Электромобилизация России: в поисках верного курса

Электромобилизация России: в поисках верного курса
Новости | 16 ноября 2017
Фото: Сергей Карпов

Российские власти не оставляют надежды подстегнуть спрос на электромобили. На этой неделе в Государственной думе в очередной раз обсуждали поправки к Налоговому кодексу. Изменения предусматривают отмену транспортного налога для электромобилей на срок до пяти лет, но вступить в силу они пока не могут: у Комитета по налогам и сборам остались некоторые вопросы. Сообщается, что в поправки внесут дополнительные формулировки и Госдума вновь вернется к их обсуждению.

Освобождение от налогов не единственная мера стимуляции спроса на электромобили на государственном уровне. Власти также планируют программы субсидирования и льготные кредиты для покупателей, а еще — налоговые льготы для самих автопроизводителей и торговых центров, на территории которых будут установлены электрические заправки. Как раз сейчас над этим работают в Минэкономразвития, которое готовит Стратегию развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года (на данный момент она состоит из 123 страниц). Авторевю сообщили в ведомстве, что, как только появится понимание по долгосрочному режиму поддержки автопроизводителей в целом, документ сразу представят на утверждение Правительству. Электромобилям (и беспилотникам) в нем посвящены сразу несколько разделов.

Ведомство приводит интересную статистику: на каждые два—четыре электромобиля в мире приходится одна зарядная станция, а в совокупности количество последних по всей планете достигает 1,45 миллиона штук (по состоянию на 2015 год). В США этот показатель несколько иной: 12 электромобилей на одну «розетку». Что касается России, то, по сообщению Автостата, к июлю 2017 года насчитывалось всего 1100 зарегистрированных электромобилей, а Минэкономразвития заявило, что в 2016 году в стране было лишь 60 электрозаправок. Примечательно, что в этом же документе ведомство ссылается на данные ПАО Россети, по которым на данный момент в России действует 130 автомобильных зарядок. А журнал Forbes в марте 2017-го писал о 170 станциях со ссылкой на порталы с геолокацией. Из-за разрозненной информации узнать показатель соотношения количества электромобилей к их заправкам в России затруднительно.

На данный момент в нашей стране реализуют сразу три программы по увеличению количества электрозаправок: государственные в Москве и Подмосковье (в планах установить 2260 зарядок в течение шести лет) и Санкт-Петербурге (29 станций), а также создание частной сети электрозаправок по всей России (80 станций).

Электрическая заправка в Московской области (фото: Юлия Черная)

Кроме того, план электромобилизации страны, по мнению чиновников, должен включать расширение привилегий для владельцев (передвижение по выделенным полосам движения, бесплатные парковки, зарядки и проезд по платным трассам), введение экосбора и нулевых пошлин на ввоз машин, а также учреждение скидок на полисы ОСАГО и замену единицы расчета транспортного налога с лошадиных сил на кубические сантиметры (в этом случае транспортный налог для электромобилей станет нулевым).

К слову, такая программа была успешно реализована в Норвегии, которая отличается рекордной долей «зеленого» транспорта: на ее население в пять миллионов человек приходится более 100 тысяч электромобилей. Успешный опыт норвежцев высоко оценили в Правительстве Мурманской области. Там тоже взяли курс на электромобилизацию региона: этим летом была установлена первая зарядная станция, которая, правда, пока больше простаивает, чем используется.

Электрическая заправка в Мурманске (фото: Виктор Костров)

О планируемых объемах производства электромобилей в России речь пока не идет, зато приводятся оптимистичный и пессимистичный прогнозы продаж электрического транспорта в стране. По первому отставание от глобальных темпов роста продаж электромобилей до 2020 года будет на уровне четырех—пяти лет. Доля электромобилей к этому времени составит 1—1,5% от общих продаж (не более 15—25 тысяч машин), а к 2025 году — около 4—5% (85—100 тысяч экземпляров). Это и правда очень оптимистично. Второй сценарий описывает отставание от темпов мирового роста к 2025 году на шесть—семь лет, и в нем приводится прогноз доли электромобилей 3—4% (65—85 тысяч машин) от общего объема продаж автомобилей. В любом случае министерство предполагает массовый выход электромобилей в средний ценовой сегмент, что произойдет благодаря снижению цены аккумуляторных батарей до 100—150 долларов за кВт∙ч.

Рекомендованные статьи