Газ в моторы!

Газ в моторы!

Формирующийся международный транспортный маршрут «Европа — Китай» (МТМ) воссоздаст исторический «Шелковый путь», который не одно тысячелетие связывал Европу и Азию. Трансконтинентальную автомагистраль обещают запустить к 2024 году.

На территории Казахстана и Китая все участки МТМ уже сформированы, в России завершают строительство М11 Москва — Санкт-Петербург и ЦКАД, готовятся к возведению новые автодороги. Пока дорожники оценивают стоимость и ищут инвесторов для строительства новых участков МТМ, крупнейшие энергетические компании России, Китая и Казахстана объединились, чтобы с открытием важного торгового пути начать эксплуатировать на нем транспорт на экономически эффективном топливе — сжиженном природном газе (метане).

В сентябре Газпром, «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» (CNPC) и «КазМунайГаз» организовали самый протяженный в мире автопробег техники на сжиженном природном газе (СПГ) «Газ в моторы». Цель международного автопробега — показать масштаб использования действующей и определить локации перспективной газозаправочной инфраструктуры на трансконтинентальном транспортном маршруте Европа — Китай, а также провести испытания российской заводской техники, работающей на метане.

За 30 дней участники автопробега преодолели 9881 км по территориям Китая, Казахстана и России. Газомоторная техника успешно прошла испытание, продемонстрировав высокую надежность, безопасность, экологичность и экономичность.

Эффективное топливо для магистрального транспорта

СПГ — это метан, охлажденный до -162 градусов. При охлаждении природный газ переходит в жидкое состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ транспортируется и хранится в криоемкостях, реализуется на криогенных автомобильных заправочных станциях (КриоАЗС) или автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС) с криогенным оборудованием.

СПГ имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционными нефтяными видами топлива: при его использовании объем вредных выбросов в атмосферу сокращается до 65%, в 1,5 раза увеличивается срок службы двигателя, до 30—50% снижаются топливные расходы за счет стоимости, не превышающей 50% от дизельного топлива по массе.

Благодаря свойствам сжиженный природный газ перспективно использовать на технике с большими объемами потребления топлива: магистральном автомобильном, железнодорожном, водном транспорте, карьерной и сельскохозяйственной технике.

Наибольший спрос на СПГ как топливо прогнозируется со стороны магистрального автомобильного транспорта, пробег на одной заправке СПГ грузового автомобиля в среднем составляет 1000 км. Сегодня практически все ведущие мировые автоконцерны выпускают грузовики на криогенном топливе, не отстают и российские автопроизводители. В автопробеге «Газ в моторы» Россию представляли три грузовых автомобиля, использующих в качестве топлива СПГ: КАМАЗ-5490 NEO (СПГ/ДТ), КАМАЗ-43118 (СПГ/КПГ), УРАЛ NEXT (СПГ/КПГ). 

Инфраструктура

Строительство газозаправочных станций для реализации СПГ планируется на автомобильных трассах с большими транспортными потоками и вблизи крупных транспортных узлов: М11 Москва — Санкт-Петербург, М10 Россия, М4 Дон, ЦКАД, М1 Беларусь. В сентябре в Новгородской области состоялась церемония начала строительства первой КриоАЗС Газпром на новой скоростной автодороге М11 Москва — Санкт-Петербург. Она будет расположена на площадке многофункциональной зоны дорожного сервиса Валдай.

Таким образом, планируется сформировать газомоторные коридоры практически на всей европейской части России. Это ключевой стимул для расширения применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива.