Trekka — первый внедорожник Skoda?

В начале минувшего декабря на официальных страничках компании Skoda в соцсетях появилась запись: «Мы отмечаем 50-летний юбилей родоначальника семейства SUV Skoda — легендарной модели Trekka». А рядом — фото странного автомобиля, внешне напоминающего оригинальный Land Rover, еще без собственного имени Defeneder.

Что за Trekka такая? И почему шкодовцы считают своим первым внедорожником ее, а не строившиеся малыми сериями штабные машины времен Второй мировой?

Связь, безусловно, есть. Однако из чешского в той машине — только шасси от модели Skoda Octavia Combi образца 1960 года. А известность Trekka получила как первый «массовый» автомобиль из... Новой Зеландии!

Skoda Octavia Combi

История Трекки такова. Правительство Новой Зеландии еще с тридцатых годов прошлого века ограничивало ввоз готовых автомобилей заградительными пошлинами, стимулируя сборочные производства. Заводы General Motors и Ford принадлежали американцам, а еще с десяток местных компаний по технологии CKD (со сваркой и окраской кузовов) собирали автомобили едва ли не всех популярных в мире марок.

Входившая в пятерку лидеров фирма Motor Lines делала, например, автомобили Jowett, Bradford, Studebaker, Nash, Hudson, Volkswagen, Fiat и Simca. С 1963 года к ассортименту добавились малолитражки Skoda Octavia из тогдашней социалистической Чехословакии. К слову, сборка Шкод продолжалась в Новой Зеландии до 1976 года: Октавию дополнила заднемоторная модель 1000 МВ под локальным именем Skoda Sabre, а после — седанчики семейства Skoda 100/110.

Идея собственной утилитарной машины родилась у владельцев фирмы Motor Lines Филипа Эндрюза и Ноэла Тёрнера. Толчком послужил прототип, построенный инженером Питером Ризбриджем на агрегатах малолитражки Bradford. Ризбридж отдал машину фирме Motor Lines для изучения в надежде на совместный бизнес. Однако Ноэл Тёрнер, прозванный за деловую хватку «алмазом грубой огранки», совершенно бесплатно использовал конструкцию, переведя ее на дешевые шкодовские агрегаты.

Trekka и ее создатели

Trekka была официально представлена в начале декабря 1966 года. Выколоченные вручную панели стального кузова а-ля Land Rover скрывали мотор 1.2 (44 л.с., 76 Нм), четырехступенчатую коробку передач без синхронизатора первой пары и хребтовую раму. Привод был, само собой, только на заднюю ось, которая имела подвеску с качающимися полуосями, из-за чего колеса стояли «домиком» как у грузовиков Tatra. А колесная база выросла со шкодовских 2390 до 2420 мм. Машина сохранила ширину Октавии (1600 мм), но за счет меньших свесов оказалась короче почти на 35 см: 3683 против 4020 мм.

К слову, трехдверный Land Rover серии IIA в те годы был даже чуть компактней (2235 мм колесной базы и 3620 мм от носа до хвоста), зато оснащался подключаемым приводом передней оси, полностью синхронизированной коробкой передач и двухступенчатой раздаткой. Прибавьте сюда более внушительный клиренс — 203 мм против 178 мм у Трекки. Ну и, разумеется, моторы с заметно большей отдачей: бензиновый двигатель объемом 2,25 л выдавал 78 л.с. и 168 Нм, атмосферный дизель того же объема — 51 л.с. и 135 Нм.

Land Rover второй серии

Зато Trekka была ощутимо доступнее. В начале 1967 года автомобиль стоил 899 фунтов — дешевле малолитражки Morris 1100 местной сборки. В Новой Зеландии он попадал в налогововыгодную категорию «сельскохозяйственных машин», а еще, в отличие от других автомобилей, Трекку можно было купить без очереди и с минимальным первоначальным платежом по кредиту. Машина предлагалась также как длиннобазное шасси с кабиной или пикап. Мягкий верх можно было заказать бесплатно, а позже за доплату стали доступны пластиковый хардтоп и дифференциал повышенного трения.

Фото www.themotorhood.com

У практичных новозеландцев Trekka стала относительно популярной. В стране с населением меньше трех миллионов жителей первая тысяча машин была продана за год с небольшим. Компания Motor Lines задумалась об экспорте — впервые для автомобилей новозеландского производства! Трекку начали поставлять на Фиджи и другие острова Тихоокеанского бассейна. А с правительством Австралии удалось договориться на беспошлинный ввоз 720 машин в год в обмен на такие же беспошлинные поставки в Новую Зеландию автомобилей Holden. Однако более зажиточным австралийцам спартанская Trekka не приглянулась.

[slider="19230"]

Не сложилось дело и с поставками в Индонезию. В 1970 году новозеландцы договорились с местной фирмой Imer Motors о сборке Трекк и даже отгрузили сотню машинокомплектов. Но у индонезийского партнера оказалось неладно с финансами: платежей в Новой Зеландии ждали долго, а фактически собранными за год оказались лишь около 30 машин.

Впрочем, спрос на Трекку к тому времени упал и на родине. Страна потихоньку ослабляла протекционистскую политику, на рынок вышли недорогие японские машины. А болячки Трекки на агрегатах из соцлагеря уже успели проявиться в полной мере. В 1971 году в Чехии прекратили производство донорской Октавии, а спустя два года в Новой Зеландии была выпущена последняя Trekka. За все время свет увидело примерно 2300 (по другим источникам — 3000) Трекк.

[slider="19231"]

Достоверно известно, что пять машин во время Вьетнамской войны служили в новозеландском госпитале в городе Куинён. Одна Trekka уехала в Детройт — для неизвестных целей ее в 1969 году приобрел концерн General Motors. А вот в Европу эти машины, насколько известно, не попадали — до тех пор, пока в 2003 году одна восстановленная Trekka не стала частью инсталляции новозеландского художника Майкла Стивенсона на выставке современного искусства в Венеции.

Однако на родине машины помнят — реставрируют и берегут, пишут о них статьи и книги. Не забывают о Трекке и чехи. Ведь машина, построенная на другом конце земли на шкодовских агрегатах, — повод для гордости. Хотя называть ее первым внедорожником Skoda все-таки преувеличение по всем статьям.

Рассказать друзьям
<