Марка Great Wall остановила продажи в России
Формально китайская марка все еще присутствует на российском рынке: дистрибьюторский договор с фирмой Ирито действует, сервисная и гарантийная поддержка сохраняется. Вот только автомобилей у дилеров уже почти не осталось: на всю Москву мы нашли лишь парочку внедорожников Great Wall H3 2014 года выпуска. Такая же ситуация и в регионах, причем ни один дилер не может назвать срок возобновления поставок. Монобрендовых автосалонов у компании практически нет, поэтому место автомобилей Great Wall в шоу-румах занимают другие китайские машины (Geely, Lifan, FAW), но, например, фирменный дилерский центр Ирито на Тульской уже закрыт «на ремонт».
Напрямую из Китая к нам завозили только мини-кроссоверы Great Wall M2, остальные модели (внедорожники H3 и H5, кроссоверы H6 и пикапы Wingle) выпускали в России. У компании Ирито под Липецком есть завод Моторинвест: цех окраски здесь открыли еще весной 2014 года, осенью заработал цех сварки, а позже сюда перенесли и сборочное производство, которое прежде велось в стенах гжельского завода Электроизолятор. Но запустить его не успели: отгрузка автомобилей и машинокомплектов для их сборки была остановлена еще в декабре прошлого года и до сих пор не возобновилась.
Дело в том, что и Great Wall, и Ирито — частные компании без какого-либо участия государственного капитала. После скачков валютных курсов расчетные отпускные цены на автомобили превысили миллион рублей. Понятно, что за такие деньги китайскую машину не продать, но ни одна из сторон оказалась не готова идти на убытки: китайцы не стали снижать цены на машинокомплекты, а в Ирито — давать скидки на готовые автомобили.
Партнеры ведут переговоры и ищут взаимовыгодные условия сотрудничества на кризисном рынке, но в нынешних экономических обстоятельствах найти их непросто. Зато компания Ирито уже разработала «план Б»: летом 2016 года на заводе Моторинвест начнется сборка компактных кроссоверов Changan CS35, которые поставляются к нам из Китая с начала 2014 года. Очевидно, с государственной корпорацией, активно развивающей экспортные поставки, договориться о взаимовыгодных условиях оказалось несоизмеримо легче.
Changan CS35
А отношения компаний Ирито и Great Wall дали трещину еще несколько лет назад. Апогеем стало решение выводить на российский рынок «премиальную» марку Haval в обход основного импортера, создав собственное представительство. Более того, китайцы начали строительство отдельного завода для автомобилей Haval под Тулой: площадка мощностью 80 тысяч автомобилей в год должна заработать в 2017 году. Понятно, что дорогих Хавейлов у нас столько не продать. А вот вместе с более доступными моделями Great Wall подобная мощность уже будет иметь какой-то смысл, хотя пик продаж, достигнутый Ирито в 2013 году, — без малого 20 тысяч автомобилей.
Бывший Great Wall Hover в Китае сейчас продается как Haval H5
На вопрос Авторевю о дальнейших планах работы в России в китайской штаб-квартире компании ответить не смогли. Но, скорее всего, впоследствии компания Great Wall создаст в России собственного дистрибьютора, убрав тем самым дополнительное звено в логистической цепочке. Если на машины будут установлены адекватные цены, то серьезных проблем со спросом быть не должно. Ведь компания Great Wall — один из пионеров китайского автопрома на российском рынке: продажи начались еще в 2004 году с простых и дешевых внедорожников Safe и пикапов Deer, скопированных с автомобилей Toyota начала девяностых. Сейчас у марки сложился неплохой имидж в России, уровень качества выше, чем у большинства других автомобилей из Поднебесной, да и по объему продаж в 2014 году (15 тысяч машин) марка Great Wall из «китайцев» уступила только фирмам Lifan, Geely и Chery, которые в основном продают более дешевые легковушки и кроссоверы. За одиннадцать месяцев этого года из остатков продано только 3149 автомобилей Great Wall.