Забыть дизельгейт: в концерне Volkswagen произошла смена руководства
Слухи о перетасовке топ-менеджеров Фольксвагена поползли в начале недели: финансовые издания со ссылкой на анонимных инсайдеров сообщили о скорой замене главы концерна Маттиаса Мюллера Гербертом Диссом (на заглавном фото), возглавляющим бренд Volkswagen. Шумиха даже вынудила немцев выпустить пространное и малоинформативное пресс-коммюнике: дескать, мы действительно раздумываем над перестановками, но сообщим о результатах в пятницу, 13 апреля.
И вот свершилось: как и предрекали анонимы, Маттиас Мюллер уходит со своего поста, а его место занимает Герберт Дисс. Попутно проведена очередная реструктуризация: концерн будет разделен на семь подразделений, одно из которых станет заниматься исключительно бизнесом в Китае. Подразделение легковых автомобилей разделится на три группы: «массовая» (марки Volkswagen, Seat Skoda), «премиальная» (в нее войдет только бренд Audi) и «суперпремиальная» (Porsche, Lamborghini, Bugatti и Bentley). Грузовое подразделение Volkswagen Truck & Bus «выйдет в кэш», то есть его акции выставят на биржу. Грядут и другие перемены, но о них немцы в подробностях пока не рассказывают. Очевидно, главной целью реформы была именно замена Мюллера Диссом.
Немецкие и международные медиа наперебой выдвигают собственные теории о причинах перестановок в Фольксвагене. Например, рассказывают о якобы имевшем место заговоре Дисса и профсоюзов, а также о недовольстве правления Мюллером. Однако более правдоподобной выглядит версия о том, что эта замена планировалась давно. Ведь имя Маттиаса Мюллера напрямую ассоциируется с дизельгейтом.
Маттиас Мюллер
Мюллер возглавил концерн осенью 2015 года на пике скандала, сменив отправленного в отставку Мартина Винтеркорна. Трудно представить, каким адом были для Маттиаса эти два с половиной года. Разбирательства с властями, обыски в офисах, уголовные дела и аресты сотрудников, штрафы, запреты на реализацию автомобилей концерна, отзывные кампании и выкупы дизельных машин у клиентов... А ведь при этом надо было еще и заниматься основной деятельностью: готовить новые модели, открывать новые площадки и оптимизировать структуру концерна.
Надо отдать должное: под руководством Мюллера концерн не только не обанкротился, как предрекали многие, но во многом усилился. Например, в прошлом году Volkswagen обогнал по глобальным продажам легковых автомобилей Тойоту, уступив лишь альянсу Renault-Nissan вместе с вновь приобретенной фирмой Mitsubishi. А с учетом грузовиков и автобусов и вовсе оказался впереди планеты всей: 10,74 миллиона проданных машин и 21 миллиард долларов операционной выручки. Плюс в концерне считают заслугой Мюллера программу массовой электрификации модельного ряда.
Впрочем, компания и не сказала ни одного слова упрека в его адрес, поблагодарив за достижения. А только по итогам прошлого года Мюллер получил десять миллионов долларов личного вознаграждения. Однако наверняка как раз успехи стали причиной увольнения: эхо дизельгейта понемногу затихает — и правление решило, что сейчас самое время сменить руководителя, имя которого напоминает о скандале.
Герберт Дисс в этом плане почти безупречен. Он пришел в Volkswagen из BMW всего за несколько месяцев до дизельгейта и, очевидно, был к нему совершенно непричастен. Уже тогда Дисса прочили на замену Винтеркорну, однако в новых обстоятельствах главой назначили Мюллера, проработавшего в структурах концерна всю жизнь и хорошо знавшего все подводные камни. Дисс остался возглавлять бренд Volkswagen, но наконец его час пробил. Кстати, в первом программном письме Герберт заявил, что он будет совмещать должности главы концерна и марки Volkswagen: такая практика была заведена и при Мартине Винтеркорне, и при Фердинанде Пьехе. А нарушил ее только Маттиас Мюллер.