Власти арестовали завод General Motors в Венесуэле

Концерн General Motors сообщил о завершении деятельности в Венесуэле. Все имущество компании, включая завод General Motors Venezolana (GMV) в Валенсии (штат Карабобо) и находящиеся на территории автомобили, было арестовано местными властями 19 апреля. Американская фирма назвала действия государства противозаконными и собирается отстаивать свои права в юридических учреждениях.

Если посмотреть на ситуацию глубже, то юридически правительство Венесуэлы обосновывает свои действия как раз решением суда. Давностью... 17 лет! В 2000 году General Motors разорвал отношения с крупным дилером из венесуэльского Маракайбо как неэффективные. В ответ обиженный концессионер обратился в суд и добился решения в свою пользу: американская компания была приговорена к штрафу в 476 миллиардов боливаров — приблизительно 4,8 миллиарда долларов. GM, естественно, посчитал решение абсурдным и отказался выполнить его. По-видимому, того же мнения придерживались и власти, до сих пор не чинившие джиэмовцам препятствий.

Однако коррективы внес разразившийся в стране кризис. Упавшие цены на нефть, приносящую Венесуэле 95% валютных поступлений, вызвали гиперинфляцию, нехватку продуктов питания, товаров повседневного пользования и, как следствие, народные волнения. Что и говорить об автомобильном секторе: рынок рухнул на 92%! Местные сборочные заводы добились от правительства разрешения выставлять цены в двух валютах: долларах за импортируемые компоненты и в боливарах за добавленную в процессе сборки стоимость.

Впрочем, и такая модель оказалась неэффективной. Например, в 2015 году венесуэльский завод концерна FCA собрал 30 автомобилей, завод Форда остановил работу, а крупнейшее в стране автомобильное предприятие General Motors Venezolana выпустило пять тысяч машин Chevrolet Aveo, Cruze, Orlando и Silverado — 11% от полной мощности. С тех пор производство практически остановилось, хотя о прекращении деятельности не объявлял ни один из заводов, а их персонал сократился незначительно: концерны ждали нормализации экономической ситуации.

Но страдающее от безденежья правительство начало экспроприировать предприятия, принадлежащие иностранным компаниям — в первую очередь американским. Самым ярким примером до сих пор был завод химической фирмы Clorox, обращенный правительством президента Николаса Мадуро в государственную собственность. Но захват завода General Motors Venezolana на основании древнего судебного решения, пожалуй, затмит эту историю. Впрочем, концерны FCA и Toyota сообщили, что на их венесуэльские заводы никто не покушался. По крайней мере, пока.

Компания General Motors объявила, что полностью выполнит все экономические обязательства перед сотрудниками завода GMV и дилерами, продолжит снабжение запчастями и сервис автомобилей. А также будет бороться за защиту своих прав в Венесуэле. Хотя до изменения политической ситуации в стране эта борьба вряд ли принесет успех.

Стоит вспомнить, что это далеко не первая в истории реквизиция автозаводов правительствами. Однако конфискации американских предприятий General Motors и Ford Третьим рейхом были вызваны Второй мировой войной, а завода Citroen в Аргентине — Фолклендской войной, в которой Франция поддерживала Великобританию.

Рекомендованные статьи