Новый седан Lexus IS показали нам в камуфляже. Чего ждать на серийной машине?
Любой разговор с людьми из люксового подразделения компании Toyota рано или поздно выруливает на одну и ту же тему: «Почему Lexus не BMW»? Похоже, японцы таким образом исподволь зондируют статус собственного имиджа: раз собеседник принимается всерьез рассуждать на эту тему, значит, в его глазах у баварцев пока есть фора.
На этот раз за ужином я вдруг почувствовал, что от меня как никогда ждут вполне конкретного ответа.
Но...
Я замялся.
Нет, новый IS хорош. Камуфляж, как принято говорить в Америке, leaves nothing to imagine - откровенен настолько, что не оставляет простора ни воображению, ни сомнениям: Lexus будет выглядеть умопомрачительно. А уж интерьер...
Шедевр японского приборостроения! Панель - в точности как у суперкара LFA. Ты вызываешь кнопкой бортовое меню, а шкала тахометра в ответ отъезжает к краю щитка, освобождая место для крупного цветного дисплея. Причем, в отличие от приборов, скажем, нового Рейндж Ровера, в Лексусе перед тобой не компьютерная анимация, а настоящий металлизированный обод циферблата - вещь! При желании можно даже расслышать, как жужжит моторчик сервопривода.
А еще тут сенсорные пульты управления климат-контролем: провел пальцем - и цифры температуры поскакали вверх.
В общем, будь я впечатлительной барышней, коих среди клиентуры «младшего» Лексуса большинство, подобру-поздорову ключи от «ай-эса» обратно не отдал бы.
- А как вам IS на ходу?
Главный инженер нового «ай-эса» Юничи Фуруяма прежде возглавлял проекты купе-кабриолета SC 430 и семейства IS предыдущего поколения. А над новым седаном он работал вместе с главным инженером суперкара Lexus LFA Харухико Танахаши - и одной лишь приборной панелью дело, видимо, не ограничилось.
- Нашей целью было сделать самый драйверский автомобиль в сегменте D, - говорит Фуруяма.
Понятно, что после провозглашения идеологии Fun to drive всех тойотовцев словно подменили. Но нынешний вызов - особый. Вместо «догнать и перегнать» задачей стало самим превратиться в ориентир. Вместо равнения на референсный автомобиль - собственная точка отсчета, коей стал Lexus GS. Именно его японцы, упуская почему-то IS-F, называют первым по-настоящему спортивным седаном марки Lexus.
А новый IS - это уменьшенная и улучшенная версия «джи-эса». Оба автомобиля, как и прежде, созданы на общей платформе. Для младшего седана она немного укорочена, хотя по сравнению с прежним «ай-эсом» колесная база выросла на несколько сантиметров: «Нас много критиковали за тесноту на заднем диване».
Задняя многорычажная подвеска - с разнесенными пружинами и амортизаторами. Рулевой механизм тоже общий, но для «ай-эса» его корпус сделан жестче, электроусилитель перенастроен. А по сравнению с предшественником руль стал еще и острее: за один его оборот рейка смещается не на 54 мм, а на 55,6мм.
В наследство от прежнего «ай-эса» достались бензиновые «шестерки» и конструкция передней подвески. Японцы предложили поездить на машинах обоих поколений, и я начал с версии IS 250 предыдуще... Впрочем, теперь он мне кажется просто старым Лексусом - грубоватым, валким, неожиданно расхристанным.
В новый IS после этого садишься как в спорткар: кресло стоит ниже, руль - вертикальнее. Существенной разницы в динамике между двумя машинами с атмосферными «шестерками» 2.5 и шестиступенчатыми «автоматами» (силовой агрегат нового «ай-эса» в своей последней итерации позаимствован у 209-сильного седана GS 250) я не уловил, но эмоционально новый IS резвее - отклики на газ обострились, а разгон сопровождается сочным рыком, который через звуковод в салон транслирует резонатор во впускном коллекторе.
Главное: у Лексуса появилось абсолютно немецкое ощущение цельности. Налитый живым усилием руль, моментальные отклики, минимальные крены, плотная поступь. Не чересчур ли плотная? Пружины стали мягче, но стабилизаторы жестче, и IS тщательно пересчитывает подо мной все стыки плит калифорнийского хайвея.
Зато там, где старый седан уже вис на поводке системы стабилизации, новый чертит четкую дугу, а в пределе аккуратно выскальзывает сначала передком, затем всеми четырьмя колесами. Эх, если бы к этому драйву еще бы капельку того самого «фана», искорку заднеприводного азарта. Но доворачиваться под тягой IS не спешит даже с выключенной системой стабилизации.
- Для этого мы и применили новую заднюю подвеску! - торжествует Фуруяма. - Недостаточная поворачиваемость - залог безопасности.
Новый IS, как и Lexus LFA, доводили на Северной петле Нюрбургринга, однако задачи стать быстрее конкурентов, по словам главного инженера, не стояло: «Нам важнее, чтобы любой водитель даже такую сложную трассу смог пройти уверенно и безопасно».
Жаль, что в Европе, в отличие от Америки, не будет версии IS 350 - именно за рулем машины с мотором V6 3.5 в «ай-эсе» прежнего поколения действительно начинался fun. Но еще печальнее то, что IS теперь лишен дизеля. Характер прежних седанов IS 200d и IS 220d японцы признали недостаточно «премиумным» - шумы, вибрации. Новые, более прогрессивные и рафинированные моторы на тяжелом топливе Toyota в рамках недавнего альянса позаимствует у BMW, но автомобили Lexus, судя по всему, этих двигателей не получат из конкурентных соображений. Теперь вместо них - бензоэлектрический IS 300h.
- Наша стратегия - противопоставить самым массовым моделям конкурентов собственные гибридомобили, - заявляют маркетологи Лексуса.
Конечно, гибриды - это модно, и с 2005 года Lexus продал уже более полумиллиона таких машин. Но именно с этого я бы начал ответ на вопрос, почему Lexus еще не BMW.
Да, специально под Lexus IS тойотовцы разработали новый, «начальный» силовой агрегат с бензиновой «четверкой» 2.5. Да, гибридный IS 300h под завязку напичкан драйверской электроникой. Он оснащен электронноуправляемыми амортизаторами. У него есть режим SportS+, переводящий и силовой агрегат, и электроусилитель руля, и страхующую электронику в «особо возбужденное» состояние. По сравнению с другими тойотовскими гибридомобилями электромеханический вариатор тут перенастроен - бензиновый двигатель при разгоне не работает монотонно, а наращивает обороты. А чтобы усилить ощущение динамики, через аудиосистему транслируется синтезированный рокот «заряженного» четырехцилиндрового мотора!
Первый рывок и впрямь впечатляет, но дальше ускорение скисает, звук в колонках начинает «отслаиваться» от шума реального мотора, с ростом скорости гибрид требует все более размашистой работы педалью газа при маневрах... И несмотря на то что IS 300h лишь немного тяжелее, чем обычный IS 250, легкости в движениях уже не чувствуется. Скольжения начинаются раньше, снос длится дольше.
А еще соль всего европейского «спортседанства» - именно доступные дизельные версии, которые есть у BMW. Японцы говорят, что с учетом налоговых льгот IS 300h должен стоить наравне с BMW 320d. Точно такой же расчет был и в случае с хэтчбеком CT 200h, но не сработало! «Единичек» BMW и «трешек» Audi к лету этого года в Европе было продано по 80-90 тысяч штук, а Лексусов гольф-класса - лишь 10500.
Базовые версии - это «точка входа» для многих покупателей. Ведь часто первым BMW у молодежи становится какая-нибудь подержанная «трешка», которую можно купить на первые мало-мальски крупные деньги. Дальше - машина посвежее, но тоже марки BMW. Потом - новая «трешка», за ней «пятерка» или кроссовер... Лояльный клиент готов!
А какой Lexus сейчас можно купить на первые деньги?
Нынешняя «точка входа» у марки всего одна - подержанный кроссовер серии RX. Не потому ли паркетники и преобладают в объеме продаж Лексусов?
В свое время у стритрейсеров и молодежи был популярен Lexus IS первого поколения, он же Toyota Altezza. Но со сменой поколений «ай-эса» Lexus взял курс на удорожание бренда, отказался от двухлитровых моторов, от версии с кузовом универсал... А теперь японцы спрашивают: «Нужно ли нам создавать более молодежную модель, чтобы сравняться с имиджем BMW?»
Нужно, друзья. Было. Лет десять тому назад.
И новый IS - прекрасная возможность сработать на перспективу. Нужно только вернуть ему двигатели поскромнее (знаю, что Toyota заканчивает разработку двухлитрового турбомотора), добавить к седанам купе и универсал (японцы говорят, что раздумывают над этим). И тогда за одним из таких же ужинов лет через десять я без раздумий отвечу: «BMW? По-моему, теперь вы их точно сделали».