Андрей Хрисанфов о Packard Hawk Series 58LS Model K9 1958 года

Андрей Хрисанфов о Packard Hawk Series 58LS Model K9 1958 года
Кунсткамера | АР №11 2011
Фото: Шон Дагэн, Hyman Ltd.

Случается, что респектабельная автомобильная марка перед самым концом своего существования начинает выводить на рынок что-то, на ее традиционную продукцию совершенно не похожее. «Тому мы тьму примеров видим» не только в наше нелегкое время, но и полсотни лет тому назад, - правда, в те далекие времена речь еще не шла о «симулякрах» японско-корейско-китайского происхождения…

В 1958 году американская марка Packard приблизилась к концу своего земного пути практически вплотную. Магический ореол, десятилетиями окружавший это славное имя, вконец истончился и улетучился; предполагавшийся «большой союз» с вхождением в состав новообразованной корпорации American Motors так и не случился, а заключенный наспех «малый союз» с ослабевшей после войны фирмой Studebaker оказался не в состоянии сколько-нибудь поправить дела, - к своим проблемам прибавились чужие, только и всего. Ради снижения производственных расходов в сезоне 1957 года решено было продавать под наименованием Packard слегка переоформленные машины Studebaker текущего образца, - временно, как предполагалось, пока не будет готов к производству совершенно новый автомобиль на замену недостаточно популярным в покупательской среде машинам 55-й и 56-й серий. Эту будущую модель даже представили широкой публике на Чикагском автосалоне 1956 года, - в образе авангардного прототипа с говорящим названием Predictor («Предсказатель»), броского и яркого. Реально находившаяся в работе машина и вправду напоминала этот демонстрационный экземпляр, - но, во-первых, лишь отчасти, а во-вторых, больно уж медленно сие предвидение сбывалось; в конечном счете проект так и не доделали, а единственный имевшийся в наличии ходовой образец, который проектировщики между собою именовали «Black Bess», по приказу студебекеровского начальства пустили под автоген. За ненадобностью.

Взамен на рынок решено было снова выставить «загримированные» машины Studebaker, - и уже не в двух вариантах кузова, а в четырех. К предлагавшимся в прошлом году четырехдверным моделям, седану и грузопассажирскому «универсалу», теперь должна была добавиться пара машин с двумя дверями. Исходным Студебекерам предстояло «повысить статус», - нарастить им ультрамодные хвостовые плавники (поверх уже существующих), как-нибудь вписать во фронтальную обработку спаренные фары взамен одинарных, поколдовать с декором на бортах, чтобы новые машины сохранили хоть какое-то сходство с прошлогодними и зрительно воспринимались именно как Паккарды. Причем все это следовало осуществить с минимальными затратами. Задача была не из легких, требовала времени, - и раньше трех других на рынок поспела та модель, которая требовала меньше всего переделок «под Packard». Вот она перед нами.

Передняя панель — типичный Studebaker Hawk, и рулевое колесо от него же. Сиденья, правда, поудобнее, и обтянуты они кожей, а не тканью: это все-таки Packard. Машина небольшая, и салон рассчитан на четырех пассажиров: средний подлокотник в заднем отделении не убирается. Внутренняя отделка дверей выполнена более сдержанно, чем у исходного студебекеровского варианта, и взамен блестящей накладки по верхней кромке дверей пущен пресловутый «внешний подлокотник», заходящий на борт автомобиля снаружи. Поворотники на передних крыльях снабжены у этой модели декоративными «стабилизаторами» и напоминают миниатюрные бомбочки
Передняя панель — типичный Studebaker Hawk, и рулевое колесо от него же. Сиденья, правда, поудобнее, и обтянуты они кожей, а не тканью: это все-таки Packard. Машина небольшая, и салон рассчитан на четырех пассажиров: средний подлокотник в заднем отделении не убирается. Внутренняя отделка дверей выполнена более сдержанно, чем у исходного студебекеровского варианта, и взамен блестящей накладки по верхней кромке дверей пущен пресловутый «внешний подлокотник», заходящий на борт автомобиля снаружи. Поворотники на передних крыльях снабжены у этой модели декоративными «стабилизаторами» и напоминают миниатюрные бомбочки
Передняя панель — типичный Studebaker Hawk, и рулевое колесо от него же. Сиденья, правда, поудобнее, и обтянуты они кожей, а не тканью: это все-таки Packard. Машина небольшая, и салон рассчитан на четырех пассажиров: средний подлокотник в заднем отделении не убирается. Внутренняя отделка дверей выполнена более сдержанно, чем у исходного студебекеровского варианта, и взамен блестящей накладки по верхней кромке дверей пущен пресловутый «внешний подлокотник», заходящий на борт автомобиля снаружи. Поворотники на передних крыльях снабжены у этой модели декоративными «стабилизаторами» и напоминают миниатюрные бомбочки
Передняя панель — типичный Studebaker Hawk, и рулевое колесо от него же. Сиденья, правда, поудобнее, и обтянуты они кожей, а не тканью: это все-таки Packard. Машина небольшая, и салон рассчитан на четырех пассажиров: средний подлокотник в заднем отделении не убирается. Внутренняя отделка дверей выполнена более сдержанно, чем у исходного студебекеровского варианта, и взамен блестящей накладки по верхней кромке дверей пущен пресловутый «внешний подлокотник», заходящий на борт автомобиля снаружи. Поворотники на передних крыльях снабжены у этой модели декоративными «стабилизаторами» и напоминают миниатюрные бомбочки
Передняя панель — типичный Studebaker Hawk, и рулевое колесо от него же. Сиденья, правда, поудобнее, и обтянуты они кожей, а не тканью: это все-таки Packard. Машина небольшая, и салон рассчитан на четырех пассажиров: средний подлокотник в заднем отделении не убирается. Внутренняя отделка дверей выполнена более сдержанно, чем у исходного студебекеровского варианта, и взамен блестящей накладки по верхней кромке дверей пущен пресловутый «внешний подлокотник», заходящий на борт автомобиля снаружи. Поворотники на передних крыльях снабжены у этой модели декоративными «стабилизаторами» и напоминают миниатюрные бомбочки
0 / 0

Началось все с того, что кто-то из высшего руководства фирмы, возвратясь с одного из европейских автосалонов, загорелся идеей попытаться придать автомобилю Studebaker Hawk внешнее сходство с машинами итальянской марки Ferrari. Модель Hawk считалась спортивной, так что ей такое сходство никак не помешало бы. Дункан Макрэй, волею судеб ведавший тогда всеми вопросами художественного оформления автомобилей корпорации Studebaker-Packard, спроектировал машине фибергласовый «нос» с фальшрадиаторным вырезом в виде вытянутого овала и забрал получившийся вырез крупной решеткою с прямоугольными ячейками. Капот автомобиля при этом понизился, и на него, чтобы двигатель все же под ним уместился, пришлось пристроить декоративный «воздухозаборник»; заодно капоту был придан профиль с «плечиками», слегка напоминавший тот, которым выделялись автомобили Packard времен «золотого века» марки, двадцатых-тридцатых годов. (Контур этот задавался, естественно, конфигурацией «фирменной» передней облицовки, но повторить на спортивной машине и ее никакой возможности не было, тем более что задача была поставлена «изобразить» не Packard, a Ferrari.) Ничего другого Дункан Макрэй до поры до времени трогать не стал - и правильно сделал, потому что предложение его понравилось начальству до такой степени, что найденное им оформление передка решено было распространить и на все остальные машины Packard образца 1958 года.

Именники на кузове автомобиля напоминают встречным и поперечным, что это все-таки не Studebaker, a Packard, и что двигатель машины оснащен компрессором-нагнетателем; его золотистый шильдик бросается в глаза сразу же, как только откроешь капот. Запасное колесо смирно лежит на полу багажника, а вовсе не прячется в специально для него сделанной подштамповке, как можно было бы подумать при первом взгляде на машину
Именники на кузове автомобиля напоминают встречным и поперечным, что это все-таки не Studebaker, a Packard, и что двигатель машины оснащен компрессором-нагнетателем; его золотистый шильдик бросается в глаза сразу же, как только откроешь капот. Запасное колесо смирно лежит на полу багажника, а вовсе не прячется в специально для него сделанной подштамповке, как можно было бы подумать при первом взгляде на машину
Именники на кузове автомобиля напоминают встречным и поперечным, что это все-таки не Studebaker, a Packard, и что двигатель машины оснащен компрессором-нагнетателем; его золотистый шильдик бросается в глаза сразу же, как только откроешь капот. Запасное колесо смирно лежит на полу багажника, а вовсе не прячется в специально для него сделанной подштамповке, как можно было бы подумать при первом взгляде на машину
Именники на кузове автомобиля напоминают встречным и поперечным, что это все-таки не Studebaker, a Packard, и что двигатель машины оснащен компрессором-нагнетателем; его золотистый шильдик бросается в глаза сразу же, как только откроешь капот. Запасное колесо смирно лежит на полу багажника, а вовсе не прячется в специально для него сделанной подштамповке, как можно было бы подумать при первом взгляде на машину
0 / 0

В ходе дальнейших разработок у Макрэя появились и другие, не менее плодотворные идеи по поводу его детища. Крышку багажника машины Packard Hawk украсила декоративная подштамповка «под запасное колесо» - деталь, с легкой руки крайслеровского стайлингового гуру Вирджила Экснера в том сезоне остро модная. Вдоль верхней кромки дверей был предусмотрен мягкий «внешний подлокотник», - специально для тех, кто любил ездить, выставив локоть в окно. Логотип с изображением хищной птицы («hawk» по-английски - «ястреб») крепился не на передних крыльях, как у соответствующих моделей марки Studebaker, а на передке, на стеклопластиковой его части, и был существенно крупнее в размерах. Традиционная паккардовская символика на машине отсутствовала вовсе, - впрочем, ее не было и на прошлогодних моделях, если не считать стилизованного штурвала на передней облицовке: обе машины предлагались не просто как Packard, а именно как Packard Clipper. Это обозначение еще с довоенных времен принадлежало «младшим» сериям автомобилей Packard и в данном случае содержало в себе некий намек на то, что, дескать, «настоящий» Packard еще впереди, надо лишь набраться терпения и ждать. В 1958 году фирма уже не делала на сей счет никаких анонсов и не подавала своим клиентам никаких надежд на грядущее возрождение марки.

В 1957 году обе машины Packard комплектовались в качестве стандартного оборудования центробежными нагнетателями фирмы McCulloch, - надо же было хоть как-то сделать их помощнее тех Студебекеров, из которых они были путем переоформления получены. Теперь же таким нагнетателем снабжались только автомобили Packard Hawk сообразно формировавшемуся для них имиджу «самой спортивной» модели из четырех предлагавшихся. (Аналогичным образом оснащались и машины Studebaker Golden Hawk.) Компрессор включался автоматически, когда двигатель набирал три тысячи оборотов в минуту, и поднимал отдачу до 275 л.с. с исходных двухсот двадцати пяти. Нередко приходится слышать, что студебекеровские движки дооборудовались нагнетателями Paxton - это и так, и не так: просто наименование Paxton появилось на них лишь после 1962 года, а вообще-то это были одни и те же компрессоры от одного и того же производителя. Для автомобилей Packard Hawk, в частности, использовалась модель VS-57S.

Трансмиссия на машинах, вразрез с их декларируемой «спортивностью», применялась автоматическая, - трехдиапазонный агрегат Flight-O-Matic от компании Borg-Warner, точно такой же, разумеется, как на автомобилях Studebaker 1958 года. Первый диапазон имел передаточное отношение 2,40:1, второй - 1,47:1, третья же передача была прямой. В расчете на тех покупателей, кто действительно захочет ездить на своих машинах «по-спортивному», предлагалась в качестве опции и трехступенчатая механическая коробка Т-85 производства той же самой фирмы Borg-Warner, но популярностью она не пользовалась: в такой комплектации было выпущено всего 28 автомобилей. Еще более экзотической версией оказался построенный в одном-единственном экземпляре открытый Packard Hawk; официально это была модель экспериментальная, однако на самом деле речь шла о специальном заказе для кого-то из высшего начальства фирмы. (Этот симпатичный кабриолет цвета «электрик» уцелел, он стоит сейчас в паккардовском музее, и сопровождающая табличка аттестует его как личный автомобиль главного инженера корпорации Studebaker-Packard.)

***

Машина Packard Hawk 1958 года поспела на рынок значительно раньше трех других моделей этой марки, - она поступила в продажу 15 октября 1957 г., одновременно с автомобилями Studebaker 1958 модельного года, тогда как остальных Паккардов пришлось ждать до 11 января. Однако лидером продаж все равно оказался не этот автомобиль, а четырехдверный седан, - их удалось распродать аж 1200 штук, а Packard Hawk разошелся всего в 588 экземплярах, уступив даже второй модели с двумя дверями, которая нашла 675 покупателей. Наименее популярной среди четырех автомобилей Packard 1958 года оказалась грузопассажирская модель, - таких изготовили и продали всего 159 штук. В сумме получается 2622 автомобиля Packard модели 1958 года, - и это было все. Название Studebaker-Packard корпорация сохраняла за собою еще несколько лет, вплоть до 1962 года, но автомобилей под маркой Packard она уже не выпускала, а ранней весною 1966 года и вовсе закрылась. Навсегда.

В хвостовом завершении удалось как-то обойтись без студебекеровской ребристой панели, и машина от этого только выиграла

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан