Внедорожник Bentley Dominator: за 20 лет до Бентайги

Кроссовер Bentley Bentayga вышел на рынок в начале года, вскоре компанию ему составит не менее роскошный и наверняка еще более дорогой Roll-Royce Cullinan. Сами производители называют эти машины первыми внедорожниками под своими марками. Лукавят. Уж Bentley точно. Ведь еще двадцать лет назад, когда Bentley и Rolls-Royce были единой компанией и выпускали почти одинаковые машины, на свет появился внедорожник Bentley Dominator.

Упоминаний об этом автомобиле вы не найдете ни в одном пресс-коммюнике компании, о нем нет ни слова на официальных сайтах Bentley. Не засвечен Dominator и в авторитетных справочниках. Но именно эта машина предвосхитила моду на роскошные и абсурдно дорогие внедорожники. А своему появлению Dominator обязан одному единственному человеку.

Султан Брунея Хассанал Болкиах — один из самых богатых людей в мире: Forbes оценивает его состояние в 38 миллиардов долларов. Во главе своего крохотного азиатского государства (Бруней в восемь раз меньше Московской области) он стоит уже почти полвека, причем одновременно занимает должности премьер-министра, министра финансов и министра обороны. А заодно полностью контролирует нефтяную отрасль. Словом, у него все хорошо.

Чтобы оценить размах султана, достаточно посмотреть на его Дворец света площадью свыше 200 тысяч квадратных метров, в котором находятся 1788 апартаментов, 257 ванных комнат и парадный зал на 5000 человек. Но еще больше Хассанал Болкиах прославился коллекцией автомобилей, коих, по разным оценкам, насчитывается от трех до семи тысяч экземпляров! В гаражах собраны автомобили Porsche, Ferrari, Mercedes, Jaguar, Aston Martin, есть мелкосерийные уникумы вроде купе Cizeta Moroder с 16-цилиндровым двигателем и даже болиды Формулы-1.

Но основа коллекции несет марки Rolls-Royce и Bentley. Одних только «роллсов» у султана около шестисот штук! Многие модели представлены десятками экземпляров. А главная ценность — машины, построенные по индивидуальному заказу Болкиаха малыми партиями или вообще в единичных экземплярах. В подавляющем большинстве случаев они создавались без лишнего шума, их не возили по выставкам, не показывали журналистам и даже не использовали для привлечения внимания к марке. Очевидно, таково было требование султана. Есть даже мнение, что именно благодаря таким заказам компания Rolls-Royce вместе с Bentley осталась на плаву в девяностых годах.

К этим секретным машинам относится и Bentley Dominator. На публике эти внедорожники засветились лишь дважды, причем оба раза — во время погрузки на борт самолета в аэропорту, где и были сделаны фотографии. В 1998 году, после первой «фотосессии», статью о Доминаторе опубликовал британский журнал Autocar. Вторая встреча произошла относительно недавно, в 2011 году, а еще некоторые крохи информации о внедорожниках раздобыли энтузиасты марки.

Легенда такова. В 1994 году, заскучав от обычных седанов и спорткаров, Хассанал Болкиах отправил в штаб-квартиру английской компании запрос вида «исхитрись-ка мне добыть то, чего не может быть». А именно — роскошный внедорожник марки Bentley. Чем, конечно же, вогнал в ступор местных инженеров и конструкторов. У Роллс-Ройса тогда не было ни рамы, ни полноприводной трансмиссии, ни даже ресурсов на разработку всего этого хозяйства. Но отказать главному VIP-клиенту в Крю не могли, поэтому решились на невиданный шаг.

Если прочие эксклюзивные Bentley и «Роллсы» в коллекции султана представляют собой переделки серийных машин этих марок, то в основу Доминатора легла модель другого производителя — внедорожник Range Rover второго поколения, который вышел на рынок как раз в 1994 году. Это косвенно подтверждают и найденные энтузиастами VIN-коды всех шести построенных Доминаторов:

  • SCBTH98C5TCH00422, регистрационный номер BP9669
  • SCBTH98C7TCH00423, регистрационный номер BQ7667
  • SCBTH98C9TCH00424, регистрационный номер BQ7587
  • SCBTH98C0TCH00425, без регистрационного номера
  • SCBTH98C2TCH00426, регистрационный номер BQ7570
  • SCBTH98C4TCH00427, регистрационный номер BS9929

Согласно системе обозначений компании, символы TH обозначают тип кузова, а 98 — модель двигателя. Ни у одной известной модели Bentley такая кодировка не встречается — и это дает основание полагать, что техника Рейндж Ровера осталась нетронутой. То есть под капотом, скорее всего, находится родной мотор V8 объемом 4,0 или 4,6 л. А комбинация TCH — это, соответственно, 1996 модельный год, производство на заводе в Крю и правое расположение руля (до 1984 году Бруней был под британским протекторатом и унаследовал левостороннее движение).

Однако при взгляде на фотографии ничто в Доминаторе не выдает автомобиль-донор. Изменены не только все наружные панели, но даже стойки крыши и остекление. То есть кузов, скорее всего, спроектирован заново. Щит решетки радиатора, пластика боковин, даже дверные ручки — все сработано в стиле купе Bentley Continental тех лет. Но вот блок-фары не характерны для машин марки: седаны, купе и кабриолеты тогда уже оснащались четырьмя круглыми фарами. Зато подобной оптикой щеголял концепт Bentley Java 1994 года. Увы, оценить интерьер мы не сможем — сфотографировать его пока так никто и не смог.

Bentley Concept JavaBentley Concept Java

Зато известна цена Доминаторов — и она шокирует. За каждый экземпляр Хассанал Болкиах заплатил по три миллиона фунтов стерлингов! На этом фоне нынешняя Bentayga за 160 тысяч фунтов просто Ford Focus какой-то. Хотя на финансовом благополучии султана даже такая сумма вряд ли сказалась. Зато это вливание явно очень помогло автопроизводителю из Крю — особенно учитывая сравнительно небольшой объем инженерных работ.

По имеющейся информации, эксклюзивные внедорожники султан Брунея собирался использовать всего лишь для выездов на охоту, но по факту Bentley Dominator стал первооткрывателем жанра. Сейчас сложно сказать, дошла ли тогда информация об этой машине до других производителей, или же просто султан раньше других уловил новый тренд, но одновременно с работой над Доминатором начался вал люксовых внедорожников: в 1995 году вышел Lexus LX, в 1996-м — Infiniti QX4, спустя еще год — Cadillac Escalade и Lincoln Navigator. Причем последний был похож на полноприводник султана не только именем, но и внешностью.

Lincoln Navigator 1997 года

А в Крю надолго забыли о внедорожных машинах. Скорее всего, как о страшном сне. Не зря же много лет представители компаний Bentley и Rolls-Royce активно открещивались от вопросов журналистов о кроссоверах или внедорожниках. До тех пор, пока в 2012 году не дебютировал концепт-кроссовер Bentley EXP 9 F с весьма спорной внешностью. Ну а что было дальше, вы и сами знаете.

Рассказать друзьям
<