Оппозиты Subaru празднуют 50-летний юбилей

Ровно полвека назад, 14 мая 1966 года, на рынок вышел седан Subaru 1000 — первый автомобиль марки с оппозитным двигателем. С тех пор компания полностью перешла на производство таких моторов: выпуск рядных «четверок» серии EN был прекращен в 2011-м, когда со сцены сошел микровэн Subaru Stella первого поколения собственной конструкции. Исключение составляют лишь «лицензионные» микрокары для японского рынка, которые представляют собой модели Toyota и Daihatsu с логотипами Subaru (среди них есть и Stella второго поколения).

Subaru 1000
Subaru 1000
0 / 0

Седан Subaru 1000 стал первой «полноценной» легковушкой компании Fuji Heavy Industries, которая прежде выпускала только дешевые микрокары Subaru 360 и фургончики Sambar на их базе. Инженеры хотели сделать новую модель комфортнее и просторнее основных конкурентов, поэтому применили передний привод (в салоне не было массивного центрального тоннеля) и оппозитный четырехцилиндровый двигатель: в длину он занимает меньше места, чем традиционная для машин такого класса рядная «четверка» (больше места в салоне), и уравновешен гораздо лучше, чем схожий по длине V-образный мотор. Это потом в Subaru начали ценить другие преимущества оппозитников — низкий центр тяжести и расположение коленвала на продольной оси автомобиля.

Силовой агрегат Subaru 1000

Оппозитный первенец с обозначением EA-52 (на заглавном фото) имел единственный нижний (или, правильнее, центральный) распределительный вал, один карбюратор и рабочий объем в 977 «кубиков», его мощность — всего 56 л.с. Только в 1984 году на модели Subaru Leone появился мотор EA-82 (1,8 л, 85 л.с.) с парой «верхних» распредвалов, а его версия с турбонаддувом развивала уже 113 л.с. В 1988-м вышел двигатель нового поколения с индексом EJ, производные которого выпускаются до сих пор, хотя в производственной программе есть еще более свежие «четверки» FB и FA. С 1987 года в гамме есть и шестицилиндровые оппозиты, а в 2007-м была представлена дизельная «четверка» серии EE.

Современный двигатель Subaru FA20D с комбинированным впрыском, который устанавливается на купе Subaru BRZ и Toyota GT86

Однако оппозитные моторы сложнее и дороже рядных: у них две головки цилиндров (каждая со своей прокладкой и коллекторами), больше распредвалов, сложнее схема их привода. Наконец, оппозиты занимают много места в ширину, что предъявляет особые требования к компоновке моторного отсека и добавляет головной боли при обслуживании. Со временем эти проблемы стали только острее. Поэтому если раньше горизонтальные оппозитные моторы выпускали множество компаний (Volkswagen, Citroen, Ford, Alfa Romeo, Lancia, Chevrolet, BMW, Ferrari и другие), то сейчас, помимо Subaru, этим занимается только Porsche.

За полвека компанией Fuji Heavy Industries выпущено более 16 миллионов оппозитных двигателей, и с каждым годом их объем выпуска только растет.

Рекомендованные статьи