В 2015 году российский авторынок упал на 36%
Ассоциация европейского бизнеса подвела итоги года на автомобильном рынке: продажи новых легковых автомобилей и легких грузовичков сократились более чем на треть. В стране реализовано 1 млн 601 тысяча машин, хотя это все-таки больше, чем в кризисном 2009 году (1 млн 466 тысяч). Могло быть и хуже, если бы не государственные программы стимулирования спроса (утилизация, trade-in, льготный лизинг и льготные автокредиты): с их помощью продано 560 тысяч автомобилей.
Из-за растущих цен объем рынка в денежном выражении сократился не столь значительно: по оценкам агентства Автостат, примерно на четверть — с 2,34 до 1,8 трлн рублей.
Прошедший год примечателен тем, что спрос равномерно распределился по всем месяцам, без привычного летнего провала. При этом декабрь стал самым успешным месяцем в году, когда удалось продать почти 147 тысяч автомобилей, хотя никаких громких предновогодних распродаж на этот раз не было. Очевидно, взыграло желание купить машины до очередного подорожания, приуроченного к началу нового года.
Российским бестселлером осталась Лада Гранта с результатом в 120182 автомобиля, хотя это на 21% меньше, чем годом ранее. А вот ближайшие преследователи прибавили, пусть и всего на 1—4%: второе место занял Hyundai Solaris (115868 машин), а третье — Kia Rio (97097).
Вообще, спрос на Лады в прошлом году падал чуть медленнее рынка: минус 31% и 269096 машин в итоге. Зато «сдулись» все модели без исключения — даже некогда дефицитный Ларгус просел на 40% (38982 машины). Среди иномарок, как и год назад, лидирует Kia с результатом 163500 машин и спадом на 16%. На третье место рейтинга вырвалась компания Hyundai (161201 автомобиль, минус 10%), сместив оттуда Renault (120411 машин, спад на 38%). Остальные марки не смогли преодолеть 100-тысячную планку объема продаж. Положительной динамикой продаж по итогам года могут похвастать лишь smart (плюс 28%), Porsche (12%) и Lexus (6%).
Что ожидает автомобильный рынок в этом году? Увы, ничего хорошего. В Ассоциации европейского бизнеса прогнозируют умеренный спад продаж: на 5% до 1,53 млн машин. Но если вспомнить про цены на нефть… Средняя цена барреля в прошлом году составила примерно 50 долларов. Столько же было в 2005 году — и в России тогда купили 1,5 млн автомобилей. Сейчас нефть стоит 30 долларов за баррель, причем не исключено, что цена опустится еще ниже. Такая же средневзвешенная цена была в 2002 году, когда россияне приобрели 1,2 млн новых машин. Учитывая, что рубль падает вместе с нефтью, усыхание рынка до этой величины выглядит вполне реальным.