Opel Corsa и Skoda Fabia: что общего?
Германия, дождь, ветер, низкая облачность… В таких условиях я познакомился с хэтчбеком Opel Corsa пятого поколения. А спустя неделю - чистейшее небо и солнце побережья Португалии, где меня ждала новая Skoda Fabia. Два конкурента из десятки наиболее популярных автомобилей класса B+ в Европе. Они похожи - или разные?
Сквозь туман прорезались два лезвия светодиодных ходовых огней, спустя несколько секунд нарисовалась и хмурая физиономия с хищной пастью решетки радиатора. Ты ли это, Corsa? Или уже Корсар?
Она, она! При виде сбоку ошибиться невозможно. Форма кузова, проемы дверей и окон прежние: силовая структура кузова Корсе досталась от предшественницы образца 2006 года, причем как в трехдверной, так и в пятидверной версиях. Но из внешних кузовных панелей неизменной осталась только крыша - все остальные «нарисованы» заново, а передок перекроен и «приплюснут» в угоду безопасности пешеходов: именно из-за него длина машинки выросла на 22 мм - до 4021 мм.
Интерьер? Новая передняя панель выглядит гораздо солиднее прежней, строже стали и приборы. А еще - слава рюссельсхаймским богам! - на Корсу вернулись привычные подрулевые рычажки вместо прежних нефиксируемых.
Передние кресла стали гораздо удобнее: мои лопатки теперь не висят в воздухе, а голову не приходится запрокидывать назад в поисках подголовника. Просторнее Corsa, разумеется, не стала, но углубления в задниках спинок передних сидений добавили комфорта задним пассажирам, а более глубокие впадины в дверных панелях выгадали немного пространства в районе локтей седоков (по моим замерам, ширина салона выросла на 20 мм). Однако точки крепления самих передних сидений не изменились, поэтому «зазор» между водителем и правым пассажиром и плотное «чувство локтя» остались прежними.
Главная новинка под капотом - трехцилиндровый бензиновый турбомотор объемом 1,0 л с непосредственным впрыском, которому положена новая шестиступенчатая «механика» M1X. В базовой версии двигатель развивает 90л.с., но мне досталась Corsa с топовым 115-сильным вариантом «турботройки». Классный мотор! Благодаря малоинерционному турбокомпрессору бодро, без запаздываний, тянет с самого низа и на автобане без видимых усилий разгоняет Корсу до 180 км/ч. Без вибраций! Опелевцы не поскупились и установили в блок цилиндров балансирный вал, которого лишены, например, фордовская «тройка» Ecoboost или двигатель Renault 0.8 TCe.
Понравилась и коробка: по легкости и четкости переключения она вплотную приблизилась к фольксвагеновским.
Схожий прогресс и по шасси. Спереди установили новый подрамник, а благодаря уменьшенному клиренсу центр тяжести снижен на 5 мм. Изменены точки крепления рулевого механизма, электроусилитель перекалиброван. Баранка избавилась от искусственной тяжести, но при этом стала информативнее: в виражи машину заправляешь легко и безошибочно. Браво, Opel! И только на автобанных скоростях появляется легкая неуверенность во время тонкой корректировки траектории.
А для парковки появился режим City, явно подсмотренный у автомобилей Fiat. После нажатия клавиши баранка становится невесомой - вращать ее можно одним пальцем.
Воодушевившись «литровой» турбо-корсой, я уже представлял, как ярко поедет версия с «четверкой» 1.4 Turbo. Но ошибся.
Интерьеры разные по духу: Corsa хоть и «повзрослела», но в ней все еще чувствуешь легкость бытия, а Fabia строже и скучнее. Зато у Шкоды лучше проработана эргономика: аудиосистема и блок климат-контроля расположены удобнее, клавиши на руле и консоли сгруппированы логичнее
Турбомотор 1.4 с распределенным впрыском нам уже хорошо знаком по моделям Astra и Mokka, но если на них он развивает 120-140 л.с., то для Корсы его дефорсировали до… жалких 100л.с. «Мы старались сократить выбросы CO2, - объясняют опелевцы. - Зато у турбомотора 1.4 большой крутящий момент - 200 Нм против 170 Нм у литрового двигателя».
Толку-то... Стосильный хэтчбек разгоняется вяло, внизу - откровенный провал тяги, а турбопомощь приходит только после 2000 об/мин. Свою лепту вносит и старая коробка передач M32 от той же Астры: с «растянутыми» передачами (о пятой и шестой в городе можно забыть) и тугим механизмом переключения.
Да и управлять этой Корсой уже не так приятно: более загруженный передок рождает леность на входе в повороты, снос начинается чуть раньше.
Для задних пассажиров предпочтительнее Fabia: у нее шире дверные проемы, чуть больше места для ног и головы, на спинках передних сидений есть карманы, а за доплату предлагаются задние электростеклоподъемники
Люк Корсы «накрывает» только передних седоков, зато сдвигается назад с помощью электропривода. А у Фабии окно простирается над двумя рядами сидений, но вклеено намертво
Кстати, мощность старого атмосферника 1.4 тоже снижена: со 101 до 90 л.с. Чтобы «развести» его с турбомотором того же объема? Эх, маркетинг…
Плавность хода? Увы, в Германии мне удалось поездить только на хэтчбеках со спортпакетом, который устанавливается на все версии с 17-дюймовыми колесами (на заказ - и с 16-дюймовыми) и включает иные пружины и амортизаторы. Такая Corsa все же жестковата, причем даже на мелких неровностях. А в России Корсу будут продавать с адаптированной для плохих дорог подвеской.
Старый кузов, большая часть моторов от прежней модели (включая бензиновый атмосферник 1.2 и турбодизель 1.3 CDTI)… Все это кризис, в пучину которого Opel упал еще в прошлом десятилетии и никак не может из нее выбраться. За последние шесть лет продажи Опелей сократились почти в полтора раза (до 1млн 57 тысяч машин в 2013 году), причем особенно просели как раз основные модели - Corsa (на 35%) и Astra (на 42%). В разгар финансового кризиса 2009 года компания ежемесячно теряла по 250 млн евро, руководство концерна GM даже подумывало о продаже убыточного подразделения, а теперь ради спасения Опеля пришлось убрать с европейского рынка «младшую» марку Chevrolet. Вот и пришлось вместо разработки новой Корсы глубоко модернизировать старую - впрочем, вполне удачную модель. Сделав при этом ставку на новый силовой агрегат, для чего даже затеяли чехарду с градацией по мощности.
Другое дело - Skoda. С момента присоединения чешской марки к концерну Volkswagen в 1991 году продажи росли практически ежегодно и в 2013 году достигли 920 тысяч машин, а в этом году ежемесячный прирост - на 10-19%. Поэтому при разработке новой Фабии с финансами не церемонились.
Еще в начале осени мне удалось поездить на частично закамуфлированных предсерийных машинах по ухоженным дорогам Германии (АР №18, 2014). Я уже знал, что новая Fabia чуть просторнее Корсы и выигрывает по обзорности: Opel подводят сильно заваленные передние стойки и треугольные окошки у их оснований.
Багажник Фабии гораздо вместительнее: 330 л против 285 л у пятидверной Корсы по методике VDA (у трехдверки он еще на пять литров меньше). В шкодовском отсеке есть кармашек, полочка и два крючка для пакетов. Но если у предыдущей Фабии подушку заднего сиденья можно было откинуть вперед, то у новой машины, как и у Корсы, она неподвижна, а сложенные спинки образуют высокую ступеньку
А теперь в Португалию чехи привезли уже серийные хэтчбеки. Ура - шкодовцы прислушались к критике и снабдили водительский стеклоподъемник полноценным автоматическим доводчиком (у предсерийных машин он работал только при опускании стекла, как у Рапида). Мелочь, а приятно! Но у Фабии прошлого поколения доводчики есть у всех электростеклоподъемников. А у пятидверной Корсы доводчиками снабжены оба передних стекла, но сзади - безальтернативные «весла».
Увы, и с улучшением головного света в Шкоде пожадничали: несмотря на обещания инженеров, фары светят так же слабо, как и у предшественницы.
«Третья» Fabia построена на новой платформе MQB-A0: модуль силового агрегата, рулевой механизм и электрика заимствованы у архитектуры MQB, то бишь у Октавии. Со сменой поколений чешский хэтчбек сохранил задорный ездовой характер: электроусилитель дарит отменное чувство баранки, сам руль стал чуть острее, пределы устойчивости в поворотах очень велики, крены минимальны. Удовольствия от вождения больше, чем в Корсе!
Подвеска, конечно, жесткая, что особенно заметно на крупных выбоинах. Но до дискомфорта не доходит. Причем, в отличие от Корсы, к нам Фабии пойдут без подвесочных изменений: традиционный для всех Шкод «Пакет для плохих дорог» на этот раз предусматривает лишь более мощный аккумулятор, усиленные тормозные шланги и пластиковые щитки под днищем. Дорожный просвет - скромные 117 мм против 145 мм у прежнего хэтчбека с адаптированной подвеской.
Литровая 75-сильная «тройка» для Фабии слабовата и нагружает кузов вибрациями (балансирного вала-то нет!), а «турбочетверка» 1.2 TSI (90 л.с.) страдает от нехватки тяги до 2500 об/мин, зато потом бодро везет хэтчбек во всем легальном диапазоне скоростей. По ощущениям даже бодрее, чем Corsa со стосильным мотором 1.4 Turbo.
Обоим двигателям положена пятиступенчатая «механика». Коробка MQ200 на 90-сильной Фабии понравилась больше: хода рычага хоть и длиннее, чем у «младшего» агрегата MQ100, но четкость включения выше, а сцепление срабатывает мягче. Жаль, что не удалось опробовать Фабию с самой мощной версией мотора 1.2 TSI (110 л.с.) и шестиступенчатой «механикой»: она составила бы достойную конкуренцию Корсе с литровым турбомотором о 115 силах.
Итак, Corsa или Fabia? Какой путь верный: глубокая модернизация прежней модели или действительно новая машина?
Пока что европейские покупатели голосуют кошельком за Opel: в европейском рейтинге продаж автомобилей B-класса по итогам восьми месяцев этого года Corsa оказалась на четвертом месте (165 тысяч машин) - впереди Ford Fiesta, Renault Clio и VW Polo. А Skoda Fabia отстает вдвое: 78 тысяч машин и девятое место. И в обозримом будущем эта диспозиция едва ли изменится: уж больно традиционны предпочтения европейской публики, да и любимой европейской молодежью трехдверной версии у Фабии нет и не будет. Вдобавок Corsa обзавелась актуальным турбомотором и заметно подтянулась в ездовых дисциплинах.
В России раньше все было иначе: после кризиса 2008 года Fabia стабильно опережала Корсу в три-четыре раза. В прошлом году было продано 22 тысячи чешских машинок против 5,5 тысяч немецких. Казалось бы, тенденция должна сохраниться - тем более что Корсу у нас будут продавать только с прежним атмосферником 1.4, который сочетается с пятиступенчатой «механикой» или новым шестиступенчатым «автоматом». А вот Fabia пожалует в Россию с гораздо более широким выбором силовых агрегатов: с базовым литровым 75-сильным мотором и новым атмосферником 1.6 семейства EA211 в двух вариантах форсировки (90 или 110 л.с.), причем для самой мощной версии можно будет заказать традиционный шестиступенчатый «автомат» Aisin от нынешней Фабии. Возможно, до нас доберутся и машины с турбомотором 1.2 TSI и «роботом» DSG, но, скорее всего, это будут «спецверсии» вроде нынешней Monte Carlo.
Однако если Фабию прошлого поколения собирали по полному циклу на калужском заводе концерна Volkswagen, то теперь его место на конвейере занял более перспективный для нашего рынка Rapid, а планов выпускать у нас новую Фабию пока нет. Поэтому автомобили будут импортировать из Чехии, и... Представляете уровень цен?
Corsa тоже не получит российской прописки, зато ее «отверточную» сборку сейчас налаживают… в Беларуси! Пока что Corsa оставалась единственной импортируемой моделью Opel, а несколько лет назад ее даже хотели собирать на калининградском Автоторе, но передумали из-за падающего спроса. Однако в 2016 году Автотор лишится таможенных льгот особой экономической зоны, и джиэмовцы нашли альтернативную сборочную площадку под Минском: это многострадальный завод Юнисон, на котором в девяностые собирали автомобили Ford Escort и Transit, потом - иранские седаны Samand, а в последние пару лет - китайские модели Zotye. Если сотрудничество Опеля с белорусами пойдет по плану, то сборка Корсы начнется в марте-апреле, а продажи в России (без ввозных пошлин) - к концу весны.
Fabia подоспеет раньше - уже в марте. Кстати, весной на наш рынок вернется и Ford Fiesta татарской сборки. Добавим в эту компанию Peugeot 208 - и вот тогда выясним, кто кого в традиционном европейском классе B+.
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Opel Corsa | ||
Модификация | 1.0 Turbo | 1.4 Turbo | |
Тип кузова | трехдверный (пятидверный) хэтчбек | трехдверный (пятидверный) хэтчбек | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4021 | 4021 |
ширина | 1736 (1746) | 1736 (1746) | |
высота | 1479 (1481) | 1479 (1481) | |
колесная база | 2510 | 2510 | |
колея спереди/сзади | 1472/1464 | 1472/1464 | |
Объем багажника, л | 280-1090* (285-1120*) | 280-1090* (285-1120*) | |
Снаряженная масса, кг | 1088 (1124) | 1124 (1162) | |
Полная масса, кг | 1635 (1665) | 1665 (1695) | |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 999 | 1364 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 74,0/77,4 | 72,5/82,6 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 9,5:1 | |
Число клапанов | 12 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 115/85/5000-6000 | 100/74/3500-6000 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 170/1800-4500 | 200/1850-3500 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | |
Базовые шины | 185/65 R15 | 185/65 R15 | |
Максимальная скорость, км/ч | 195 | 185 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10,3 | 11,0 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 6,0 (6,1) | 6,6 (6,5) |
загородный цикл | 4,3 (4,3) | 4,4 (4,5) | |
смешанный цикл | 4,9 (5,0) | 5,2 (5,3) | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 114 (116) | 121 (123) |
Емкость топливного бака, л | 45 | 45 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | |
* Со сложенными задними сиденьями |
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | Skoda Fabia | ||
Модификация | 1.0 MPI | 1.2 TSI | |
Тип кузова | пятидверный хэтчбек | пятидверный хэтчбек | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 3992 | 3992 |
ширина | 1732 | 1732 | |
высота | 1467 | 1467 | |
колесная база | 2470 | 2470 | |
колея спереди/сзади | 1463/1457 | 1463/1457 | |
Объем багажника, л | 330-1150* | 330-1150* | |
Снаряженная масса, кг | 980 | 1034 | |
Полная масса, кг | 1510 | 1564 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 999 | 1197 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 74,5/76,4 | 71,0/75,6 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 10,5:1 | |
Число клапанов | 12 | 16 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 75/55/6200 | 90/66/4400-5400 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 95/3000-4300 | 160/1400-3500 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | полузависимая, пружинная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | барабанные | барабанные | |
Базовые шины | 175/70 R14 | 175/70 R14 | |
Максимальная скорость, км/ч | 172 | 182 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 14,7 | 10,9 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 5,8 | 6,0 |
загородный цикл | 4,2 | 4,0 | |
смешанный цикл | 4,8 | 4,7 | |
Выбросы CO2, г/км | смешанный цикл | 108 | 107 |
Емкость топливного бака, л | 45 | 45 | |
Топливо | бензин АИ-91-95 | бензин АИ-95 | |
* Со сложенными задними сиденьями |
Opel Corsa
Corsa уже практически дожила до возраста Христа, за это время сменила пять поколений и выросла в длину с 3,6 до 4,0 м, причем кузова первых четырех поколений отличались друг от друга чуть менее, чем полностью. На заводах в Испании и Германии выпущено 12,6 млн Корс под марками Opel и Vauxhall (под этим брендом Опели продаются в Великобритании), но если учесть «клонов» с логотипами Buick (в Китае) и Chevrolet (в Южной Америке), то общий тираж превысит 20 млн машин. Первые три поколения имели в гамме кузов седан, а второе - еще и универсал! А модернизированные седаны и хэтчбеки на базе «второй» Корсы латиноамериканцы выпускают до сих пор.
Skoda Fabia
История Фабии скромнее: новое поколение - лишь третье по счету, а два предыдущих за пятнадцать лет нашли 3,5 млн покупателей. Fabia первого поколения могла быть пятидверным хэтчбеком, универсалом, фургоном или седаном, но впоследствии остались только хэтчбек и универсал. Кроме родной Чехии машины выпускали в Индии, Кении, Китае, России, Казахстане и на Украине.
Недозеркало
Чем еще запомнились новые Corsa и Fabia? Мультимедиасистемами!
По последней моде они лишились CD-проигрывателя: есть только разъемы Aux и USB (у Фабии - еще и слот для SD-карт) и возможность проигрывать файлы форматов mp3 и wma. А функция MirrorLink позволяет использовать на головном устройстве функционал подключенного смартфона. Игры, доступ в интернет, навигационная система...
Но, например, система Фабии не позволяет одновременно слушать музыку с SD-карты и пользоваться навигатором смартфона, подключенного по шине USB: либо одно, либо другое. А главная проблема - в программной несовместимости. Например, шкодовский MirrorLink «дружит» только с некоторыми Android-системами - это смартфоны HTC, Samsung и Sony Xperia, да и то не всех моделей. Опелевская система работает еще и с айфонами (iOS), но Volkswagen никак не может найти общий язык с компанией Apple. Поддержка устройств с операционной системой Windows Phone и у Шкоды, и у Опеля ожидается лишь к весне.
И даже если у вас Android-смартфон, автомобиль «воспринимает» только специально адаптированные под MirrorLink программы. Их пока немного и не все они работают хорошо. Например, единственные совместимые навигаторы (для Шкоды это Sygic, а для Опеля - BringGo) крайне нерасторопны: поздно предупреждают о предстоящих маневрах и периодически теряют местоположение.
Так что пока доплачивать за MirrorLink (для Опеля в Германии это 300 евро, а для Шкоды - 330 евро) не обязательно: лучше по-старинке лепить на лобовое стекло крепление для смартфона. И ждать, пока цены на автомобильные сенсорные дисплеи упадут настолько, что «зеркальность» мобильных устройств в автомобилях сможет стать полноценной.
У Шкоды есть обычные кнопки и рукоятки, которые отвечают за базовые функции, — это удобно. У опелевской системы отдельные кнопки отвечают только за громкость и возвращение в главное меню, но они сенсорные и не всегда срабатывают с первого касания. Оба дисплея имеют низкое по современным меркам разрешение, в Фабии экран чуть контрастнее, а в Корсе — чуть больше (диагональю 7 дюймов против 6,5)