А не купить ли «электричку»?
Покупка электромобиля — тренд или реально выгодное решение? Попробуем разобраться в плюсах и минусах владения машиной без ДВС с владельцем электромобиля и директором БН «Электромобильность» Росатома Александром Бухваловым.
Первое, о чем задумывается большинство будущих владельцев электромобилей, — где и как их заряжать. Вопрос «Что появилось раньше — электромобиль или зарядная станция для него?» можно отнести к категории вечных, вроде спора о яйце и курице.
Тем не менее ситуация заметно изменилась. Сегодня в России уже действует достаточно развитая электрозарядная инфраструктура: в среднем на семь электромобилей приходится одна публичная станция, и по этому показателю мы опережаем ряд европейских стран.
На данный момент нет ни одного города, где не было бы по крайней мере одной электрической зарядной станции. Все активнее появляются и частные точки зарядки: в домах, жилых комплексах, на парковках компаний. То есть с зарядкой сейчас практические нет проблем. Кроме того, существует несколько решений, отличающихся от обычных стационарных ЭЗС, которые также облегчают эксплуатацию электромобиля.
Одно из таких перспективных направлений — это мобильные ЭЗС со встроенными накопителями электроэнергии, которые можно применять, например, на больших парковках, в торговых и бизнес-центрах. Эти передвижные «аккумуляторы» большой емкости, которые по размерам меньше автомобиля, приезжают в режиме автопилота на указанное в приложении место. Таким образом решается проблема владельцев, которые не могут подъехать к стационарной зарядке, потому что там припаркованы машины других посетителей. Эти мобильные ЭЗС заряжаются энергией ночью и раздают ее в дневные часы.
Еще один вариант использования ЭЗС со встроенными накопителями электроэнергии — установка в местах, где по существующим сетям мощностью 22 кВт и ниже, невозможно обеспечить быструю зарядку, а техническое присоединение большей мощности к станции ЭЗС значительно увеличивает CAPEX на установку. Энергия накапливается станцией в ночное или в другое время низкого спроса и выдает до 150 кВт в момент зарядки электромобиля. Такое решение позволяет экономить на подключении к сетям и эффективно развивать инфраструктуру в удаленных районах или вдоль трасс без привязки к населенным пунктам.
Если задуматься, подобные технологические решения — это естественный этап любой инновации. Когда появились смартфоны, многим казалось неудобным заряжать их каждый день: кнопочные телефоны ведь работали по несколько суток. Но польза от новых возможностей быстро перевесила это неудобство. То же самое происходит и с электромобилями: технологии зарядки совершенствуются, а новые решения вроде мобильных накопителей делают процесс все проще.
Стоит лишь оценить собственные поездки: у большинства водителей пробег за неделю не превышает 300 км. Это значит, что «заправляться» приходится всего два-три раза в месяц — не чаще, чем раньше на традиционной АЗС.
При этом запас хода напрямую связан с емкостью батареи. Именно она определяет, как далеко сможет проехать электромобиль без подзарядки. Конечно, чем больше емкость, тем тяжелее и дороже батарея, а значит, возрастает и стоимость автомобиля. Но ведь никто не ставит на легковые машины топливные баки по 200 литров — просто потому, что в этом нет необходимости.
В России над решениями в этой области работает и Росатом: инженеры корпорации создают батареи с оптимальным соотношением емкости, веса и стоимости, которые по характеристикам не уступают зарубежным аналогам.
А по мере роста объемов производства такие батареи станут еще доступнее, что сделает электромобили ближе к массовому потребителю.
Уже сейчас говорить о дороговизне электрокаров как о главном барьере — это скорее пережиток прошлого. Да, на рынке есть премиальные модели, но появляется все больше доступных автомобилей, включая отечественные.
Например, в Калининградской области уже много электромобилей, в том числе в такси. Росатом построил здесь два зарядных хаба:
— в районе Октябрьского острова — 10 станций ЭЗС по 150 кВт каждая (общая мощность 1500 кВт);
— в аэропорту Храброво — 5 станций по 150 кВт (общая мощность 750 кВт).
Станции оснащены двумя основными типами разъемов: GB/T для китайских электромобилей и CCS2 для европейских, что делает их универсальными для всех моделей. Когда разговариваешь с водителями, то почти у всех одинаковая реакция: «Почему я не пересел на электромобиль раньше?» Это совсем другой вид транспорта — современный, бесшумный, экологичный и экономичный! При соразмерных пробегах затраты на топливо значительно выше, чем затраты на электричество. Дешевле обслуживание — например, тормозные колодки изнашиваются меньше, потому что износ снимает режим рекуперации.
Кстати, для такси и для другого коммерческого использования, когда важно сократить время простоя, Росатом разрабатывает технологию сменных батарей. Автомобиль подъезжает на специальную платформу, и буквально за пару минут его севшую батарею меняют на полностью заряженную.
Росатом занимается научными изысканиями и внедрением новых технологий при создании и производстве батарей для электромобилей. В процессе такой работы учитывается климат России и другие особенности эксплуатации в нашей стране. Используется химический состав на основе лития, никеля, марганца и кобальта (NMC) — он обеспечивает баланс между высокой энергоемкостью, мощностью и долговечностью. Батареи оснащены системой термостатирования, которая поддерживает оптимальную температуру даже в морозы. В совокупности это позволяет спокойно ездить на электромобиле зимой без экономии на скорости передвижения, отоплении салона и других комфортных функциях.
Госкорпорация подходит к развитию электромобильности комплексно, задействуя весь свой научно-технический потенциал. Главная цель — сформировать полную экосистему электромобильности: от добычи и переработки сырья до производства ключевых компонентов и создания зарядной инфраструктуры.
Корпорация разрабатывает Колмозерское месторождение — будущий источник лития в России, необходимого для аккумуляторных производств. В комплексе с проектами по добыче никеля и выпуску катодных материалов это позволит создать замкнутый производственный цикл и снизить зависимость от импорта.
Развитие инфраструктуры идет одновременно с ростом технологического направления. Уже установлено около 270 зарядных станций Росатома в 15 регионах России. Больше всего — в Москве и Московской области, но сеть активно расширяется: зарядные хабы появляются в Калининградской, Липецкой, Тверской, Ленинградской, Нижегородской, Свердловской, Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае и Татарстане.
Производственные мощности охватывают все ключевые звенья цепочки. В 2025 году начнет работу гигафабрика по выпуску аккумуляторов в Немане (Калининградская область), а в 2026-м — в Новой Москве. Эти предприятия обеспечат отечественный автопром современными батареями, адаптированными к климатическим и эксплуатационным условиям России.
Также в 2026 году в Липецкой области планируется запуск завода по производству интегрированных электроприводов — одного из ключевых узлов электромобиля. Предприятие будет совмещать производственную площадку и инженерно-исследовательский центр (R&D), обеспечивая развитие собственных технологий и постепенную локализацию компонентов. К 2028 году уровень локализации должен достичь свыше 1200 баллов, согласно постановлению № 719, что станет показателем технологической зрелости отрасли.
Сегодня в России нет объективных препятствий, чтобы пересесть на электромобиль. Важно просто понять свои реальные потребности и попробовать. Опыт показывает, что автомобилисты делятся на две группы: те, кто уже перешел на электротранспорт и по-настоящему оценил его преимущества, и те, кто пока остается в стороне, полагаясь на стереотипы и чужие опасения. Но как только появляется личный опыт, сомнения исчезают, и электротранспорт начинает восприниматься не как эксперимент, а как удобный, экономичный и современный выбор.