Так осторожно по лесу я не ходил никогда. Ступал, стараясь не хрустнуть веткой и не наступить в чавкающую глину

Фото: Константин Сорокин

Так осторожно по лесу я не ходил никогда. Ступал, стараясь не хрустнуть веткой и не наступить в чавкающую глину. Крутил головой по сторонам, оглядывался. Вот ограда-сетка, вот калитка, а за ней... Да точно такой же, ничем не примечательный лес! Еще сто метров вглубь. Двести. Мой проводник делает предупредительный жест - и я замираю на одной ноге. Медведь?

Медведь! Еще один! Целая компашка маленьких медвежат - как на этикетке конфет «Мишка косолапый»! Рычат, толкаются, покусывают друг друга. От восторга хочется кричать, но мой провожатый держит палец возле губ. Молчу-молчу! Помню, что общаться можно только жестами. И никаких репеллентов от комаров. Потому что у медведей отменные слух и обоняние. Если учуют чужака, то могут так напугать, что искать меня придется по характерному следу и запаху, - это все я усвоил. Более того, по дороге на биостанцию «Чистый лес» в Торопецком районе Тверской области мы с моим штурманом даже освоили основы сурдологии, хотя и не по доброй воле: забыли зарядить переговорные устройства в шлемах - и все пятьсот километров общались «на пальцах». Потому что просто разговаривать в багги FunCruiser FC1100 невозможно! Акустическим комфортом здесь не пахнет, зато пахнет весной, ведь кузов тесной двухместной машинки открыт всем ветрам.

На неровном проселке косолапый багги хотя и не становится изящной антилопой, но посоревноваться с ней в скорости может запросто. При этом машина не «спотыкается», не «козлит» и не садится подвеской на отбойники. Задорное шасси!

Впервые за руль полноприводного багги я сел три года назад, когда мы проводили сравнительный тест утилитарно-спортивной техники на Дмитровском автополигоне. Тогда я и уяснил, что для смешанного асфальто-грунтового «дальнобоя» такая машинка подходит значительно лучше «квадрика» и «сайд-бай-сайдера» (мотовездехода с поперечной посадкой экипажа): движение комфортнее и даже есть намек на пассивную безопасность - ты все-таки сидишь внутри каркаса безопасности, да еще пристегнут к сиденью четырехточечной «сбруей».

Пятисоткилометровый путь из Москвы до деревни, где опекают медвежат, мы одолели за восемь часов, больше устав не от шума, а от монотонности. Крейсерская скорость нашего Фанкрузера - 80 км/ч, причем из-за «короткого» передаточного ряда достигается она при непривычно высоких 5000 об/мин по тахометру. Тревожно, правда? Вот и я боялся, что через пару сотен километров езды, да еще с периодическими откровенными «перекрутами» (на обгонах приходилось «винтить» двигатель за шесть тысяч) китайский движок даст дуба или в лучшем случае «выплюнет» все масло. Дудки! За восемь часов пения фальцетом да при 28-градусной жаре 68-сильный бензиновый моторчик не закапризничал ни разу и даже не выказал признаков перегрева.

Сколько раз я ездил по трассе М9, столько и материл дорожников. Но сейчас разбитое покрытие - что гладкий автобан. Еще парочка участков с «раскопками» - и мы догоним и перегоним всех. Из-за заметной «косолапос­ти» передней подвески (рычаги здесь длинные, поэтому при работе от отбоя до отбоя колесо смещается в осевом направлении) ухудшается курсовая устойчивость и начинаются рыскания, но по провинциальным дорожным развалинам мы все равно «валили не сбрасывая», сохраняя высокую среднюю скорость. В результате к повороту на Торопец приехали одновременно с теми, кто обогнал нас в районе Ржева.

Короткое лобовое стекло - для грязи и кросса: если накроет хорошей порцией «жидкого офф­роуда», то открытая «амбразура» не оставит без обзора вперед. А вот читаемость цифровой комбинации приборов неважная даже в чистом виде - индикация блеклая и дисплей бликует. Кнопку звукового сигнала и клавишу включения полного привода надо переносить под потолок, потому что спортивные ремни безопасности не всегда позволяют до них дотянуться
Зеркала маленькие, но очень «зоркие»! Они не вибрируют, не искажают картинку и поз­воляют просматривать необходимый сектор. Но правое зеркало установлено неоптимально — его надо перенести
0 / 0

Оказавшись в райцентре, останавливаемся у магазина - и, конечно, собираем вокруг себя всех местных мужиков. Ну, думаю, сейчас начнется: сколько жрет, сколько прет... Но, ткнув пальцем в гоночный амортизатор Reiger, торопецкий дядька сразу перевел разговор в высокотехнологичное русло:

- Газовый? Диапазона регулировки хватает?

Потом посыпались вопросы о трансмиссии. Почему не вариатор? Сколько служит сцепление? Часто ли приходится регулировать? Кто-то не поленился залезть под машину и с пониманием постучал кулаком по массивной защите. Вот тебе и медвежья глушь! Пришлось рассказывать о подключаемом полном приводе с жесткой блокировкой заднего межколесного дифференциала и о том, что пятиступенчатая коробка передач - обычная, механическая, что демультипликатора нет, но передаточный ряд разбит так, что первая и задняя передачи являются внедорожными, а трогаться с места на асфальте можно со второй.Как «лупит» по грунту, пока не знаю, но скоро выясню - судя по карте, к медведям как раз подходящий грейдер ведет.

Те же 80 км/ч, те же 5000 об/мин, но как отличаются ощущения! Если на асфальте FunCruiser встает на дугу в два приема (после первичной реакции на поворот руля чувствуется характерная «добавка» по задней оси), то на грунте эффект подруливания снижается за счет незначительного скольжения задней оси. Хвостом FunCruiser не метет, но драйва хватает. Энергоемкость подвески - не зря поставили спортивные амортизаторы! - феноменальная, но «косолапость» двухрычажной передней подвески чувствуется и здесь - при сильной раскачке на волнах багги чуть спрыгивает в сторону. Динамику на бездорожье определяет «короткий» передаточный ряд и скромный по отдаче мотор: сорвать FunCruiser тягой в занос на сухом грунте мне не удалось ни разу, но вытягивать машину газом из скольжения на мокрой глине иногда все-таки получалось. Вот и сейчас... Еще разок! Еще! Эх, глина-глина...

Х-образный усилитель за спиной седоков - российское ноу-хау. Он добавляет раме жесткости и повышает уровень пассивной безопасности
Чтобы забраться внутрь, требуется изрядная ловкость, но зато посадка за рулем близка к идеалу: «ковш» отлично удерживает тело, а расстояния «по рукам» и «по ногам» выверены с нужной точностью. Можно даже отрегулировать руль по высоте, правда, для этого придется воспользоваться инструментом
0 / 0

Оценивая предельные возможности Фанкрузера в деревенской грязи, мы так уделали и машину, и себя, что уже мало отличались от медведей. Впрочем, судя по поощрительным возгласам, местные жители отнеслись к нашим упражнениям с пониманием. Сотрудники биостанции тоже. И не без блеска в глазах поведали, что народ к ним в гости приезжает подчас на очень экзотической технике.

Оказывается, в Бубоницах процветает экологический туризм: на территории есть гостевой дом, есть место, где можно разбить палаточный лагерь. Люди приезжают посмотреть на чистый лес, половить рыбу в озерах, взглянуть на древние городища, курганы и понаблюдать за бобрами, которые строят плотины на местных речушках. Но медведей здесь никому не показывают! Контактировать с косолапыми разрешено лишь нескольким сотрудникам биостанции: они приносят медведям еду, следят, чтобы те не отнимали друг у друга порцию каши - и тут же покидают вольер. Играть и разговаривать с медведями запрещено даже этим людям, чтобы не притуплять восприятие посторонних звуков и запахов: медвежата должны сохранить дикие повадки! А если они, не дай бог, перестанут бояться людей, то, погуляв на воле, потянутся к человеческому жилью - и рано или поздно нарвутся на пулю.

Сорвало башню? Нет, просто на нашей машине стояли «боевые» амортизаторы Reiger, адаптированные для багги FunCruiser специалистами российской компании КМС. На них действительно можно вытворять что угодно, но комплект стоек с двумя гидравлическими регулировками и настройкой преднатяга пружины стоит 160 тысяч рублей

Зоологов я понимал очень хорошо. Но поймут ли меня в редакции, когда узнают, что я не привез ни одной фотографии с медведями? Получается, что львов, крокодилов и бегемотов в Африке фотографировал, а выйти с фотокамерой на русского медведя побоялся?

Пристегиваю длиннофокусный объектив, достаю из рюкзака камуфляжный костюм:

- Ребята, торжественно обещаю не пахнуть! Близко не подойду и не издам ни звука. Сводите к медведям!

Шумная косолапая компания наелась принесенной зоологами каши, потолкалась у пустых мисок и словно по команде полезла на большую березу. Качались на ветках, кричали, продолжали хватать друг друга за лапы, поглядывали в мою сторону и, кажется, даже позировали. Хорошо, что им всего пять месяцев! Потому что в логове взрослых медведей обещание не пахнуть можно и не сдержать.

В отличие от квадроциклов, внедорожные багги позволяют увезти довольно много поклажи: на заднем и верхнем багажниках свободно размещаются вещи для двух человек, лопата, запасное колесо, хай­джек и полог, которым можно укрыть машину в дождь. Вещи мы крепили мотоциклетными сетками-растяжками - очень удобно

Биостанцию «Чистый лес» мы покидали грустными, понимая, что уезжаем из комфортной среды - не только для медведей, но и для нас. Через двадцать километров закончится азартный грейдер, сменится пейзаж - и мы вновь окажемся на занудно-утомительном асфальте. Я буду ворчать, что у Фанкрузера никудышные тормоза (машине нужен гидровакуумный усилитель), да и сам педальный узел - на двойку. Чтобы выжать сцепление, приходится по-балетному оттягивать носок, потому что иначе рант ботинка цепляется за площадку для отдыха левой ноги. Дистрибьютерам надо бы пинать производителя именно за это, но они увлеклись чип-тюнингом. Ребята, с увеличением мощности двигателя и крейсерской скорости проблемы с тормозами только обострятся, да и «спотыкаться» о педали люди будут чаще. Не надо оказывать своим клиентам медвежьих услуг! Давайте лучше поразмыслим над конструкцией идеального туристического багги - возможно, совместив это с еще одной интересной экспедицией. Кстати, где последний раз видели снежного человека?

Влезть в грязь, да не запачкаться? В списке аксессуаров для багги FunCruiser FC 1100 есть грязевые пологи, но мне кажется, что ощутимого защитного эффекта они не дадут - одна морока. В общем, чистюлям советую ездить по садовым дорожкам!

Медведи и «медвежатники»

Главный идеолог биостанции «Чистый лес» в Тверской области - Валентин Сергеевич Пажетнов, доктор биологических наук и заслуженный эколог России. Пажетнова в лесу знает каждый медведь! Потому что он прожил рядом с косолапыми полжизни, спас несметное количество медвежат, научил многих мишек строить берлоги и, живя в тайге рядом с диким зверьем, сам стал немножко медведем: раз не сожрали, значит принимали за своего! Могу представить, на каких иголках в тот период жила его жена Светлана, которая раз в неделю приходила на заранее оговоренные лесные встречи и приносила зоологу-отшельнику еду и одежду. Результатом многолетних лесных наблюдений стали научная монография, ученая степень, международное признание и авторская методика реабилитации медвежат-сирот, по которой на торопецкой биостанции «путевку в жизнь» получили около двухсот животных.

Милые мордахи - камуфляж. У медведей нет мимических мышц, так что понять настроение зверя по выражению морды невозможно, и в этом заключается главная опасность. С возрастом звери становятся еще более непредсказуемыми, поэтому цирковые дрессировщики не работают с медведями старше 3-3,5 лет

Сорокин, фотографируй быстрее, а то я сейчас упаду!

Светлане и Валентину Пажетновым помогают дети и внуки - тоже увлеченные «медвежатники». Районная администрация построила дорогу, отремонтировала электросети, ну а финансовую лямку медвежьего проекта тянет Международный фонд защиты животных (IFAW), при поддержке которого в Торопецком районе Тверской области и была построена биостанция «Чистый лес».

Откуда берутся медвежата-сироты? Главным образом, от нерадивых мамаш-медведиц, которые никогда не возвращаются к тому месту, откуда их однажды спугнули охотники, - и обрекают своих малышей на гибель. Люди подбирают косолапых сирот и отправляют их к Пажетновым на реабилитацию. Присылают сюда и медвежат, родившихся в зоопарке, - оказывается, их тоже можно научить самостоятельно жить в дикой природе. Главное, чтобы до попадания в питомник косолапый малыш не успел освоиться среди людей (это происходит начиная с трехмесячного возраста), потому что иначе разбудить в нем врожденные рефлексы не удастся.

На волю медвежат возвращают в те же места, где их нашли, причем на ухо каждого воспитанника вешают специальную серьгу с жетоном - идентификатор, по которому зоологи отслеживают ареал, возраст и уровень активности животного. К сожалению, убив медведя, охотники часто выбрасывают эти метки, лишая ученых обратной связи.

В глазах медведей зоолог Пажетнов - молчун и бука: работая в лесу, он никогда не разговаривает со своими подопечными, стараясь держаться на расстоянии. Но с людьми Валентин Сергеевич очень коммуникабелен, а его позитив, похоже, неиссякаем

Мяса медвежатам не дают, а кормят кашами из гречки, геркулеса, пшеницы и яиц, угощают яблоками, а ближе к осени, когда медвежата набирают жир, для них сеют овес

Валентин Пажетнов говорит, что взрослый бурый медведь - это решительный, смелый и очень умный зверь, у которого нет естественных врагов, но есть возмутители спокойствия. Главный раздражитель - человек, и слава богу, что в средней полосе России топтыгины нечасто пересекаются с людьми. Но в удаленных регионах, где лесным зверям не всегда хватает корма, медведи-шатуны не редкость. Что делать, если случайно вышли в лесу на медведя?

Убежать, скорее всего, не получится, но есть шанс обмануть зверя или испугать его. Дело в том, что медведи видят объекты в виде контурной картинки. И если активно размахивать руками над головой, то в медвежьих глазах вы станете существенно больше своих реальных размеров. А еще косолапые пугаются решительной и членораздельной человеческой речи, так что не паникуйте и... Правильно, именно туда его и посылайте!

Fun и Cruiser

Внедорожные багги FunCruiser FC1100 производит китайская компания Zhejiang Renli Vehicle, но к российским покупателям эти машинки попадают из рук московской фирмы F-Motorsport, силами которой техника из Поднебесной изрядно дорабатывается.

На багги FunCruiser FC 1100 установлен автомобильный двигатель Chery SQR 472F - разработчиком этого силового агрегата является австрийская компания AVL

В итоге российская модификация отличается цельносварной рамой (оригинальная частично собрана на болтах), дополнительным каркасом безопасности, доработанным шасси (усилены места крепления амортизаторов к раме и рычаги подвески) и шумо- и огнезащитной перегородкой моторного отсека. На всех машинах устанавливаются короткие лобовые стекла (в грязи они не лишают водителя обзора) и защита днища. Меняются все ступичные подшипники и часть подшипников в коробке передач, в электропроводке используются специальные герметичные реле, а все контакты обрабатываются водоотталкивающей смазкой. Цена такой машины - 530 тысяч рублей. Любителям тюнинга предлагаются два варианта форсировки двигателя (до 75л.с./100 Нм - доплата 10 тысяч рублей и до 91 л.с./101 Нм - за 50 тысяч рублей), «длинная» (шоссейная) или, наоборот, «короткая» (внедорожная) трансмиссия, длинноходные гоночные амортизаторы, спортивные шаровые опоры, специальные шины и разнообразные туристические аксессуары: лебедки, багажники, хайджеки и дополнительные топливные баки.

Механизм переключения передач работает на три с плюсом. За эргономику тесного педального узла ставлю два. Тормозами тоже надо позаниматься. А вот рычаг, похожий на второй «ручник», который включает блокировку зад­него межколесного дифференциала, работает без нареканий
Передняя подвеска багги FunCruiser FC 1100 выполнена по двухрычажной поперечной схеме. Задняя — на продольных рычагах, по одному для каждого колеса. Ход обеих составляет 200 мм
Передняя подвеска багги FunCruiser FC 1100 выполнена по двухрычажной поперечной схеме. Задняя — на продольных рычагах, по одному для каждого колеса. Ход обеих составляет 200 мм
0 / 0

По действующей в России классификации багги FunCruiser FC1100 является мотовездеходом, то есть внедорожным транспортным средством категории А1, которое необходимо ставить на учет в органах Гостехнадзора. На сегодняшний день для управления такой машиной необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории А1, но в свете последних законодательных тенденций внедорожные багги, скорее всего, попадут под «легковую» автомобильную категорию.

Полноразмерная защита днища — вещь из разряда необходимых. С ролью грязевого фартука она тоже справляется неплохо

Паспортные данные
Автомобиль FunCruiser FC 1100
Число мест 2
Размеры, мм длина/ширина/высота 3140/1850/1580
колесная база 2450
колея передняя/задняя 1375/1570
дорожный просвет 310
Снаряженная масса, кг 710
Развесовка по осям, % 42/58
Двигатель/расположение бензиновый/сзади, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см3 1074
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 72х66
Степень сжатия 9,5:1
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 68/50/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 90/3500-4000
Коробка передач механическая, пятиступенчатая
Привод подключаемый полный, с блокировкой заднего межколесного дифференциала
Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, на продольных рычагах
Ход подвески передняя/задняя, мм 200/200
Тормоза передние/задние дисковые/дисковые
Шины передние/задние 27х8-14/ 27х11-14
Максимальная скорость, км/ч 90-120*
Емкость топливного бака, л 30
Топливо АИ-95
* В зависимости от передаточного ряда трансмиссии

Рекомендованные статьи