Микрохэтчбек Toyota iQ ушел на покой
Финита ля комедия: производство трехметрового хэтчбека Toyota iQ было прекращено еще 31 декабря прошлого года, а к началу апреля в Японии были распроданы последние экземпляры этой инновационной кубышки. Все произошло тихо и без огласки, а о машине нового поколения нет ни единого намека. Настолько ли неудачной вышла маленькая Toyota?
Проект iQ зародился более десяти лет назад. Тойотовцы хотели сделать комфортабельный четырехместный автомобиль длиной менее трех метров. Экономичный и безопасный, не уступающий по ездовым свойствам машинам класса B+ и с интерьером как у моделей гольф-класса. Ничего подобного в то время на рынке не было: сверхдешевая четырехместная Tata Nano длиной 3,1 м не предоставляла никаких удобств, а smart fortwo (2,7 м) имел только два посадочных места, да и богатством отделки машина прошлого поколения не отличалась.
Первый концепт показали осенью 2007 года на автосалоне во Франкфурте, а уже спустя полгода в Женеве справила премьеру готовая к производству Toyota iQ. С оригинальным шасси, трех- и четырехцилиндровыми моторами, «взрослым» интерьером и полноценным списком опций, который включал девять подушек безопасности, ESP, климат-контроль, аудиосистему, подогрев сидений и многое другое.
План продаж был смелым: 100 тысяч микрокаров в год! И поначалу рынок принял автомобиль благосклонно: в 2009-м европейцы купили 44 тысячи таких машинок. Но уже через год спрос обрушился почти вдвое и впоследствии только сокращался. Например, в 2014 году Toyota iQ нашла лишь 3600 покупателей в Европе. Четыре года назад японцы вывели хэтчбек на рынок США под названием Scion iQ, но чуда не случилось: больше четырех тысяч автомобилей ежегодно реализовывать не удавалось. Продажи в Европе и Америке были прекращены еще год назад. Последним рынком стала Япония, где в на излете карьеры Toyota iQ находила по 900—1100 покупателей в год. Продавались эти машинки и в России, но в 2009-м и 2010-м удалось реализовать только 85 экземпляров.
Очевидно, концепция «взрослого» автомобиля в маленьком форм-факторе покупателям не приглянулась. Ведь тот же smart с молодежным «игрушечным» имиджем стабильно находил по 90 тысяч владельцев в год, а с выходом пятидверной модификации forfour спрос вырос до 120 тысяч в прошлом году.
Не помогла японской кубышке и электрическая модификация eQ, которая продавалась в основном на родине. А еще у Тойоты был родственник под названием Aston Martin Cygnet, созданный главным образом для сокращения среднего значения вредных выбросов по модельному ряду компании. Готовые «айкьюшки» приходили на фабрику Aston Martin в Великобритании, где им перешивали салон и изменяли внешность, оставляя нетронутой технику. Англичане намеревались продавать по четыре тысячи таких машинок в год, но в итоге с 2011 по 2013 год свет увидело только 300 экземпляров.