Кому чья, а мне досталась трасса Е-95

Конечно, она уже давно не Е-95, поэтому слова песни Константина Кинчева могут ввести в заблуждение тех, кто не застал в зрелом возрасте смену названия. Кстати, перименование случилось буквально в том же 1997 году, поэтому такая вот интересная творческая отсылка фактически сразу же перестала быть актуальной. Но ведь и до этого в песне имелись некоторые несоответствия: автору явно интересен далеко не весь маршрут, пролегающий от Норвегии до Крыма, а только лишь его участок между Санкт-Петербургом и Москвой, именуемый на самом деле M10 по внутренней классификации. Итак, сегодня эта самая M10 является частью дороги Е105, а песня доставляет не меньшее удовольствие, чем 20 лет назад и является неплохим саундтреком для путешествий.

Знак возле Твери с забавной ошибкой. Но обозначение трассы верное.

Забавная опечатка на указателе возле Твери. Однако, обозначение трассы верное.

С названиями вроде бы разобрались. А что же сама трасса? Известно, что это важнейшая транспортная артерия, соединяющая две столицы. Если вы с ней не знакомы, наверняка уже думаете о том, что главная трасса страны наверняка является самой современной, комфортной, быстрой и безопасной в стране. Вынужден расстроить.

Старая схема, которая вполне может быть полезной и сегодня. Все основные чекпоинты на своих местах.

Эта старая схема до сих пор может быть актуальной! Основные чек-поинты все еще на своих местах.

Разберемся (в 5 пунктах, чтобы не утомлять), что с ней не так. Ведь основные проблемы существуют уже десятилетиями и создают дороге дурную славу, при этом наделяя ее особенным колоритом с оттенками недоумения. Ну а опытные путешественники и профессиональные водители только иронично вздыхают.

1. Пробки на въезде и выезде

Ничего не поделаешь, однако планируя поездку приходится учитывать этот фактор. Самое обидное, что выезд из Москвы и въезд в Петербург (и наоборот) могут занимать до 30-40% всего времени, затраченного на поздку! Бесконечные перекрестки и светофоры в прилегающих к городам населенным пунктам здорово тормозят боевой темп. Все это еще и усугубляется всего двумя полосами в каждом направлении вблизи северной столицы. Рекомендация здесь одна - учитывать основные пробочные часы и стараться не попадать в них. Ну а если вы отправляетесь летом на юг (или едете обратно), Москву лучше проезжать ночью - в это время МКАД наиболее дружелюбен к автомобилисту.

2. Качество покрытия

Проблема не в том, что оно плохое. Как раз наоборот, с каждым годом оно в целом становится лучше и лучше. Опасность кроется как раз в нестабильности качества и кочующих год от года в разные места плохих участках. Например, еще 10 лет назад наихудшим качеством покрытия славился участок в районе Великого Новгорода, включая объездную. Теперь это место одно из самых комфортных с одной оговоркой - внезапные ямы имеют место быть. Согласитесь, неприятно, когда в условиях ограниченной видимости (ночь и фары встречных авто) вы немного расслабляетесь, наматывая на колеса километры ровного шоссе, как вдруг прямо у вас под колесами появляется яма в пол-колеса. Рулить поздно и зачастую опасно - остается только принимать удар и надеяться, что обойдется без последствий. И это единственное, что держит в напряжении всю дорогу. Рекомендую ехать в светлое время суток - это здорово сбережет ваши нервы и подвеску машины. Ну и будьте особо бдительны, приближаясь к мостам и эстакадам. Деформационные швы на них - традиционно источник огромных ям и оголенных металлических конструкций.

3. Отсутствие качественной инфраструктуры

Удивительно, но до сих пор из удобств на дороге есть по сути только автозаправочные станции, а некоторые из них даже позволяют перекусить и сходить в туалет. Интересно, что основная их часть сосредоточена вблизи Москвы и Санкт-Петербурга, а за остальную часть трассы отвечает уже более 10 лет одинокая заправка Shell почти ровно на пол-пути. Расположена она с обеих сторон дороги в районе Выползово - рекомендую не пропускать. Большинство же заправок - разномастные ноу-неймы и вполне приемлемые Лукойл, Роснефть, Газпромсервис. Собственно, все. Нормально поесть, поспать или просто отдохнуть просто негде, хотя по скоплениям фур возле некоторых заведений можно подумать обратное. Просто почему-то не возникает желания пробовать туда заходить, т.к. даже внешне доверия эти забегаловки не вызывают. Туалетов, пятачков для отдыха и разминки и прочих удобств на трассе тоже нет. Что там говорить, даже обочины в некоторых местах не позволяют безопасно остановиться для кратковременной разминки. Рекомендую заливать полный бак на выезде, перекусывать и заливаться снова до полного на пол-пути на Shell, а если приспичит поспать или в туалет - заруливать на заправки по пути (не стоит искушать судьбу на обочине).

4. Организация движения на трассе

Здесь сразу два аспекта: знаменитая трехполосная система и многочисленные населенные пункты по пути. Мало где такое вообще есть сегодня, но на M10 эта штука живет и здраствует по сей день - обгонная полоса, предназначенная попеременно для попутного и встречного потоков. Участками примерно по 500 - 1000 метров она периодически радует вас возможностью объехать многочисленные фуры или никуда не спешащих местных жителей. Опасность кроется в том, что желающих обгонять примерно столько же, сколько тихоходов, поэтому первые обычно лихо завершают маневр уже по встречной, подрезая вторых и ставя под угрозу безопасность всех окружающих в радиусе нескольких сот метров. Жуть. В ночи это вкупе с проблемой описанной в пункте номер 2 (качество покрытия) создает адский атракцион, попасть на который можно помимо своей воли. Редкая поездка по этой трассе обходится без созерцания ужасающих аварий с летальным исходом, которые, к тому же создают длинные, очень длинные заторы. Надо сказать, что заторы заторами, а средняя скорость движения по трассе и без того не очень высока. Виной тому огромное количество населенных пунктов, большая часть которых обозначена соответствующей белой табличкой. Добро пожаловать в привычный городской скоростной режим и территорию нерегулируемых пешеходных переходов. К слову, в Тверской области почти везде в населенных пунктах присутствует разделительный барьер, однако часто складывается впечатление, что там он нужен не для целей обеспечения безопасности движения, а чтобы спрятать камеру для фиксации нарушений.

5. Платные участки

Пока что мы имеем всего 2 участка - от Москвы до Солнечногорска и объезд Вышнего Волочка. На самом деле, это фактически составляющие уже новой дороги - M11. После ее ввода в строй M10 станет бесплатным дублером скоростной трассы. Ну а пока можно пользоваться в таком комбинированном режиме, естественно, внося плату. Возьмем, к примеру, долгожданную объездную Волочка. Почему долгожданную? Часть трассы M10 проходит прямо через этот город, на одной из улиц которого вас ожидает светофор. Стоять там приходилось очень долго, а хвост пробки тянулся на многие километры в обе стороны. Теперь этого можно избегать, используя новый 70-километровый участок. Тариф - 200 рублей. Что мы получаем? В первую очередь возможность довольно быстро и комфортно проехать данный участок. Здесь по 2 полосы в каждую сторону, покрытие пока еще хорошее, есть разделительные барьеры и освещение. Вроде неплохо. Однако же, в одной из недавних поездок пришлось наблюдать удивительное: левые полосы в каждом из направлений были засыпаны снегом, поэтому каждый обгон сопровождался борьбой со слешплэннингом. Опасно и странно для вроде бы новой дороги. Говорить о какой-либо инфраструктуре, кстати, пока тоже не приходится. Ни одной заправки, места для отдыха или иного объекта для остановки. Изменится ли что-то со временем, когда M11 заработает в полную силу целиком? Риторический вопрос.

Платный участок - объездная вокруг Вышнего Волочка. Левая полоса таит опасность при обгоне.

Платный участок вокруг Вышнего Волочка. Левая полоса не убрана и таит опасность.

Собственно, пока так и живем. Удивительно, что главная трасса страны до сих пор настолько не соответствует своему статусу. Есть и надежда, что с введением в строй полноценной скоростной дороги M11 все изменится к лучшему. Интересно только какая судьба сложится у старой доброй M10, если даже сейчас отношение дорожников к ней крайне снисходительное.

Снова в ночь летят дороги
День в рассвет менять...

Будьте внимательны и осторожны в пути!

Рассказать друзьям
Авторевю №17
Авторевю №17
<