Volkswagen Golf GTE — 150-миллионный автомобиль марки?
В четверг, 24 августа, работа на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге была приостановлена. Рабочие собрались в цехе №12, чтобы заслушать поздравления руководства концерна по случаю выпуска 150-миллионного автомобиля. Им был назначен символ нового времени — подзаряжаемый гибрид Volkswagen Golf GTE.
Глава корпорации Герберт Дисс рассказал о вкладе завода в автомобилизацию мира и напомнил, что производство в Вольфсбурге стартовало 27 декабря 1945 года. Что сразу ставит под сомнение достоверность юбилея. Ведь машины здесь начали выпускать шестью годами раньше!
На тот момент это был самый современный завод Европы, спланированный как улучшенный вариант фордовского предприятия Ривер Руж в Дирборне. Одновременно в чистом поле по соседству с нижнесаксонским местечком Фаллерслебен и замком Вольфсбург вырос город, нареченный тогда Штадт дес КдФ-Вагенс, то есть «Город автомобилей KdF». Ведь для «народных автомобилей», которые по указу Адольфа Гитлера должны были стоить меньше тысячи рейхсмарок, была выбрана марка KdF — аббревиатура названия национал-социалистической организации Kraft durch Freude («сила через радость»), что курировала в Третьем рейхе вопросы спорта и туризма.
KdF 38
Кстати, по случаю начала войны массовой продукцией завода стали вовсе не народные Жуки конструкции Фердинанда Порше, а «кюбельвагены» KdF 82 и «швиммвагены» (амфибии) KdF 166 для Вермахта. Хотя деньги на завод были собраны с населения Германии: желающие получить «народный автомобиль» покупали специальные марки, которые нужно было вклеивать в особые книжечки. Полностью заполненная книжица теоретически давала право на получение машины.
После войны завод попал в британскую оккупационную зону. Штадт дес КдФ-Вагенс переименовали в Вольфсбург, поглотивший деревушку Фаллерслебен, а над остановившимся предприятием нависли тучи: интерес к его оборудованию проявили английская фирма Humber и немецкий филиал Форда, только что вернувшийся к американским хозяевам после гитлеровской реквизиции. Однако британская администрация разрешила наладить выпуск Жуков, чтобы обеспечить занятость населения. Предприятие при этом было кратковременно переименовано на английский манер — Wolfsburg Motor Works.
Армейский KdF 82
Самое любопытное, что без малого три года вольфсбургский завод выпускал, по сути, безымянные машины: марка Volkswagen стала зарегистрированным товарным знаком лишь в 1948 году. Зато каким! Только в Германии на заводах в Вольфсбурге, Ганновере, Эмдене и Ингольштадте выпущено больше 20 миллионов Жуков, хотя львиная доля пришлась на головную площадку.
Эстафету подхватил Volkswagen Golf, давший имя всему сегменту: на сегодня он, если учитывать машины всех поколений, выпущен тиражом свыше 34 миллионов экземпляров. Прибавьте к этому модели Passat (20 миллионов), Jetta (19,5 миллиона), Polo (17 миллионов) и еще десятки различных Фольксвагенов. Кстати, на головной завод в Вольфсбурге пришлась почти треть от всех выпущенных автомобилей марки: 44 миллиона экземпляров.
Наверное, даже без учета злосчастных фашистских «кюбельвагенов» (около 250 тысяч произведенных машин) суммарное количество выпущенных автомобилей действительно достигло 150 миллионов. А историческая правда — кому до нее в большом бизнесе есть дело?