Эволюция ОСАГО: предложения Банка России

Банк России представил комплекс мер, призванных изменить рынок ОСАГО. Заявлены три этапа, которые должны быть реализованы до 2020 года включительно, а в результате станет возможным установление индивидуального тарифа автогражданки для каждого водителя.

В Центробанке отмечают, что больше всего нареканий (чуть менее семи тысяч жалоб за первый квартал 2018 года) со стороны автомобилистов — к механизму расчета коэффициента бонус-малус (КБМ). Часто он задваивается или присваивается некорректно. По плану теперь его будут присваивать каждому водителю один раз в год в зависимости от его страховой истории. Его начисление будет прозрачным и простым, а гражданам, которые в нынешнем году имеют несколько его значений, будет присвоено наименьшее (хотя такое решение могут не одобрить страховщики).

Также среди реформ значатся изменения коэффициента возраста и стажа (КВС) и количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО). ЦБ заявил, что количество страховых сегментов по возрасту и стажу водителя будет увеличено с нынешних пяти до пятидесяти.

Центральный банк подробно описывает свою позицию относительно изменений коэффициента возраста и стажа водителя. По статистике, водители со стажем до трех лет в возрасте от 16 до 24 лет чаще попадают в аварии и входят в группу риска, в то время как водители старше 30 лет с таким же скромным стажем ездят аккуратнее. В связи с этим коэффициент для первой категории ЦБ предлагает увеличить (1,87 для группы 16—21 год и 1,77 для группы от 22 до 24), а для второй, наоборот, понизить (с нынешнего действующего значения 1,7 до 1,63).

Стаж, лет
Возраст, лет 0 1 2 3—4 5—6 7—9 10—14 Более 14
16—21 1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
22—24 1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
25—29 1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
30—34 1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
35—39 1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
40—49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
Старше 49 1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
Без ограничений 1,87

Кроме того, будут расширены границы тарифного коридора базовой ставки на 20%, причем как в меньшую, так и в большую сторону. На сегодняшний день для легковых автомобилей он составляет 3432—4118 рублей, а после проведенных изменений составит 2746—4942 рубля. Опасения вызывают возможные сговоры со стороны страховых компаний в целях получения сверхприбыли, но ЦБ уверяет, что изменения, напротив, будут способствовать формированию конкурентного рынка и, как следствие, доступности полиса ОСАГО.

В ЦБ комментируют также и возможное повышение стоимости полиса по верхней границе коридора. Сейчас средняя цена автогражданки для условного водителя составляет 5800 рублей при расчетах по верхней границе коридора, а после введенных изменений она может повыситься до 7000. При этом если брать во внимание нижнюю планку тарифного коридора, то цена может, наоборот, снизиться: для среднего водителя — с 4900 до 3900 рублей. Вероятно, реальную раскладку с ценой полисов мы увидим уже в ближайшем будущем.

Указанные изменения входят в первый этап и должны быть реализованы до конца лета. Второй этап, начало которого запланировано на осень 2018 года, будет включать работу с законодательной базой, что позволило бы страховым компаниям устанавливать индивидуальный тариф. Планируются изменения механизма тарификации, а также определение оснований, сроков и границ следующих расширений тарифного коридора. За Банком России останется функция установления верхней и нижней границы. Ожидается, что ЦБ сможет контролировать тарифную политику страховщиков применительно к ОСАГО. Эта мера будет направлена на борьбу с потенциальными попытками получения необоснованного дохода путем завышения цены полисов. По завершению работ ожидается выход на индивидуальный тариф для каждого водителя.

Третий этап, запланированный на лето 2019 года, предполагает анализ текущей тарификации и дальнейшее расширение тарифного коридора. В ЦБ поделились информацией о том, что возможно в скором времени появятся онлайн-калькуляторы расчета цены страховки, которые будут доступны на сайтах страховых компаний и Российского союза автостраховщиков (РСА). Кроме того, могут появиться квалификационные требования к страховщикам, чтобы усилить контроль за агентами.

Рекомендованные статьи