Как спортпакет Polestar меняет характер серийных Volvo?
На итальянской трассе Валлелунга, что в окрестностях Рима, под грозный рев выпуска на пит-лейн выезжает ядовито-синий Volvo S60 кузовной серии WTCC, а меня на парковке в паддоке ждут обычные S60 и XC60 с тюнинг-пакетами Polestar. Но почему «придворная» гоночная команда переименована в Cyan Racing — и что дает дорожным Volvo занижение подвески?
Вы знали, что спортивная история Volvo началась не в Швеции, а в СССР? В 1928 году на ралли Москва—Ленинград—Москва кабриолет ӦV4, первый серийный Volvo, преодолел почти полторы тысячи километров, не получив ни одного штрафного балла. После Второй мировой войны, в 50-х, Volvo PV444, PV544 и Amazon стали собирать трофеи в ралли и марафонах. В конце 70-х Volvo 343 начал свое восхождение в европейском ралли-кроссе, а кольцевую эпоху открыл легендарный 240 Turbo. Причем популярность гоночных Volvo была так высока, что заводскому отделению Competition Service пришлось выпускать тюнинговые запчасти в свободную продажу через дилеров.
Сейчас точно так же поступает ателье Polestar. Вернее, уже не просто ателье.
В 1996 году шведский гонщик Ян Нильссон использовал в качестве названия своей команды собственное прозвище — Flash. После множества побед в национальном кузовном чемпионате STCC при заводской поддержке Volvo «конюшню» Flash Racing в 2004 году выкупил Кристиан Даль — и переименовал в Polestar. В 2009-м Polestar и Volvo начали продавать прошивки для чип-тюнинга двигателей, увеличивающие мощность без потери гарантии. Через три года появился экстремальный концепт S60 мощностью 508 л.с., а еще через год было начато мелкосерийное производство 350-сильных «шестидесяток» с доработанными тормозами и подвеской. Их называют «engineered cars». А в 2015-м Кристиан Даль продал свое дорожное отделение и имя Polestar компании Volvo за 536 миллионов крон, то есть за 66 миллионов долларов.
Поулстаровские прошивки со средней ценой в тысячу евро оказались востребованы: в прошлом году их продали 25000! Спрос на дорогие S60 и V60 Polestar, то есть на engineered cars, оказался намного скромнее: всего 750 машин, большинство из которых отправились в Англию и Австралию. Однако теперь, когда трехлитровую турбированную «шестерку» заменил новый двухлитровый мотор с комбинированным наддувом мощностью 367 л.с., квоту на этот год удвоили: ждут большего спроса.
А для тех, кому мало простого увеличения мощности, но не по карману engineered cars, и был разработан новый тюнинг-пакет Polestar: внешний декор, более жесткая подвеска, большие колеса с цепкими шинами плюс «распущенные» впуск и выпуск. Помимо седанов S60 и универсалов V60, такой пакет доступен для моделей XC60 и V40 — исключая версии Cross Country.
Но зачем городить огород, если в конфигураторе есть комплектация R-Design с более яркой внешностью и спортивным заниженным шасси? Так ведь «эрки» — это самые дорогие версии Volvo, а пакеты Polestar можно поставить даже в самой дешевой комплектации Kinetic. К тому же любая деталь приобретается по отдельности.
Лично я, завидев на дороге BMW в M-пакете или Mercedes в AMG-стайлинге, в первую очередь любуюсь агрессивным передним бампером. Но Polestar вообще не предусматривает изменений передка. Да и остальные детальки скучноваты: крохотный задний спойлер, скромный диффузорчик и черные накладки на зеркала. Например, немецкое ателье Heico Sportiv, давно занимающееся тюнингом Volvo, предлагает обвесы поинтереснее. Спасают образ выразительные колеса: 19-дюймовые на S60 и размером 21 дюйм — на XC60.
В салоне — ни спортивного руля, ни ковшей... У S60 Т6 чип Polestar дает дополнительные 30 Нм момента и 310 л.с. вместо 306 — хорошо, однако прибавка могла бы быть посерьезнее. Пружины и амортизаторы из пакета Polestar примерно на 20% жестче тех, что ставятся при заказе заводского спортивного шасси (у версий R-Design оно «в базе»). Отклики на руль у «шестидесятки» стали живее, дуги пишутся с ювелирной точностью, но — очень тряско! В пределе — все тот же скучный снос передка: характер поворачиваемости пакет Polestar не изменил. А клиренс стал еще скромнее: заводское спортшасси занижено на 15 мм, а Polestar уменьшает просвет еще на пять.
Дизельный S60 D5 понравился больше: у него нормальная плавность хода, а управляемость не хуже. Однако сильнее всех преобразился кроссовер XC60 D4. Никакой вальяжности в поворотах! Причем почти без ущерба для комфорта даже с такими огромными колесами (Polestar, кстати, обувает XC60 в шины Pirelli P Zero в спецификации R01, которая изначально «варилась» под автомобили Audi). А XC60 T6 запомнился самым выразительным выпуском с многолитровыми нотками и бурчанием под сброс газа.
Вот только цены... В Европе полный Polestar-пакет для S60 стоит почти 8000 евро, а для XC60 — 9000, причем без чип-тюнинга. Комплектующие придется заказывать у дилера уже после покупки машины и оплачивать установку отдельно. Конвейерные Polestar-пакеты могут появиться позднее, если будет хороший спрос. Но будет ли он?
Для сравнения: полный М-пакет для «трешки» BMW у нас обойдется в 330 тысяч рублей, то есть 4200 евро по курсу на момент подготовки этой статьи. А ведь в нем, помимо классного аэродинамического обвеса и более жесткой подвески, будут усиленные тормоза, а также цепкие сиденья и спортивный руль. Неудивительно, что M-пакет выбирает каждый десятый покупатель BMW, а в прошлом году их продали почти двести тысяч.
Популярности могли бы помочь успехи Volvo в автоспорте — почему бы не продвигать дочерний бренд в том же WTCC, STCC и австралийском дивизионе V8 Supercars? Однако на ярко-синих Volvo, участвующих в этих чемпионатах, я не увидел ни одной наклейки с надписью Polestar. А после продажи Кристианом Далем дорожного отделения ему пришлось переименовать гоночную команду в Cyan Racing — в честь фирменного цвета болидов. Где здесь маркетинговая логика? Причем без финансирования Даль и Cyan Racing не остались, ведь им защищать честь Volvo в мировом туринге. Бюджет на дебютный сезон в WTCC — около десяти миллионов евро, то есть чуть больше, чем у Лады с семью с половиной миллионами, но меньше, чем у Ситроена с пятнадцатью.
В Европе собрали уже тысячу предзаказов на полные Polestar-пакеты. А российским успехом я буду считать… продажу хотя бы одного. Ведь в прошлом году спортшасси и комплектацию R-Design выбрали менее одного процента покупателей. Ниже и жестче — это, увы, не для нас.