Как выбрать автомобиль с пробегом и не нарваться на автохлам

При том что покупка авто для многих — это эмоциональный процесс, подходить к нему нужно максимально хладнокровно. Заблаговременно подготовьтесь к покупке и следуйте намеченному плану. Главное и основное при выборе автомобиля с пробегом — торопиться нельзя. Уделите осмотру ровно столько времени, сколько нужно для полноценного знакомства с экземпляром. Пусть внешний лоск не сбивает вас с толку, изучайте детально и придирчиво. Давайте поэтапно пройдемся по процессу выбора машины.

Но для начала запомните основные правила удачной покупки автомобиля:

Во время осмотра не давайте продавцу отвлечь себя рассказами. Если он профессионал, то и заговорить вас сказками ему будет несложно. Принимая решение, ориентируйтесь только на ту информацию, которую можете самостоятельно проверить.

Не поддавайтесь уговорам осмотреть автомобиль побыстрее. Продавец, которому есть что скрывать, будет давить на жалость: ждут дети, болеют родители и т.д.

• Если вы заранее договорились об осмотре, то у продавца с собой должен быть полный пакет документов, главный из которых — оригинал (не копия) ПТС. Сверяйте ПТС с паспортом продавца и VIN-номером, который должен быть вбит клеймом или нанесен лазером на кузов авто. Номер под стеклом, на наклейках и табличках является всего лишь дублирующим. 

Если продавец предлагает осмотреть машину на подземном паркинге, то обязательно выезжайте на улицу. Важно осматривать машину в дневное время суток, избегая прямых солнечных лучей, которые могут создать отвлекающие блики. Если продавец под различными предлогами отказывается – это не ваша покупка.

• Если вы покупаете технически сложный автомобиль и не являетесь экспертом по осмотру авто, обязательно пользуйтесь услугами специализированных сервисов для полноценной диагностики авто. А лучше покупайте у проверенного продавца

Кузов

Практически во всех автомобилях кузов — это самое дорогое, что в них есть. Гораздо проще и экономичнее устранить неисправность ходовой или двигателя, чем серьезное повреждение силовых элементов кузова. Поэтому чтобы приобрести действительно нормальный автомобиль, этому элементу нужно уделить повышенное внимание. 

Не поддавайтесь эффекту «100 шагов» — с такого расстояния авто может казаться идеальным. Постепенно приближайтесь к нему — и на расстоянии десяти шагов вы уже сможете сделать какие-то выводы. Обойдите его несколько раз, чтобы просто осмотреть со стороны. При этом обращайте внимание на зазоры, разнотон и оптику. Иногда этого достаточно, чтобы сделать выводы о состоянии автомобиля. Ведь кривые зазоры, разные по цвету детали, плохо закрепленные бамперы и фары разной прозрачности или «китайская» оптика могут рассказать о машине гораздо больше, чем ее продавец.

Если внешний вид авто вас удовлетворил, то приступайте к проверке кузова на предмет окрашивания. При этом помните, что почти всегда крыша — это самый толстый слой ЛКП еще с завода. Расхождение толщины краски может быть даже внутри одной детали, в норме 10—20 микрон, а по всей машине — 30—40 микрон. Среднее значение толщины зависит от завода-изготовителя или от марки. Так, для корейского автомобиля среднее значение 100 микрон — это норма, а для «европейца» другая норма — 120 микрон. Отслеживайте однородность покрытия сопрягающихся деталей на одной прямой.

Не пугайтесь крашеных деталей. Сам факт окрашивания не значит, что от авто нужно отказаться сразу. Это значит, что нужно посмотреть на другие детали на предмет разнотона, мусора под лаком, следов окрашивания на уплотнителях и накладках.  Если вы используете толщинометр, то не полагайтесь на его показания целиком и полностью. Бывает, что и после ДТП крылья авто красят «под завод».

Измерять нужно от трех до пяти точек на каждой детали, включая периметр и центр. Не ориентируйтесь на одну деталь, проверяйте весь автомобиль.

Откройте двери, проверьте проемы дверей толщиномером: слой ЛКП в проемах и на стойках должен быть примерно в 1,5 раза тоньше. Например, если вся машина 110—140 микрон, то проемы будут 70—90 микрон. Далее смотрите на крепежи дверей, швы и переходы краски. Если придраться не к чему, смотрим дальше. Если есть — оцениваем ущерб и решаем: уйти или остаться. ​

Моторный отсек

Открываем капот и смотрим все пластиковые или металлические элементы: рамка радиатора, крепления фар, крыльев, самого капота и т.п. Если при наружном осмотре вы не выявили окрашенных элементов кузова, то и следов откручивания деталей или запайки пластиковых элементов быть не должно, равно как не должен отсутствовать крепеж под капотом.

Все электрические разъемы должны быть штатными, без изоленты и скруток. Вся проводка должна быть уложена в штатные держатели.

Если при осмотре вы обнаружили, например, крашеный капот и крыло, то обязательно проверьте силовые элементы на предмет следов ремонта и нештатного герметика: чашки амортизаторов, усилитель крыла, лонжерон, рамку радиатора — для того чтобы понять, какой силы был удар.

VIN

Не закрывая капот, ищем VIN-номер. Очень часто он располагается либо в подкапотном пространстве, либо в салоне, либо в багажнике. Сверяйте его с ПТС. Если же машина рамная, то ищите ее номер — как правило, он совпадает с VIN. Если номер не читается, то машину не зарегистрируют. И не забывайте сверить номер двигателя! Кто бы вам ни рассказывал, что его больше не смотрят в ГИБДД, — это не так. Еще как смотрят, и, если он «спиленный» или снят с угнанной машины, вы рискуете ближайшие месяцы, а то и годы обивать пороги экспертиз и полиции.

Багажник

Если вы добрались до этого этапа, то начните с самого простого. Попросите поднять пол багажника, если это предусмотрено моделью, и проверьте запасное колесо, наличие домкрата. Проверьте нишу, где лежит запаска, ведь следы от сильного ДТП в задней части машины чаще всего не заметают. Наличие шумоизоляции должно вас насторожить — лучше отложить осмотр до подъемника. Затем, если это позволяет конструкция, снимите боковые обивки и загляните в ниши задних крыльев. Никаких вмятин, шпатлевки, следов сварки вы увидеть не должны (если, конечно, при внешнем осмотре вы не выявили, что крыло окрашено).

Салон

Стертый руль, порванное сиденье, распускающийся ремень безопасности, стертые педали — даже эти недочеты по отдельности не страшны. Всегда учитывайте врожденные болячки модели или особенности водителя, которые способствуют быстрому износу части элементов салона. А вот совокупность нескольких факторов вас обязательно должна насторожить. Элементы, указывающие на пробег, также должны соотноситься с показанием приборов. Помните, что умелые продавцы достаточно искусно скрывают истинный пробег авто путем покраски, перешивки или замены элементов салона.

Электроника

Если вы не профессионал, все, что вы должны знать об электронике современного авто, — это то, что она есть. Вам необходимо лишь убедиться, что все световые приборы, контрольные лампы, мультимедиа, электроприводы всего и вся работают. А на приборной панели все контрольные лампы загораются и гаснут в положенное время. Например, при включении зажигания должны сначала загореться и через некоторое время потухнуть все лампы датчиков, кроме check engine и ручного тормоза. Все остальное нужно проверять при помощи диагностического оборудования в специализированных центрах. Программы с торрентов и китайские лаунчеры за 3000 рублей — ненадежные помощники в диагностике электронных систем автомобиля.

Проверка работы двигателя

В идеале начать проверку нужно с холодного запуска двигателя, но подобных условий продавец, вероятнее всего, предоставить вам не сможет — так как заранее прогреет мотор либо просто едет до места встречи. На современных авто двигатель должен запуститься сразу после поворота ключа или нажатия кнопки «старт». После пуска убедитесь, что мотор работает ровно, а холостой ход устойчивый. Никаких вибраций, троения, прыгающей стрелки тахометра на здоровом двигателе быть не должно. Конечно, если вы не запускаете холодный мотор при отрицательных температурах или после долгой стоянки. Затем выйдите и послушайте двигатель снаружи. Обращайте внимание на все подозрительные звуки: завывание, хлюпанье, хрюканье, стуки и звон… При этом даже если вам кажется, что мотор вот-вот развалится на винтики, это еще не значит, что он сломался, и, наоборот, если вам кажется, что мотор «шепчет», то это не повод радоваться раньше времени. Звуки, которые издает двигатель при работе, часто обусловлены его конструкцией, поэтому доверьте его диагностику специалистам в сервисе. Вот то, на что мы советуем вам обратить внимание при осмотре:

• На двигателе и коробке не должно быть подтеков масла.

• Антифриз, тормозная жидкость и масло должны быть на уровне нормы. Прозрачное масло должно вас насторожить: редко кто меняет его штатно.

• Далее проверьте маслозаливную горловину на предмет отложений и белой эмульсии. Посветите фонариком внутрь горловины. В большинстве авто видно распредвал и состояние крышки распредвала. Если автомобиль своевременно обслуживали, то никаких нагаров, «гудрона» не должно быть.

• Проверьте дымность выхлопа: густой белый, сизый или черный дым говорит о неправильной работе мотора.

Для того, чтобы купленное авто вас внезапно не разочаровало, рекомендуем вам, даже при условии полной исправности авто на первый взгляд, провести комплексную диагностику на СТО.

Тест-драйв

Мало какой продавец пустит вас за руль, но это не повод отказываться от теста: садитесь рядом с водителем, попросите его проехать по неровностям дороги и через «лежачие полицейские». Обратите внимание, как при старте ведет себя автоматическая КП. При переключении режимов не должно быть рывков и толчков. После переключения в режим «драйв» автомобиль должен начать движение без задержек. В пути не слушайте музыку, не включайте печку на максимум и не болтайте много с продавцом — слушайте, как работает машина. Постарайтесь запомнить характер посторонних звуков при езде по неровностям и в поворотах. Фары должны гореть, печка — греть, кондиционер — холодить, дворники — чистить.  

Если у автомобиля КП автоматическая или роботизированная, попробуйте прочувствовать, как она переключает передачи вниз и вверх в различных режимах движения. Передачи должны переключаться плавно, без сильных рывков и пинков.

Заключение

Automama каждый день тщательно отбирает для покупки десятки автомобилей с учетом высоких розничных стандартов компании. Эксперты проводят тщательную диагностику, в том числе и с помощью специального оборудования. Поэтому когда речь идет о покупке автомобиля с пробегом, мы рекомендуем не рисковать, а довериться профессионалам. Тем более что в Automama действует семидневная гарантия на возврат машины и 30-дневная техническая гарантия, которые позволяют вам не переживать о проблемах, связанных с покупкой авто.