Дастерская: учимся в школе экстремального вождения Renault
Школа вождения Renault? Да такая есть в каждом городе: сколько по дорогам разъезжает учебных Логанов с дублированными педалями! Но речь об экстремальном вождении, и это не Megane RS на гоночной трассе, а Duster и Kaptur на льду замерзшего озера недалеко от Сортавалы. Меня будут учить скользить на автомобилях с неотключаемой системой стабилизации?
Теперь вы понимаете, почему в Москве план казался мне провальным: ехать девять часов, чтобы покататься на Дастере под хруст тормозов? Оказалось, что нет. Во-первых, без дополнительных ухищрений система стабилизации на полноприводных Каптюрах и Дастерах засыпает вплоть до 80 км/ч, если заблокировать муфту привода задних колес (в режиме Auto этот порог лишь 50 км/ч). А во-вторых, специально для заездов по извилистой трассе на некоторых кроссоверах вынули волшебный предохранитель. Но это было вишенкой на большом плоском торте упражнений на площадке.
Разгон-торможение, разнообразные змейки, квадраты — утилитарные Duster и Kaptur вполне годятся для совершенствования водительских навыков. Машины с «автоматом», конечно, зачастую себе на уме, и договориться с коробкой не получается, но если у вас «механика» и вы этой зимой нигде не катались, то…
Памятуя о Дагестане, я сперва сел за руль дизельного Дастера и долго не хотел его отдавать. Тяги у него много, но есть и проблема: частенько в упражнения «не попадает» трансмиссия. Второй передачи уже слишком много, и дизель работает чуть ли не на 5000 об/мин, а включишь третью — и мотор все же тухнет.
А вот Duster с двухлитровым бензиновым мотором этого недостатка лишен. Хороший крутящий момент, нормальный запас по оборотам — дело пошло веселее! Конечно, тягой довернуть в заносе Renault мощностью 143 л.с. получается с трудом: чем сильнее вы отклонили руль, тем меньше момента уходит на задние колеса. Это хорошо заметно в крутых виражах, когда сперва под газом Duster едет наружу, но, как только начинаешь распускать баранку, на помощь приходят задние колеса, меняя баланс на нейтральный. Вести его в скольжении нужно по-переднеприводному — заранее подставлять на нужный угол и дальше, немного прокручивая руль в сторону поворота, дозировать тягу.
Все то же самое справедливо и для Каптюра, но он оказался не таким веселым. Недостаточная поворачиваемость сильнее, охота к смене направления ниже. А еще у него перегрелась муфта привода задних колес, тогда как Duster спокойно выдерживал те же пять—шесть кругов подряд, хотя сам узел от более крупного кроссовера Nissan Murano у автомобилей Renault одинаковый.
Кстати, и Duster, и Kaptur порадовали возможностью ехать «в две педали»: можно одновременно притормаживать левой ногой и оставлять небольшой процент тяги, чтобы стабилизировать машину, например, на дуге. Такого сейчас не позволяет даже Audi R8. В итоге скупая езда с минимумом заносов — да и то в основном на торможении или при контрсмещениях перед поворотами — позволила мне показать лучшее время среди 18 журналистов.
И теперь я с удивлением вспоминаю, что за весь минувший зимний сезон, в котором я проехал немало спринтов и любительских ралли, ни разу не видел там Дастеров или Каптюров. Поверьте, на большинстве подмосковных трасс на них вполне можно побороться за хорошие места в полноприводном зачете. Особенно учитывая всеядную кроссоверную подвеску. Жаль, что эта школа по большому счету была лишь демонстрацией возможностей, потому что для владельцев Renault программ пока нет. Но я надеюсь, что следующей зимой такая водительская мастерская, а точнее Дастерская, появится и Renault станет пионером подобных школ в массовом сегменте. Что нам до скольжений на Porsche, Audi или Мерседесах AMG за пугающие суммы, когда на реальной зимней дороге от большинства этих автомобилей вполне можно уехать и на Дастере. Главное — уметь.