Эту машину мы ждали больше полугода — серийную Гранту с «автоматом» в комплектации Люкс. Стоило ли?

Эту машину мы ждали больше полугода — серийную Гранту с «автоматом» в комплектации Люкс. Стоило ли?
Спринт-тест | АР №21 2013
Фото: Степан Шумахер
Экспертная группа: Александр Диваков | Андрей Мохов | Иван Шадричев | Ярослав Цыпленков

Эту машину мы ждали больше полугода - серийную Гранту с «автоматом» в комплектации Люкс со всеми обещанными прелестями в виде мультимедийной системы, парктроника и прочего. Ждали, когда на ВАЗе внедрят новое крепление рулевого механизма идругие доработки, озвученные на «разборе полетов» по итогам нашего ресурсного теста. И вот наконец звонок: «Ваш автомобиль готов, можете забирать». Стоило ли столько ждать?

Гранта даже в самой богатой комплектации Люкс всего на четыре тысячи рублей дороже двух педальной малютки Chevrolet Spark - 430 тысяч рублей, это самые доступные автомобили с автоматической трансмиссией! После того как с производства недавно сняли «автоматический» ZAZ Chance, ближайшими конкурентами по цене для Лады стали Chery Indis с «роботом» за 445 тысяч рублей и узбекская Daewoo Gentra (в девичестве Chevrolet Lacetti) с гидромеханической коробкой за 449 тысяч рублей. А вот Renault Sandero заметно дороже - 473 тысячи рублей за версию с «автоматом». Что уж говорить про Hyundai Solaris, Renault Logan, Chevrolet Cobalt и прочие: дешевле 480 тысяч рублей их не купишь. При этом иномарки будут оснащены скромно, а в «люксовой» Гранте есть и климат-контроль, и датчик дождя…

Завелась «автоматическая» Гранта не сразу, стартеру пришлось поработать секунд шесть-семь. Не промахнувшись, перевожу простенький селектор вDrive, и…Лада, так вот чего тебе так остро не хватало все эти годы! Простенький четырех ступенчатый агрегат фирмы Jatco, используемый фирмой Nissan с1989 года, не превращает Гранту в суперкар, но делает строптивую Ладу нормальным средством передвижения. Нет больше неврастенических вибраций силового агрегата. Нет «зуда» на ватной педали сцепления, ибо она отсутствует как факт. Война с нечетким механизмом переключения окончена. Ты просто едешь.

А с каким благородством Гранта­ следует за педалью акселератора, как свое ­ временно и мягко меняются передачи! Плыть на «люксовой» Гранте мощностью 98 л.с. в городском потоке можно столь же уверенно, как на моем семейном хэтчбеке Skoda Fabia со 105-сильным мотором и «автоматом».

«Автомат» тяжелее «механики» на 33 кг, еще 12 кг дают сопряженные с ним детали, и только 11 кг приходится на опции. Люксовая Гранта показала на наших весах 1056 кг, а базовая версия Стандарт- ровно 1000 кг. Изменилась и развесовка: у Гранты с «автоматом» на переднюю ось приходится 61,3% веса, тогда как у машины с «механикой» - 59%

У японского четырехступенчатого «автомата» Jatco образца 1989 года нет никаких дополнительных режимов работы. Только ограничения по ступеням: кнопка «O/D» отключает четвертую передачу, в «двойке» коробка не поднимается выше второй, а в «единице» мотор «висит» на первой передаче

Субъективные впечатления подтвердились нашими замерами - 100 км/ч «автоматическая» Лада набирает за 13,5 секунды, всего полсекунды уступая Шкоде. Близким оказался и расход топлива. В городе Fabia потребляет около 10,5 л/100 км, а борткомпьютер Гранты на том же маршруте показал 10,8л/100 км. На трассе Москва-Дмитров аппетит Лады падал до 8,2л/100 км. Конечно, это на целых 1,7 л/100 км больше расхода редакционной Калины с «механикой», на которой я ездил пять лет назад. Но разве комфорт и уверенность, что дарит Гранта с «автоматом», не стоят дополнительных 56 рублей за каждые 100 км?

Вот что своих денег точно не стоит, так это люксовый «фарш». Парктроник у Гранты даже не с тремя датчиками, как у Дастера, а лишь с двумя - и эта пара сонаров плохо пеленгует препятствия по углам заднего бампера. Регулятор чувствительности датчика дождя пристроен… нет, не на под рулевом рычажке и даже не на передней панели: за ним нужно тянуться к внутрисалонному зеркалу! Климат-контроль на самом деле автоматический лишь наполовину: направление воздушных потоков надо выбирать самому. Я предпочел бы сэкономить 45 тысяч рублей и взять версию Норма за 385 тысяч безо всех этих наворотов.

Ну а что шасси? Как проявили себя более жесткие передние пружины и новое крепление рулевой «рейки»? Как радовала Гранта отличной плавностью хода, так и радует: только на микродефектах потряхивает больше желаемого. Как огорчала «пустотой» на руле в околонулевой зоне, так и огорчает.

Более того, рулевое управление по-прежнему «вязкое»: если баранку отклонить на небольшой угол, а затем отпустить, то Гранта продолжает поворачивать. Точь-в точь как предсерийная машина, взятая нами у дилера почти два года назад! Опять механизм не приработался или дефект электроусилителя?

Из неповрежденной на вид боковины воздух свистит так, как будто там пробоина от гвоздя-«сотки» (место «прокола» обведено). После езды в предельных режимах у новенькой китайской шины Linglong разрушился внутренний гермослой. Такого на наших испытаниях еще не случалось ни с импортными, ни с отечественными покрышками!

А еще один неприятный сюрприз - китайские шины Linglong, которые с весны ставят на все люксовые Гранты с 15-дюймовыми колесами. Возможно, именно из-за китайских шин появилось неприятное обострение чувствительности при перестроениях, особенно заметное на высокой скорости. Ты отклоняешь руль, Гранта вяло его слушается, ты доворачиваешь баранку еще - и тут машина резко шарахается на соседнюю полосу. А уже после заездов на полигоне передняя правая покрышка спустила без видимых причин - оказалось, что от боковых перегрузок разрушился внутренний герметизирующий слой на боковине! Вазовские дилеры также не в восторге от шин Linglong: «Эти колеса невозможно отбалансировать!» Но, видимо, китайские покрышки обходятся ВАЗу настолько дешево, что в Тольятти готовы закрыть глаза на их отвратительное качество.

Хотя даже безотносительно китайских шин управляемость Гранты все еще «сыровата».

- Диагональной раскачки нет, и это хорошо, но в занос она срывалась не так и не там, где я хотел, - сетовал Диваков после заездов по горной дороге полигона. Да и я прочувствовал норов Гранты на собственной шкуре, когда утром по дороге в Дмитров на мокром асфальте машину поставило боком в скоростном повороте. Именно что «не так» - и уж тем более «не там». Это же какой-то «грантомет»! А обещанной системы стабилизации у Гранты, даже у самой дорогой, все еще нет.

Так что тем покупателям - и особенно покупательницам!- кто жаждет недорого купить новую машину с «автоматом», я рекомендовал бы подождать еще. Может, грядущий Datsun на калино-грантовской платформе с тем же силовым агрегатом будет лучше, безопаснее и лишь не намного дороже?

Точность показаний спидометра
Автомобили Показания спидометра, км/ч
40 60 80 100 120 140 160
Истинная скорость, км/ч
Лада Гранта 40 61 81 101 121 141 161
Некоторые результаты измерений Авторевю
Параметры Автомобили
Лада Гранта
Максимальная скорость, км/ч 174,2
Время разгона, с 0-50 км/ч 4,3
0-100 км/ч 13,5
0-150 км/ч 38,5
на пути 400 м 19,0
на пути 1000 м 34,9
60-100 км/ч (D) 8,1
80-120 км/ч (D) 11,0
Выбег, м c 50 км/ч 529
130-80 км/ч 806
Торможение со скорости 100 км/ч путь, м 42,3
замедление, м/с2 9,1

Поперечный автопродукт

Когда нам предложили на тест усиленную поперечину передней подвески, которую специально для Гранты и обновленной Калины выпускает тольяттинская фирма Автопродукт, мы вспомнили девяностые.Помните сварные кронштейны растяжек взамен штатных силуминовых для вазовских «восьмерок»?

По сути, поперечина Автопродукта представляет собой два таких кронштейна, соединенных трубой. Деталь эта тюнинговая и никаких испытаний на ВАЗе не проходила - можно лишь предположить, что на пассивную безопасность негативного влияния она не окажет (при фронтальной аварии такая поперечина немного улучшит распределение энергии удара между двумя лонжеронами) и усилит рамку радиатора, повысив тем самым ее прочность.

Но, с другой стороны, и силуминовые кронштейны на «восьмерках», и нынешние штампованные кронштейны на Грантах и Калинах - это жертвенная деталь. При сильном ударе в подвеску, что не редкость на российских дорогах, первыми разрушаются именно они, оберегая кузов. А если на месте податливых кронштейнов будет несгибаемая поперечина, то нагрузка на лонжероны возрастет - и может пострадать уже кузов.

А что с управляемостью? У Автопродукта есть вариант поперечины с жесткими полиуретановыми сайлент-блоками (плюс 800 рублей), но мы испытывали версию с обычными «резинками» за 1735 рублей.Тут расчет создателей - только на эффект от увеличения угла кастора, он же продольный угол наклона оси поворота управляемых колес. Из двух предлагаемых Автопродуктом вариантов - Safe (плюс один градус к кастору) и Drive (плюс полтора градуса) - мы выбрали второй, как наиболее экстремальный.

У Гранты кастор разом увеличен до двух с половиной градусов по сравнению с 30 минутами на «старой» Калине (при случае обратите внимание на то, насколько сильно у Гранты передние колеса смещены вперед относительно центра колесной арки). Почему небольше? Потому что при касторе больше трех градусов, по словам вазовских инженеров, уже возможен контакт колес с подкрылками. Но ведь чем больше этот угол, тем выше стабилизирующий момент, стремящийся вернуть колеса в положение «прямо». Это улучшает обратную связь на руле, но усилие на нем возрастает. Другой эффект - изменение при повороте развала, угла наклона колес по отношению к дороге в вертикальной плоскости. Чем больше «завалена» назад ось поворота, тем сильнее при отклонении руля становится отрицательный развал у «упорного», наружного по отношению к повороту колеса. Это хорошо, так как компенсирует наклон колеса от крена кузова в повороте и шина работает эффективнее. Но внутреннее колесо тоже «разваливается», уже в противоположную сторону - и с обратным эффектом. Поэтому во всем нужно знать меру: слишком большой кастор провоцирует снос, особенно в медленных поворотах.

Автопродукт же, напомним, обещает прибавку аж на полтора градуса! Но, как мы знаем, это попросту невозможно из-за геометрии колесных ниш - и на самом деле угол наклона оси поворота у нашей машины после установки автопродуктовой поперечины увеличился всего на 36 минут: с 2 градусов 34 минут до 3 градусов 10 минут.

Каков эффект? Минимальный. Обычный водитель при спокойной езде его и не заметит. Гурманы же скажут, что Гранта стала ленивее откликаться на руль, зато сама реакция стала более цельной. Реактивное действие на руле никак не изменилось. Равно как не уменьшился и эффект «зажатости», повышенного сопротивления вращению в небольших углах поворота баранки, в котором мы теперь склонны винить электроусилитель, а не рулевой механизм. На входе в наш тарированный поворот радиусом 35 метров увеличилась склонность к сносу, то есть для кинематики грантовской подвески и дуги такой крутизны угол кастора оказался превышен.

- Задняя ось перестала работать: всю нагрузку берут на себя передние шины, - констатировал Диваков, - Но смотри, что сейчас будет на«переставке»…

Предельную скорость выполнения маневра мы не измеряли из-за переменчивой погоды: дождь то прекращался, то припускал вновь. Но изменение характера было видно невооруженным глазом. Если стандартная Гранта мягко и предсказуемо уходила в занос, то с поперечиной от Автопродукта Лада сначала упрямо скользила передком, а в какой-то момент резко и неожиданно проваливалась в занос.

Чуда не случилось, что говорит еще и о сложности настройки грантовского шасси: его нельзя улучшить такими простыми методами, как установка более жесткой поперечины. Возможно, что вариант с более жесткими сайлент-блоками сработает иначе, но проверять это у нас уже нет никакого желания.

Сайлент-блок в тюнинговом усилителе - стандартный, вазовский. В его податливости теряется вся дополнительная жесткость, которую обеспечивает поперечина фирмы Автопродукт

Рекомендованные статьи