отношению к прежней эксклюзивной модели. Все бы ничего, да только вот не просматривалось этой вожделенной преемственности в облике новых автомобилей совершенно. Если что и осталось в них от чистого строгого стайлинга модели Mark II, так это уступ на поясной линии сразу за дверями, - да еще, пожалуй, та самая клетчатая текстура облицовки радиатора. Так что все эти потуги кончились ничем, и лишь в 1968 году был наконец выпущен автомобиль Lincoln, действительно достойный занять место преемника этой легендарной машины.

***

Публика встретила большие комфортабельные автомобили Lincoln и Continental довольно-таки прохладно. В 1958-1959 годах «аэрокосмические» упражнения американских дизайнеров еще не успели приесться, на фоне конкурентов, чьи хвостовые плавники без всякого удержу рвались в небо, фордовский флагман выглядел слишком уж скромным и приземленным, так что хвостатый, словно межпланетная ракета,Cadillac далеко его по цифрам сбыта опередил, а Imperial, тоже отрастивший себе немалых размеров оперение, начал потихонечку догонять. Мода, впрочем, - дама переменчивая, и уже при следующем переоформлении автомобили Lincoln вновь попали «в струю». Но об этом мы уже рассказывали - в АР №23 за 2000 год.

С поднятым мягким верхом машина имеет практически тот же силуэт, что и с неубирающимся закрытым; сохранено даже плоское заднее стекло, которое при желании можно опустить. Хвостовое завершение с тремя задними фонарями на каждой стороне — специфическая деталь именно для автомобилей Continental, обычный Lincoln оформлялся иначе